Возможно, имена победителей осталось лишь только произнести, но история подобных мероприятий и их закулисных игр напоминает: все может измениться в последнюю минуту, и даже от самого президента ФИФА могут отвернуться его подчиненные, не получившие поддержки Зеппа Блаттера в каком-то совершенно отстраненном вопросе.

Разумеется, вчерашние и сегодняшние просмотры презентаций – пустая формальность, и единственная цель каждой из стран в данном случае – поддержать ту марку, которая уже привлекла первых людей главной футбольной организации мира.

Не пытаясь предугадать имена победителей, мы попробуем присмотреться к каждому из кандидатов, рассмотреть его преимущества и выделить недостатки, способные стать определяющим фактором при распределении голосов 22-х участников голосования.

2018

Нидерланды и Бельгия

Назвать совместную заявку хозяев чемпионата Европы 2000 года «темной лошадкой»  было бы не совсем правильно, равно как и приравнять ее к числу «андердогов», способных выстрелить в последний момент.  Голландцы и бельгийцы, при всем их благополучии и общей готовности провести мундиаль, скорее, статисты.  И на то есть объективные причины.

Во-первых, ФИФА успела фактически отказаться от идеи совместного проведения чемпионатов мира, что случилось в истории турнира лишь однажды. Заявка, которую на официальном уровне продвигали Йохан Круифф и Рууд Гуллит, продержалась до конца, где, очевидно, столкнется с более мощными противниками.

С другой стороны, у заявки Нидерланды-Бельгия есть и видимые плюсы: стабильное политическое положение, очень маленькие расстояния между городами и успешное проведение крупного турнира в прошлом. При всем этом специалисты прогнозируют этой заявке не более двух голосов.

Испания и Португалия

Еще одна совместная заявка от двух соседних держав, которые, помимо уже частично готовой инфраструктуры, имеют немалый вес в мире футбола – не станем забывать, что испанцы действующие чемпионы мира и Европы.

Это и история: ведь будет очень недурственно, если матчи чемпионата мира будут проходить на таких стадионах, как Камп Ноу и Сантьяго Бернабеу! Но главный козырь – это президент испанской футбольной федерации Анхель Мария Вильяр. Несмотря на вспыхнувший в британской Daily Mail скандал, ему удалось сохранить свою репутацию и заручиться поддержкой представителей американского блока. Это может обеспечить южанам солидные показатели при  голосовании и практически гарантирует им выход во второй раунд голосования.

Заявку на официальном уровне представляет Луиш Фигу с португальской стороны и Рауль – с испанской, да и во всем остальном проект южных стран выглядит солидно.  Если бы не два оставшихся кандидата.

Россия

Крупнейшая в мире страна еще ни разу в своей истории не принимала большие футбольные турнира, но сейчас она стоит на пороге к осуществлению мечты.  Россиян считают фаворитами, признавая уйму недостатков и даже подчеркивая, что сама затея проведения турнира в этой  стране выглядит опасной.

На стороне России – всецелая поддержка тамошнего правительства, не жалеющего огромных сумм на кампании подобного рода.  Финансовый вопрос не стоит, зато не дают покоя иные проблемы – безопасность гостей чемпионата и огромные расстояния между городами, где планируется проведение матчей.  Все это должно нивелироваться деньгами и чисто политическими вопросами – к слову, не секрет, что Зепп Блаттер, голос которого в случае общего равенства станет решающим, отдает предпочтение именно россиянам. Это вполне в духе последних тенденций в футбольном руководстве – осваивать новые горизонты.

Хотя, наверное, тому же Блаттеру несколько рискованно отдавать турнир в руки россиян. Они только недавно получил зимнюю Олимпиаду, и еще одно крупное соревнование может пройти по разряду «а не многовато ли?», что в реальности способно бросить тень на швейцарца в виду скандалов, обвиняющих российский футбол в нечестной игре.

В последние пару дней всерьез обсуждается вопрос с отказом прилететь в Цюрих премьер-министра Владимира Путина, что, по слухам, может негативно сказаться на шансах заявки.

Англия

С какой стороны не посмотреть, Англия – идеальная страна для проведения турнира, и, если бы члены комитета ФИФА принимали решения,  отталкиваясь исключительно от качества заявки и предложенных гарантий, то они бы выбрали именно родоначальников.

Объяснять преимущества британцев не стоит – они и так очевидны, а потому лучше поговорим об их недостатках.  Во-первых, местная пресса, разбившаяся на два лагеря – первый ищет происки внутри собственной ассоциации и чиновников ФИФА, а второй предпочитает сидеть молча, якобы таким образом отстаивая общую идею.

Весной разгорелся скандал с лордом Трисманом, покинувшим пост главы Ассоциации и очернившим испано-португальскую заявку, а уже в ноябре двое членов ФИФА лишились должностей после расследования, проведенного газетой The Sunday Times. При этом Рейнальд Темаири и Амос Адаму считались потенциальным сторонниками английской заявки!

 И ведь это не все. Программа Panorama на канале ВВС провела еще одно расследование дел ФИФА в 1990-х годах, в ходе которого в нечестных играх были обвинены еще три члена многоуважаемой организации – Николас Леоса, Исса Хаятту и Рикардо Тейшейра, хотя на сей раз Блаттеру и компании удалось отбиться, не наказывая подчиненных.

Позиция местной прессы автономна от позиции государства, с помощью Дэвида Бекхэма продвигающего свою заявку, а потому вполне вероятно, что кто-то из «пострадавших» не откажется проголосовать за Англию, в чем только-только убедил журналистов премьер-министр Джеймс Кэмерон, прибывший в Цюрих.

Слабость англичан может стать их силой: умение британских СМИ «раскопать» нужную информацию как нельзя лучше продемонстрировано на финальной черте гонки, и потому ФИФА способна узреть в этом частичку шантажа, тем более что англичане не побоялись «копать» под свою же Ассоциацию.

2022

Катар

Среди претендентов на проведение следующего чемпионата сплошь экзотические по футбольным меркам страны, но даже на их фоне обособленно выглядит Катар. Богатейшее государство долго находилось вдали от крупных спортивных мероприятий, и сейчас с серьезными намерениями представляет свою заявку в Цюрихе.

Понятно, что деньги не являются проблемой для местных шейхов, и сразу несколько стадионов уже строятся и будут введены в эксплуатацию в ближайшие годы. ФИФА, стремящаяся к расширению собственных границ, найдет  плюсы в проведении турнира на Ближнем Востоке, но явной помехой этому должна стать пятидесятиградусная жара – только один этот фактор способен уничтожить все старания Мохаммеда Бин-Хамана, главы Азиатской Футбольной Конфедерации, вполне возможно, будущего сменщика Зеппа Блаттера у руля футбольного мира.

Помимо прочего, недавний матч бразильцев и англичан, проходивший в Катаре, не вызвал ажиотажа, что, несомненно, пугает после пустых секторов на Кубке Мира в ЮАР.

США

С какой стороны не посмотреть, проведение чемпионата мира в самой популярной и могущественной мировой державе выглядит отличной затеей.

Пожалуй, единственный минус – разница во времени с Европой, выступающей главным потребителем во время больших футбольных баталий.  При этом у американцев хватает стадионов, оставшихся от ЧМ-94, развита инфраструктура, а сам футбол благодаря успехам национальной сборной США стремительно развивается. Местные спортивные боссы, как гуру коммерции, очень хотят, чтобы в их арсенале был еще один хотя бы наполовину сопоставимый с бейсболом и баскетболом продукт. 

К тому же янки, как им и полагается, оформляют все с голливудским шиком и блеском.  Официальным лицом промо-кампании стал режиссер Спайк Ли, а на вчерашней презентации перед публикой выступал актер Морган Фримэн. Выказывает поддержку заявке нынешний президент Барак Обама и экс-глава Белого Дома Билл Клинтон – привычная для американцев артиллерия.

По все тем же слухам, у штатников полная поддержка южноамериканского региона и Мексики, что делает именно их главными фаворитами гонки.

Южная Корея

Корейцы, как и соперничающие на этот раз с ними японцы, готовы принять турнир хоть сегодня. Неимоверный уровень организации они успели показать на совместном мундиале восемь лет назад. Наверное, в этом и главный минус обеих заявок – ФИФА нуждается в новых странах.

Помимо инфраструктуры, корейцы предоставляют отличную транспортную развязку между всеми городами, а уж памятуя о технологическом прогрессе и мировом господстве в этой отрасли именно корейцев, стоит ждать новых открытий к 2022 году. Одним словом, вопрос «что и как» даже не стоит.

Хотя в ФИФА опасаются непростых отношений корейцев с их северными соседями и всех вытекающих отсюда последствий.

Япония

Касательно японцев необходимо повторить почти все, что было написано в отношении их партнеров по проведению позапрошлого Кубка мира.  Финансовая стабильность, развитая инфраструктура, высокие технологии – что важнее, выбирайте сами.

В то же время японскую заявку практически никаким образом не поддерживает местное правительство, а сама заявка отправляется на рассмотрение уже по второму разу, что не говорит в ее пользу – японцы вылетели из «отборочного цикла» за право проведения чемпионата мира 2018 года.

Австралия

Австралийцы, как и американцы, готовы двигаться в направлении европейского спорта, и последним шагом в этом должна стать именно сегодняшняя победа.  Мощная держава, совсем недавно проводившая Летние Олимпийские Игры, способна справиться с более простой задачей.

У австралийцев интересная программа и вполне реальные способы ее реализации, при этом существует и целый ряд проблем: готовность футбольных полей, на которых играют в регби именно в летний период, существенная разница во времени с Европой, что, впрочем, свойственно всем кандидатам на ЧМ-2022.

На зеленом континенте также смогли облагородить свою заявку с помощью приглашенных звезд, главной из которых стала голливудская актриса австралийского происхождения Николь Кидман. За ней следуют и спортивные герои: гонщик Формулы-1 Марк Уэббер и пловец Иан Торп.

Голосование

По завершении торжественной части 22 члена ФИФА отправятся в специальную комнату для голосования. Для победы в первом раунде кандидату необходимо 12 голосов «за» - если такого результата достичь не удастся, то члены проголосуют заново, но при этом из гонки выпадает заявка, набравшая меньше количество голосов. И так до появления необходимого большинства.

В случае равенства решающий голос остается за Зеппом Блаттером.

Что ж, ждать осталось совсем недолго.  И пусть итог этих голосований непосредственно нас не касается, все равно очень интересно узнать имена победителей и таким образом попытаться просчитать, в каком направлении намечено развитие игры в ближайшие двенадцать лет.  Да и согласитесь – эти события попросту интригуют.

Иван Громиков, Football.ua