Игра миллионов под названием футбол уже давно перестала быть обычным видом спорта. Конец двадцатого века окончательно превратил 90-минутное времяпровождение в целую индустрию, и все чаще мы ассоциируем футбол с понятиями бизнес, маркетинг, медиа и пиар. Да, на поле по-прежнему 22 футболиста, которые пытаются затолкать мяч в ворота, вот только каждый из них сейчас не просто спортсмен, а настоящий бренд, символизирующий комплекс информации о том или ином игроке.

Болельщикам сейчас недостаточно одной сухой информации или статистики – они хотят больше знать о футболистах за пределами поля, они хотят для себя формировать имидж отдельно взятого исполнителя, стремясь хотя бы к заочному контакту. Сами футболисты также не скрывают своего желания быть ближе к болельщикам, зарабатывать популярность и признание, после чего трансформировать это, чего греха таить, в деньги. Только не спешите воспринимать все буквально – в Украине данная система пока не работает, а мы вам приводим зарубежный опыт. Хотя не исключено, что и отечественное футбольное хозяйство будет втянуто в этот процесс, а вот предугадать когда это случится практически невозможно.

Логично, что на передовых позициях в Европе самые футбольные страны, а первое место можно смело вручить Германии. Сейчас это не только самый посещаемый чемпионат континента, но и самый продвинутый. Вокруг же футболистов трудятся не только агенты, менеджеры и функционеры, а и специальные агентства, задача которых и состоит в том, чтобы сформировать из футболиста медиа бренд.

Начнем с того, что никакого отношения к футбольным агентам эти посреднические конторы не имеют - каждый отвечает за свой участок. К примеру, агент ведет контрактные дела игрока, занимается его профессиональной карьерой и оказывают юридическую помощь. Часто в его функции входит и организация презентаций, рекламных компаний с участием футболистов. А вот фирмы, о которых далее и пойдет речь,  заботятся о позитивном имидже футболиста, связях с общественностью и продвижению в болельщицкие массы. Проще говоря, занимаются PR. Заметим, данное разделение, в основном, применимо именно к Германии – в других странах агенты и "пиарщики" трудятся под одной крышей. Итак, давайте рассмотрим, в каких направлениях работают эти компании.

Профессиональное присутствие в интернете. Обзавестись своим доменным именем в интернете и собственным сайтом уже успели не только ведущие футболисты Бундеслиги и сборной Германии, но и представители низших дивизионов. А если у кого такового еще и нет, то можно быть уверенным, что сайт на стадии разработки. Мало того, между футболистами и их представителями развернулась настоящая борьба за статус самой красочной и привлекательной веб-странички. Для сравнения, из футболистов сборной Украины, которые летом могут сыграть на Евро-2012, официальными страничками в интернете владеют только Тимощук и Пятов.

Собственно, что же из себя представляет среднестатистический официальный сайт игрока Бундеслиги? В первую очередь, это полная и достоверная информация о футболисте: биография, статистика выступлений и достижений. В обязательном порядке на сайте присутствует лента новостей, последние интервью и вырезки из периодических изданий. Не забываем о качественной галерее и видеоразделе. Конечно, сближают футболиста с болельщиками рубрика "интерактив", где можно задать и интересующий вопрос своему любимцу. Альтернативой сайту служат официальные странички в социальных сетях, хотя в большинстве своем они исполняют функцию зеркала.

Контакт со средствами массовой информации. Это пункт включает в  себя организацию интервью, а также сопровождение беседы со СМИ. Что же это значит? Любой контакт футболиста с журналистами проходит через компанию, а это помогает избежать ненужных слов и высказываний, которые могут повредить имиджу футболиста. Согласитесь, с этим мы часто сталкиваемся в Украине, когда некоторые индивидуумы отказываются от своих слов, обвиняя "акул пера" в перекручивании фактов. На практике это работает так: финальный вариант расшифрованного интервью проходит проверку и одобрение у специалистов компании, после чего и попадает на страницы газет, журналов и интернет-СМИ.

Кроме того, футболисты проходят специальную подготовку для флеш-интервью, которые случаются после матчей. Исходя из этого опыта и формируется черный список изданий, с которыми тому или иному футболисту не нужно общаться. Сам клиент, в свою очередь,  получает регулярную информацию о том, как его позиционируют в СМИ.

Написание публикаций и пресс-релизов. Основной штат компаний, который в Германии занимаются пиаром игроков, состоит их журналистов, поэтому немудрено, что продвигать своего клиента в СМИ можно не только в качестве посредника. Частенько в рамках сотрудничества с медиа на страницах журналов, газеты и веб-сайтов появляются позитивные заметки, очерки или интервью с тем или иным футболистом. А вот понятие пресс-релиз футболиста пока больше абстрактное и не часто используется даже в Германии, поэтому мы на нем останавливаться не будем.

Организация пресс-конференций. В принципе, этот пункт больше включает в себя не организационные вопросы, а подготовку к пресс-конференции, которая подразумевает практически советы, как себя вести во время общения с журналистами, каких тем избегать и как отвечать на провокационные вопросы. Порой подготовка к пресс-конференции также заключается в выборе одежды и внешнего вида футболиста. Конечно, агентство также занимается аккредитацией средств массовой информации на это мероприятие.

Мы решили поближе познакомиться с деятельностью таких компаний в Германии на примере одной из них, а менеджер Spirit Kommunikation Юрген Кнаппенбергер любезно согласился ответить на все интересующие вопросы.


Прочесть завершение материала, а также принять участие в розыгрыше фирменной игровой футболки вашей любимой команды вы сможете через браузер Microsoft Internet Explorer 9. Каждый, кто заполнит соответствующую форму, может набирать баллы за активность, отмечая полностью прочитанные материалы. Среди самых активных пользователей два раза в месяц будет розыгрыш футболок их любимой команды из официального клубного магазина. Для участия достаточно заполнить форму в IE9 и нажимать кнопку "прочитано" после каждого материала.