Принятое в Украине решение об ужесточении лимита на легионеров - один из важнейших элементов западноевропейской модели развития футбола, направленной на защиту прав, прежде всего, своих, доморощенных игроков. В той же Испании на поле может выходить не более трех исполнителей, не являющихся членами Евросоюза, а что уже говорить о жесткой системе выдачи трудовых виз на Туманном Альбионе?..

Как бы то ни было, тенденция к ограничению заграничной наемной силы приведет к росту зарплат украинских футболистов и к наличию у них большего объема игровой практики, что, разумеется, должно самым позитивным образом сказаться и на кадровой обойме национальной сборной Украины. Тот же «Шахтер», с трудом выходивший из ситуации при лимите в три местных исполнителя, уловил направление «ветра перемен» и пригласил голкипера Андрея Пятова, защитника Владимира Езерского, нападающих Владимира Приемова и Александра Гладкого, не забыв вернуть в команду целый ряд футболистов, защищавших на правах аренды цвета других клубов высшей лиги.

Иное дело - «Динамо», где представляющий основу украинский легион (Шовковский, Несмачный, Ващук, Гусев, Михалик, Ребров, Ротань, Милевский) достаточно велик, а детско-юношеская школа плодовита на таланты, в связи с чем «точечная селекция» направлена на приобретение сильных иностранцев. О бразильце Майкле и марокканце Махдуфи ничего конкретного сказать не могу: в деле этих игроков не видел ни разу в жизни. А вот гвинеец Бангура - усиление значительного порядка. В прошлом сезоне, выступая за «Ле Ман», этот форвард забил 12 мячей в чемпионате Франции: цифры, свидетельствующие красноречивее любых слов. К слову, на его примере становится понятно, что многих иностранцев, приезжающих в Киев или Донецк привлекает, прежде всего, перспектива выступлений в Лиге чемпионов, которой они лишены, выступая в средних клубах более сильных, чем украинское, чемпионатов.

Вот почему я не слишком удивляюсь, когда читаю на страницах того же «Спорт-Экспресса», что «Шахтер» всерьез интересуется Вальтером Пандиани. В конце концов, классных легионеров в отечественном первенстве весьма немного: я думаю, что они составляют один процент от общего числа иностранцев. Все остальные - футболисты весьма среднего уровня, приобретаемые по дешевке или же приглашающиеся на правах свободных агентов. Очень многое в этом смысле зависит от менеджеров и наставников конкретных клубов. К примеру, как только «Шахтер» возглавил Мирча Луческу, в коллективе стали появляться преимущественно румыны и игроки, которых Мистер помнит по серии А, а местные исполнителя уровня Андрея Воробья перекочевали на второстепенные роли. Что поделать, каждый тренер выбирает удобных для себя игроков, и, конечно же, наоборот. Тот же Тьерри Анри, услышав о том, что «Арсенал» может покинуть Арсен Венгер, мгновенно перебрался на Пиренеи, хотя, уверяю вас, прими Венгер «Динамо», и Анри вполне мог бы оказаться в Киеве.

Очень хочется, чтобы в украинском чемпионате играли легионеры именно такого уровня. Иначе могут возникать не слишком красивые ситуации. Получающий 10 тысяч долларов в месяц местный игрок попросит прибавки к жалованию, но услышит от своих работодателей предсказуемый ответ: «У нас нет таких денег!». А через некоторое время игрок узнает о том, что руководство его клуба приобрело за 5 миллионов легионера, которому положена сумма в десять раз больше. Разумеется, он тут же снова пойдет к президенту и первым делом спросит его: «И это называется: у вас нет таких денег?». А каким будет его негодование, если впоследствии окажется, что этот иностранец играет в футбол хуже, чем он, а потом, не дай Бог, еще и сбежит из клуба - как это пытается делать Матузалем. К слову, понять мотивы Франселино в сложившейся ситуации очень нелегко: у него действующий контракт с «Шахтером», подписывая который Мату находился в здравом уме и трезвой памяти и не мог не знать, что до его истечения ему запрещено вести переговоры с другими клубами за спиной у руководства своего...

Вместо эпилога замечу, что хотя интерес украинских коллективов к иностранцам растет, сами зарубежные клубы особой активности по отношению к местным игрокам не проявляют. Где молодежь класса Шевченко, забивавшего в 18 лет «Баварии» в Лиге чемпионов или Реброва, начавшего выступления в высшей лиге тотчас по приобретению статуса совершеннолетнего? Мне нравятся новички сборной Блохина Чигринский и Михалик, но позвольте: тот же Сеск Фабрегас в 17 лет играл не в запорожском «Металлурге», а удачно заменял в «Арсенале» Патрика Виейра, а сегодня - в свои двадцать - это основной исполнитель лондонского клуба и сборной Испании. А сколько лет Михалику? Двадцать четыре. Я уважаю Тараса, и надеюсь, что он будет расти и дальше, но для европейских скаутов это несколько постаревший молодой игрок...
 
Шандор Варга, дипломированный агент ФИФА, "Спорт-Экспресс в Украине"