Пугающая перспектива потерять огромные деньги заставляет владельцев идти на радикальные меры, хотя зачастую именно они приводят к падению. Называемая встряской рокировка на тренерском мостике символизирует запоздалую реакцию руководителей на командные проблемы, прибегая к которой они, как им кажется, находят один-единственный способ спасти сезон, а иногда и определяющее для их клуба финансирование. Печальная статистика – всего лишь сумма каких-то цифр, рассыпающаяся при виде грозного оскала Чемпионшипа.
 
Свежим, первым приходящим на память примером неудавшейся «встряски» является прошлогодний ход руководства Вулверхэмптона. За восемь туров до конца сезона, прогнозируемо обернувшегося еще одной борьбой за выживание, Волки приняли решение уволить опытного Мика Маккарти, проработавшего с командой четыре сезона. Ирландец надоел и самим болельщикам, почему-то решившим, что их весьма посредственный состав игроков достоин более спокойной жизни, а сам клуб наконец признал в сотрудничестве с Маккарти «движение по кругу», постоянно замыкающимся на героическом спасении в последних турах. Мику указали на дверь в худших традициях: тут даже не нужно вспоминать о моральной стороне вопроса, ведь все было значительно хуже. Ему не подыскали замену.
 
Вулверхэмптон рассматривал нескольких опытных кандидатов на место бывшего тренера сборной Ирландии, ни с кем не сошелся, после чего у руля до конца сезона стал помощник Маккарти Терри Коннор. Ситуация обернулась крахом: Волки принялись проигрывать налево и направо, распрощавшись с надеждами на спасение еще за несколько туров до конца чемпионата. Настоящие проблемы начались позже: авантюрное приглашение норвежца Стале Сольбаккена сделала из потенциально сильнейшей команды Чемпионшипа середняка, а пришедший ему на смену Дин Сондерс с горем (и даже не пополам) ныне пытается спасти клуб от падения на еще одну ступень – до Лиги 1. Чего, не побоимся уверенных заключений, никогда бы ни произошло при Мике Маккарти.
 
Рэдинг в своем нынешнем положении имеет шансов на сохранение прописки меньше, чем прошлогодний Вулверхэмптон. Здесь и чистые математические подсчеты, и банальное признание того факта, что Роялисты слабее предшественников – как минимум, кадрово. Вулверхэмптон, как бы того ни хотелось трибунам Молинью, на роль середняка не тянул, но имел в своем составе достаточно класса, способного повернуть один из черных дней в белый. Достаточно вспомнить имена Мэтта Джарвиса и Стивена Флетчера, один из которых вызывался в сборную Англии, а второй был продан за огромные деньги в Сандерленд. Тут все предельно просто: у Рэдинга таких исполнителей нет.
 
Теперь нет и основы, за счет которой Роялисты держались на плаву и могли избежать участи Вулверхэмптона и других команд, превосходящих их в классе. Сказать, что Брайан Макдермотт выжимал из этой команды максимум – не сказать ничего. Собранный по крупицам коллектив перебил любые возможные прогнозы своим выступлением в Чемпионшипе, где также воспитал уникальный характер, прошедший на пути к званию королей камбеков огонь и медные трубы – Роялисты были достаточно сильны, чтобы после поражения в финале плей-офф через год выиграть прямой «промоушн» в Премьер-лигу. Это не значит, что для Макдермотта нужно было готовить роль вечного Алекса Фергюсона, но в критической ситуации его уход был странным решением. Руководство может думать о перспективе и искать более подходящего по своему представлению для этого тренера, но делать это стоит не за два месяца до окончания сезона.
 
Увольнение Макдермотта породило разговоры другого рода, в которых самую радикальную позицию выражали болельщики Рэдинга со стажем. Для многих из них родной клуб давно ассоциировался с определенным кодексом чести, за сохранение которого держал ответ герой региона сэр Джон Мадейски. Год назад пожилой бизнесмен, не способный больше содержать футбольный клуб, продал контрольный пакет акций россиянину Антону Зингаревичу. Мадейски много лет жил мечтой о развитии Рэдинга при помощи заграничных денег и, как ему казалось, выбрал верного кандидата: от Зингаревича никто не ждал беспорядочных вливаний и, в общем, отсутствию оных следовало радоваться. Тут, впрочем, можно обойтись и без лирики: Макдермотт руководствовался бюджетом, позволявшим ему подписывать игроков Лиги 1, после чего лишился работы из-за условного несоответствия этих игроков и игры команды уровню Премьер-лиги. Слухи о возможном приходе Паоло Ди Канио звучали сродни катастрофе: Зингаревич вознамерился заменить простодушного Макдермотта человеком, не скрывающим своего пристрастия к фигуре Муссолини, после чего о каноничной для Мадейски Стэдиум чести можно было забыть на долгое время.
 
К общему счастью, этого не произошло. В сложившейся ситуации владелец клуба нашел, возможно, самую достойную из имевшихся на рынке замен Макдермотту. У Найджела Адкинса много общего с Брайаном: они вместе вышли в Премьер-лигу, оба в качестве перспективных тренеров, и оба получили обидное и непринятое общественностью увольнение по ходу сезона. Как человек, Найджел стоит на тех же принципах приземленности и честности – недаром, что Адкинс перед принятием решения без всяких проблем получил совет Макдермотта.
 
Назначение Адкинса – хорошая и здоровая идея, но лишь в перспективе. Рэдинг от спасительного 17-го места отделяет семь очков, у команды впереди календарь средней тяжести, и главное в этой ситуации – условия сотрудничества и кредит доверия, выписанные при оформлении контракта. Никто не вправе требовать от него спасения – Адкинс, можно не сомневаться, морально готов к работе в Чемпионшипе, где с него, разумеется, станут спрашивать по полной. В случае чуда, ему будут уготованы лавры нового героя, но и без этого Мадейски должен тепло принять бывшего наставника Саутгемптона. Он пришел в клуб, ставящий перед собой цель получить стабильное места в Премьер-лиге. Для достижения этой цели все еще не показавшему свое лицо руководству Рэдинга необходимо набраться терпения, а заодно пересмотреть взгляды на систему взаимоотношений внутри структуры. У клубного директора Ника Хаммонда было отличное взаимопонимание с Макдермоттом по кадровым вопросам, но сохранить их с новым тренером для получения результата недостаточно. Рэдинг должен либо тратить деньги, либо осторожнее брать высоту. Ситуация, в которой крайним остается менеджером, не может быть единственным ответом на проблемы, очень часто – проблемы мнимые. Это не только рассыпающаяся сумма цифр, это здравый смысл.