Болельщиков должно коробить от упоминания в этом предложении нынешнего наставника пока еще чемпионов Англии. Они, тем не менее, поставлены практически перед фактом – в Манчестере не собираются расставаться с Мойесом, следуя как принципам планомерной замены, так и необходимости экономить. Вопрос о том, готовы ли на Олд Траффорд по-прежнему поддерживать неудачливого менеджера, фактически получил ответ, когда тот просьбами и максимальными финансовыми привилегиями поощрил лидера команды Уэйна Руни. Так или иначе, Мойесу было разрешено сделать то, на чем прежде настаивал сэр Алекс Фергюсон: вопреки всем капризам, сохранить уроженца Мерсисайда в коллективе.

Обсуждать адекватность такого доверия Дэвиду не имеет значения – это данность, отталкиваясь от которой, МЮ должен смотреть в долгосрочное будущее. С огромной долей вероятности, манкунианцы не сыграют в следующем розыгрыше Лиги чемпионов, потому потеряют еще больше веса на трансферном рынке, часть которого уже была сброшена с уходом самого успешного тренера в современном футболе. Они проигрывают 11 очков Ливерпулю и Арсеналу, демонстрирующим несравнимо более классный футбол, а позорное поражение в первом матче с Олимпиакосом ставит под вопрос их участие в четвертьфинале Лиги чемпионов. Оптимисты-фантасты вспоминают розыгрыш двухлетней давности, когда также занимавший шестое место в чемпионате Челси проиграл со счетом 1:3 Наполи, а затем не только преодолел неаполитанский барьер, но и каким-то невероятным образом выиграл Кубок чемпионов. Разница в том, что ту команду (а тогда у Челси еще и случилась мотивирующая смена менеджера) представляли гордые победители из прошлого и несколько молодых талантливых футболистов, рвавшихся проявить себя в большом бою. Нынешний МЮ представляют победители из прошлого, куда больше озабоченные своим комфортным положением в раздолбанной гостинице, и несколько более молодых парней, способности которых были под сомнением еще во время работы прежнего наставника. Не без исключений, но картина выглядит приблизительно так.

На данный момент МЮ теряет не столько деньги, сколько статус. Их по-настоящему способный менеджер за несколько месяцев превратился в легкий объект насмешек, их спортивные результаты не пошатнулись, а завалились в горизонтальном положении. Вернуться в положение человеческое возможно, и, наверное, не стоит списывать со счетов самого Мойеса – скепсис в его отношении диктуется больше нормами мгновенных результатов, которые господствуют в современном футболе. Но теперь Юнайтед может ощутить на себе то, через что прошли несколько лет назад два сильнейших английских клуба этого сезона – Челси и Манчестер Сити. Главным (а то и единственным) способом завлечения исполнителей на Олд Траффорд станут деньги, и Мойес, переподписавший на бешеную зарплату Руни, понимает это лучше остальных.

Понимал он это еще и в январе, когда МЮ побил клубный трансферный рекорд и забрал у Челси Хуана Мату. Испанца постигла удача: в Лондоне от него хотели избавиться, и чемпионы оказались как нельзя к месту, сделав громкое заявление о своих амбициях на будущее. Юнайтед не собирается сдаваться – они по-прежнему будут привлекать больших футболистов, веря, что их использование находится в надежных руках Дэвида Мойеса. За этим последовало очередное обновление соглашения с Руни. Новый менеджер еще летом с боями удержал Уэйна в команде (первое, за что его реально можно хвалить в МЮ), но когда результаты Красных дьяволов снова стали угрозой положению футболиста, открыл клубную казну и увидел улыбку на лице старого подопечного и его все так же хваткого агента.

Руни в составе – как еще одна приманка для будущих новичков: они должны видеть, что клуб представляет один из сильнейших исполнителей современности, и намерений давать заднюю МЮ не имеет. Мойес сделала первую ставку именно на Уэйна, а не на Робина ван Перси, включающего режим суперзвезды при первом запахе дыма, по ряду причин. Во-первых, Руни – более сильный и многогранный исполнитель. Во-вторых, он моложе. В-третьих, задобрить Робина даже тяжелее.

По мотивам последней встречи с Вест Бромом можно сделать вывод о том, что голландец, не демонстрирующий в этом сезоне прошлогодней формы, стал для Мойеса новой дилеммой. Ван Перси выглядит раздраженным: он капризничает на поле, срывается на соперниках и явно не радуется своей замене. Это природное чувство, за которое Робина осуждать глупо: его партнер по атаке теперь получает значительно больше, и именно его комплекс примадонны был услышан первым. Проблема в том, как менеджеру реагировать на это поведение. С одной стороны, Дэвид может позволить себе потерять нападающего, и где-то это даже упростит сложное взаимодействие атакующих игроков – Маты, Руни и Янузая. Более того, ван Перси исполнится 31 год, он по-прежнему травматичен, а что главное – он чистый форвард. Руни имеет возможность переформатироваться в центрхава с годами (и он это уже делал), но лучший футбол нападающих после тридцати остается в прошлом. От ван Перси на поле требуют только одного – голов. Есть большие сомнения, что он может предъявить их в ближайшие годы.

Присутствует ли спрос на голландца сейчас? Мойесу нужно оценить и это, и рынок как таковой. Форварда аналогичного уровня (Руни остается за скобками как «десятый номер») в МЮ нет, на континенте их не так много, и возможное подписание нового исполнителя будет ограничено понизившимся статусом клуба. Для его сохранения предпринято несколько мер, и едва ли кто-то поспорит с тем, что новый контракт для Руни и приглашение Хуана Маты значат больше, чем поддержка голландского бомбардира. Результаты команды в этом сезоне не находят никаких оправданий для их менеджера, но в расстановке приоритетов на будущее он делает верные шаги, хотя ком проблем на пути к лету будет становиться все больше: дилемма имени ван Перси – это только начало.