«После случившегося в субботу мы приняли решение перенести благотворительный матч. Люди очень расстроены, о чем свидетельствуют комментарии в социальных сетях». Такое заявление сделал пресс-атташе благотворительной организации Children's Hospice South West сразу по окончании прошлого сезона в Футбольной Лиге в день, когда должен был состояться традиционный матч между командой, составленной из бывших игроков двух профессиональных клубов Бристоля, и командой знаменитостей и музыкантов. «Мы говорим не об отмене матча, а об его переносе – когда улягутся страсти».

«Случившееся в субботу» – вылет клуба Бристоль Роверс из Футбольной Лиги.

На самом деле сам по себе вылет не так уж и страшен. Такое отношение к этому событию – отголоски давних лет, когда между Футбольной Лигой и «остальным миром» не было прямого обмена. Стать новым членом Футбольной Лиги можно было только в результате голосования, где приходилось конкурировать с действующими членами Футбольной Лиги, которые, как правило, легко набирали нужное количество голосов. Потому в составе Футбольной Лиги что-то менялось не очень часто, и каждая такая замена (читай – потеря кем-то места в Футбольной Лиге) и вправду становилась событием. Но сейчас, когда каждый год в Конференцию опускаются два неудачника Лиги 2, а в обратном направлении поднимаются два новичка (и нередко кто-то из них новичков имеет за плечами огромный опыт выступлений в Футбольной Лиге; например, в прошлом сезоне чемпионом Конференции стал Лутон Таун, клуб, поигравший в элите английского футбола, завоевывавший Кубок Лиги и игравший в финале Кубка Англии), все происходит буднично.

Но случай Бристоль Роверс все-таки особенный, ведь речь о 94 годах выступления в Футбольной Лиге.

Да, Бристоль Роверс, или, как известен этот клуб, Пираты, звезд с неба никогда не хватал. За все эти 94 года он ни разу не играл в элите. Ближе всего к этому Бристоль Роверс был весной 1956 года. Тогда, за два тура до финиша, команда под руководством Берта Танна шла на втором месте и в случае победы на поле прямого конкурента Лидса гарантировала себе путевку в первый дивизион. Пираты даже открыли счет, но затем соперник забил дважды и обошел Роверс в таблице. Бристольцы проиграли еще и заключительный матч, смысл в котором после поражения от Лидса пропал, и финишировали на 6-м месте.

Как так получилось, что представитель шестого по величине города Англии за без малого целый век так и не сыграл ни разу в элите, тогда как представляющий куда как более меньший город Бернли был дважды чемпионом, действительно поражает. Можно вспомнить, что Бристоль Роверс в своем городе – не единственный клуб, есть еще и более успешный Сити (в прошлом сезоне вылетевший из Чемпионшипа). Но это, конечно, не объяснение, ведь достаточно вспомнить не очень-то отличающийся от Бристоля по величине и значимости Ливерпуль.

Есть такое слово «бесхозяйственность». Или, если хотите, плохое управление. Вкратце именно этим можно объяснить главную причину такого положения клуба, который в конце концов потерял статус члена Футбольной Лиги. В конце восьмидесятых Бристоль Роверс так вел свои дела, что из-за финансовых проблем вынужден был оставить стадион, на котором выступал с конца XIX века, и десять лет играл в соседнем городке.

Тема нового стадиона живо обсуждается болельщиками Бристоль Роверс все последнее десятилетие. В середине нулевых подъем в Лигу 1 и выход в четвертьфинал Кубка Англии (только третий в истории клуба) под руководством молодого наставника Пола Троллопа и под голы бомбардира Рики Ламберта совпал с принятием проекта строительства нового стадиона. Клуб получил все необходимые разрешения и… Перенос срока начала работ следовал один за другим, затем пришлось возиться с инициативными группами, которые собрались с силами и стали возражать по поводу застройки, разумеется, ценного своим природным ландшафтом участка.

В общем, все это время на проект нового стадиона уходила чуть ли не вся энергия болельщиков и, что самое главное, руководства. Причем со стороны все эти разговоры казались переливанием из пустого в порожнее. Даже резко ухудшившееся положение команды не сразу привлекло к себе внимание. Может быть, потому, что Бристоль Роверс, хоть высоко не взлетал, но и практически никогда не падал так низко. Как оказалось, это как раз и было самое страшное, ведь, если хотите, иммунитет к борьбе на самом дне у Пиратов был слабенький.

В 2011 году Бристоль Роверс погрузился в Лигу 2, где, вопреки ожиданиям, не стал обыгрывать всех подряд, а постоянно оказывался во второй половине таблицы. Пираты откровенно заигрывали с зоной вылета, полагая, что в нужный момент они всегда найдут или тренера, или игрока, которые без проблем избавит их от проблем.

«Слишком хороши, чтобы вылететь». Так любят убеждать себя болельщики так называемых больших клубов, а Бристоль Роверс для Лиги 2 был все-таки «большим клубом». Но вся штука в том, что Бристоль Роверс не был «слишком хорош». Значительную часть этих трех сезонов медленной стагнации Пираты были плохи, но старались этого не замечать.

Пол Бакл показался недостаточно известным и опытным, а вот Марк Макги, повышавший ранее в классе три разных клуба Футбольной Лиги, был достоин чести работать с Роверс. Он даже подписал немца Фабиана Бромхаммера по рекомендации самого Феликса Магата, с которым Макги в восьмидесятые играл в Гамбурге. Это, конечно, большая честь, вот только Бристоль Роверс больше очков от этого набирать не стал.

Тогда команду принял Джон Уорд. Он неплохо работал с Пиратами в середине 90-х, а потом повышал в статусе Бристоль Сити (!) и Челтнэм. Хорошему специалисту столь вольное обращение с таким понятием, как верность клубу, можно и простить. Тем более что Уорд действительно был тем лучшим, что могло случиться с Бристоль Роверс. Вот только сам Уорд уже не горел желанием окунаться в работу менеджера. Он не скрывал, что видит себя в роли директора, так сказать, «на страже концепции». Именно такую работу ему обещали Роверс после того, как он, конечно же, обезопасит команду от вылета, а потом поможет найти молодого, амбициозного наставника.

Первую задачу Уорд решил, а вот поиски преемника затянулись почти на весь прошлый сезон.

Бристоль Роверс в лице Джона-Джо О’Тула перед стартом сезона получил настоящего главаря пиратской банды. Он выглядел внешне похоже на персонажа пиратских романов, а его набеги на чужую штрафную постоянно несли соперникам беды и разрушения. Пираты получили не только менеджера, но и игрока – отличное сочетание, чтобы подняться хоты бы в зону плей-офф. А молодой, амбициозный наставник может подождать.

Не получилось, и болельщики стали все громче роптать. Претензии были традиционные: не тот состав, не та тактика, не те замены.

Наконец в конце марта Бристоль Роверс назначил Уорда директором и представил нового менеджера. Дарреллу Кларку было 36 лет, но он успел вывести клуб Солсбри Сити сначала в Южную Конференцию, а затем и в главную Конференцию. Кларк с августа работал в качестве ассистента Уорда, но только теперь в клубе решили, что ему самое время возглавить команду. Кларк начал убедительно – с победы над Моркамом.  До финиша оставалось 7 туров, от зоны вылета было шесть очков, а О’Тул забил 13 голов. Болельщики в сюжете для передачи Football League Show рассуждали не о тревожной перспективе вылета в Конференцию, а о все той же проблеме нового стадиона. Что могло пойти не так?

Да, собственно, всё.

О’Тул больше не забил ни разу, а следующую победу Бристоль Роверс одержал только в предпоследнем туре. Впрочем, после той победы мало кто сомневался, что Пираты не выйдут сухими из воды и на этот раз, ведь они на выезде обыграли прямого конкурента Уиком Уондерерс. В последнем туре дома просто нужно было взять одно очко в матче с уже ни на что не претендующим Мансфилдом. Даррелл Кларк, кстати, родом из Мансфилда, свою карьеру он начинал в этом клубе. Что может пойти не так?

Бристоль Роверс пропустил под занавес первого тайма, после перерыва без устали атаковал, бил в штанги и перекладину, но забить не смог, и 10,5 тысяч зрителей пытались понять, что, черт возьми, случилось – их команда за весь сезон лишь однажды оказалась в зоне вылета. За весь сезон. Лишь однажды. Для Бристоль Роверс последних лет это могло считаться несомненным успехом. Могло бы, если б только случилось в другой какой-то день, а не после финального свистка в последнем туре. Болельщиков успокаивали с помощью конной полиции. Кларк на послематчевой пресс-конференции плакал.

Джон Уорд проработал директором 41 день. Джон-Джо О’Тул ушел в Нортхэмптон. Вместе с ним ушли еще 15 игроков. В прошлую субботу Бристоль Роверс дебютировал в Конференции матчем с Гримсби Таун. Семь тысяч зрителей на Мемориал Стэдиум и семь дебютантов в составе Пиратов. Матч завершился вничью 0:0. Гримсби смотрелся немного увереннее. Оно и неудивительно, ведь для них это уже пятый сезон в Конференции.

В отличие от Бристоль Роверс, Гримсби играл в элите. И даже как-то занял там 5-е место.

Благотворительный матч до сих пор так и не состоялся.

P.S. Оксфордский словарь современного английского языка: Route Oneтактика игры в атаке, основанная на использовании длинного паса. Если получится, серия материалов об английской трясине будет выходить под таким общим названием.