Сейчас это кажется только шуткой, но неудача трех игровых вариантов, использованных голландцем по ходу дебютного поединка, наталкивает на более глобальную мысль. Успех любой игровой модели зависит от качества исполнителей: Луи настолько вдохновляюще говорил, что болельщики, позабыв о прописной истине, столкнулись с первым разочарованием. Ван Гаал заявил, что для успеха в стартовой игре его подопечным достаточно сделать то, «о чем они договаривались». Наверняка какие-то условия предъявлял игрокам и менее изощренный Мойес. Сейчас, к несчастью для Луи, он в одной лодке с шотландцем – их идеи могут отличаться, но останутся идеями, пока ван Гаал не получит необходимый для работы материал.

Встречу Манчестер Юнайтед начал с обещанной схемой с тремя центральными защитниками, имея среди здоровых игроков первой команды всего двух представителей этого амплуа. Перестроившись после перерыва на 4-2-3-1, манкунианцы не могли добиться улучшений. Бездейственная пара центрхавов Флетчер – Эррера оставалась бездейственной, а Эшли Янг оказался левым защитником – причем не только по позиции, но и по сути. Выпустив Маруана Феллаини и убедившись в его слабости в середине поля, ван Гаал отрядил бельгийца в центр атаки для финального штурма. Ход не новаторский и прежде работавший у Марка Вильмотса: проблема лишь в том, что из всех попыток удачно попасть мячом в огромную голову Маруана удачной оказалось только одна.

Апогеем тактического пиршества стал индивидуальный маневр Луиша Нани. Португалец выполнил сольный проход поперек поля, убрал мяч под себя и направился по той же траектории в другую сторону. Почти так же осмысленно выглядел возврат мяч от чужой штрафной к боковой линии на другом фланге, где у Эшли Янга открывалась возможность запустить его за пределы поля.

Воспринимать написанное как критику ван Гаала не стоит – сейчас голландца можно винить только в завышенных ожиданиях. Рууд Гуллит, приглашенный в субботу в студию Match of the Day, правда, считает иначе – бывшему менеджеру Челси непонятно, зачем Луи вообще упирается на схему с тремя защитниками. Это было оправдано в сборной Нидерландов, которой не доставало кадров. То же на первый взгляд касается и Юнайтед, но отличие в том, что манкунианцы обладают конкретным статусом и живут в пределах долгой дистанции чемпионата. Ван Гаал тренировал большие клубы, танцуя вокруг системы 4-3-3 – и на стадионе вроде Олд Траффорд от него ждут именно доминирующего футбола.

Гуллит во многом прав, но, отходя от философских вопросов, следует осознать, что нынешнему составу МЮ не хватает нескольких исполнителей высокого уровня. Требующие усиления позиции известны, первые кандидаты проиграны, а в худшие моменты все выглядит особенно плохо – приведенные выше примеры говорят о боязни большей части игроков брать на себя ответственность. Тем же Эррере и Флетчеру в субботу противостоял Джонджо Шелви – футболист, вероятно, уступающий обоим в классе, но умеющий несравненно больше, когда необходимо проявить решительность. Шелви готов ошибаться, но брать при этом игру на себя, игроки МЮ готовы перекладывать ответственность друг на друга. Этот жуткий перелом – главная беда, связанная с уходом сэра Алекса и поддержанная такой же нерешительностью Дэвида Мойеса. Среди тех, кто вышел на поле в субботу, только Уэйн Руни, Фил Джонс и Аднан Янузай выглядели футболистами, которым «не все равно». Другие, выбрав себе колею, не выбирались из нее, какие бы схемы ни рисовал ван Гаал.

Левый защитник, два центрбека, один центрхав – задачи, которые выглядят обязательными к выполнению в ближайшее время. Ван Гаал – великий тренер, который имеет право (и это необходимо!) быть излишне уверенным, но в сочетании с бездействием клубного руководства эта уверенность способна выйти боком. «Подписать игрока можно за 24 часа, поверьте мне на слово», — заявил голландец на пятничной пресс-конференции. Для кого-то – возможно, для Эда Вудворда – нет, только если это не будет возвращение Бебе на Олд Траффорд. Эпоха Мойеса завершилась катастрофой, но даже в такой ситуации можно извлечь пользу. Шотландец несколько раз летал смотреть Тони Крооса и настраивался приобрести Сеска Фабрегаса. Два футболиста высочайшего уровня, в которых так нуждается Юнайтед сейчас. Уволив Дэвида, Вудворд махнул рукой на эти затеи и стал дожидаться ван Гаала с чемпионата мира. Кроос и Сеск были подписаны другими – так же, как и Томас Вермален, за которого МЮ не желал «платить лишнее». Вудворд был очень решителен, когда настиг в раздевалке Рио Фердинанда, чтобы попрощаться с ним. В поисках замены трем списанным, но авторитетным футболистам защиты он должной решительности не проявляет.

Методами ван Гаала тяжело не проникнуться. Он пытается пробудить в игроках самолюбие, ставит высокие цели и принимает верное решение, отдавая капитанскую повязку Руни. Уэйн – не только лучший игрок МЮ, а первый, кому не безразлична собственная репутация. Редкий для современного футбола исполнитель, открыто дискутирующий с менеджером и вставляющий партнерам за плохую игру. «Босс, с кем я сегодня играю в атаке?» — с таким вопросом молодой Уэйн как-то подсел в автобусе к самому сэру Алексу. Руни следует критиковать за его игру в футболке сборной Англии, но сейчас он – единственный возможный локомотив Манчестер Юнайтед в сложный переходный период.

Сказанное – не плод разочарования от одного только матча, здесь мы напрямую отталкиваемся от действий тренера. О необходимости серьезного усиления знал каждый, включая ван Гаала. Голландец поступил честно: он дал имеющимся футболистам шанс проявить себя. Заглянув в многолюдный лазарет, он найдет много имен, которые «сделали бы разницу» в эту субботу. Поэтому Эд Вудворд и Луи ван Гаал в ближайшие две недели должны сделать все, чтобы голландец не оказался в одной лодке со своим предшественником.