Один пример "захватывающей инновации" "в угоду модным директорам клубов АПЛ".
В мае этого года был обнародован план изменений, который, по мнению председателя Футбольной Ассоциации Грега Дайка, должен помочь сборной Англии выиграть чемпионат мира 2022 года. Из четырех ключевых пунктов плана наибольший резонанс вызвало предложение в иерархии английского футбола создать в сезоне 2016/17 еще один дивизион – Лигу 3, – в который вошли бы лучшие коллективы Конференции, а также дублирующие составы десяти клубов Премьер-лиги. Премьер-лига-Б, по замыслу, должна помочь вырастить в недрах трясины новое поколение талантливых английских футболистов, дабы, как пророчествует Данни Миллз, экс-игрок сборной Англии и член комиссии, занимавшейся изучением данного вопроса, «в скором времени менеджер национальной команды не набирал состав из игроков второго и третьего дивизионов».
Идея института вторых команд спорна сама по себе, ведь мало какая вторая команда, выступающая на уровне низших дивизионов, действительно приносит пользу первой команде, не говоря уже о национальной сборной. К тому же особенность низших дивизионов в Англии заключается в том, что трясина представляет собой самодостаточное явление, значимость которой будет поставлено под сомнение присутствием Б-лиги и Б-команд.
Потому неудивительно, что именно эта идея была удостоена наибольшего количества критики со стороны обычных болельщиков. Гораздо меньше внимания было приковано к предложению новой арендной системы, которая позволила бы клубу Премьер-лиги отправлять одновременно до восьми своих игроков на обкатку в состав «стратегического партнера» из Лиги 1 и Лиги 2.
Тема фарм-клубов в английском футболе не нова. Еще легендарный новатор Герберт Чепмэн предлагал превратить Лейтон Ориент в фарм-клуб Арсенала. По его мнению, от такого сотрудничества выиграли бы оба клуба, но Футбольная Лига и Футбольная Ассоциация сразу же заняли четкую позицию: каждый клуб должен представлять собой самодостаточную и независимую единицу, сохраняя собственную идентичность.
Можно не сомневаться, что предложение новой арендной системы Дайк и его комиссия выработали на примере клуба Лиги 1 Суиндон Таун, который на некоторое время негласно превратился в фарм-клуб Тоттенхэма. В общей сложности состав Суиндона перед началом сезона 2013/14 пополнило сразу шесть игроков Шпор.
26 июня 2013 года был подписан защитник Джек Бартрам. 2 июля было объявлено о годичной аренде полузащитника Массимо Луонго и защитника Гранта Холла. Спустя неделю к ним присоединились полузащитник Алекс Притчард (аренда) и защитник Нейтан Бёрн (постоянный контракт), а в конце июля – полузащитник Райан Мейсон (тоже аренда).
Разумеется, просто так столь массовый переход в одном направлении случиться не мог. Также понятно, что официально связь Суиндона и Тоттенхэма не была оформлена, ведь это запрещено регламентом. Значит, существовала устная договоренность на уровне личностных отношений. Одно из первых предположений было связано с личностью менеджера Суиндона Кевина Макдональда. Специалиста, долгое время работавшего с молодежью Астон Виллы, сватали в Академию Тоттенхэма, когда он покинул Бирмингем, но он решил возглавить клуб Лиги 1. Однако уже в середине июля, не дожидаясь начала сезона, Макдональд внезапно покинул Суиндон, и одной из очевидных причин отставки как раз и стал массовый переход игроков Тоттенхэма.
Как оказалось, инициатором эксперимента стал Тим Шервуд, который в то время работал с молодежной командой Тоттенхэма. Он хорошо знал нового владельца Суиндона Ли Пауэра, с которым вместе выступал за Норвич Сити в начале девяностых. С тех пор Пауэр стал преуспевающим футбольным агентом, а затем и бизнесменом, и в апреле прошлого года вложил 1,2 млн фунтов в Суиндон. Клуб, непомерно раздувший бюджет за время сотрудничества с Паоло Ди Канио, вынужден наполовину сократить расходы и оставить только каждого третьего из прежнего состава команды. Шервуд своевременно подкинул идею, которая сразу же показалась Пауэру интересной: «Ты не мог бы понянчиться с моими ребятами?»
Почему бы нет?
Суиндон и при Ди Канио как-то взял взаймы сразу четверых игроков молодежной команды Брайтона, но теперь новички из большого клуба не просто появились на Каунти Граунд, они по умолчанию получали место в стартовом составе. Даже если им приходилось выходить не на родных позициях. Марк Купер, ставший менеджером Суиндона, опроверг, что подобное требование закреплено в контрактах, хотя при этом намекнул, что взаимовыгодным сотрудничество может быть лишь в том случае, если футболисты будут регулярно получать игровую практику.
Болельщики команды с недоверием отнеслись не только к этому, но также к новому стилю игры, основанному на контроле мяча и коротких передачах. Когда в середине сезона Суиндон, долго державшийся на подступах к зоне плей-офф, резко просел (три победы в 16-ти турах), трибуны Каунти Граунд стали требовать от команды играть проще, а «не перекатывать мяч поперек в угоду модным техническим директорам клубов Премьер-лиги». В марте Суиндон выиграл три матча кряду, обойдясь без травмированных игроков Тоттенхэма (только Луонго сыграл в двух из этих поединков), и дважды победные голы забивали молодые воспитанники клуба Майлз Стори и Луис Томпсон. «Но будут ли они играть, когда навязанные нам игроки восстановятся?» «Чужаков» освистывали, от Купера требовали уйти в отставку, а средняя посещаемость упала на 10% в сравнении с позапрошлым сезоном. «Мы перестаем быть Суиндоном», — считали они. Потеря собственной идентичности даже в обмен на успех – серьезная проблема для болельщиков клубов низших дивизионов. Чаще всего это единственное, что у них есть. Ли Пауэр, доселе отмалчивавшийся, тут же поспешил заверить, что «Суиндону потеря собственного «я» не угрожает».
Ситуация очень скоро перестала быть внутренней проблемой Суиндона. «Все с огромным интересом следят за этой захватывающей инновацией», — подтвердил Джед Родди, глава департамента молодежного футбола АПЛ. Наставник Брентфорда Марк Уорбертон, не так давно являвшийся одним из руководителей проекта NextGen, заявил, что «фарм-клубы имеют право на жизнь. Опыт сотрудничества Тоттенхэма с Суиндоном – это серьезный шаг вперед. Почему бы нам не попробовать систему, когда, скажем, 10 игроков могут перейти на постоянной основе из одного клуба в другой по номинальной цене – тысяч 25, а первый клуб может забрать их уже за 250 тысяч, если парни будут прогрессировать?»
В конце прошлого сезона Тим Шервуд покинул Тоттенхэм и, как часто случается со Шпорами, начинание нетерпеливо было заброшено в угоду другим идеям. Однако обкатка молодых игроков в жестких условиях регулярного сезона в Лиге 1 (46 матчей) определенно пошла тем на пользу. Защитник Грант Холл в этом сезоне оказался уже в Чемпионшипе, где в аренде играет за Бирмингем. Алекс Притчард, номинировавшийся на звание Игрока года в Лиге 1, дебютировал в молодежной сборной Англии и также выступает в Чемпионшипе – Марк Уорбертон предложил ему поиграть за Брентфорд. Массимо Луонго дебютировал в национальной сборной Австралии и поехал на чемпионат мира. Уже 31 августа прошлого года Суиндон выкупил его контракт за 400 тысяч фунтов, причем Тоттенхэм в случае продажи полузащитника получит половину суммы. Прогресс Луонго дает основания надеяться на то, что и Суиндон отобьет вложенные в него средства, и Тоттенхэм сможет еще заработать. Самый старший из этой шестерки – Райан Мейсон – по ходу нынешнего сезона сумел пробиться в стартовый состав Шпор, хотя дебютировал в первой команде еще шесть лет назад.
Этим летом Тоттенхэм отправил в Суиндон только одного игрока. Джонатан Обика, в свои 24 года считанное число раз выходивший за первую команду в кубковых матчах, был продан, как и Луонго, с процентом от будущего трансфера. Но Ли Пауэр не сомневался, что продолжение последует, ведь еще весной он признался, что два клуба АПЛ не просто внимательно следят за развитием ситуации, но и выразили готовность отправить в Суиндон своих игроков, которым будет гарантирована игровая практика в подходящих стилевых рамках. Как оказалось, этими клубами были Ливерпуль и Саутгемптон, которые попросили Пауэра «понянчиться» с тремя их футболистами.
Суиндон Таун пока занимает второе место, из трех «навязанных» игроков регулярно играет только один – бывший защитник юношеской сборной Англии Джордан Тернбулл из Саутгемптона, а Обика является третьим бомбардиром команды.
Вот только посещаемость домашних матчей все так же падает.
P.S. Оксфордский словарь современного английского языка: Route One – тактика игры в атаке, основанная на использовании длинного паса.