Уже к первой игре Премьер-лиги у руля Вест Брома валлиец облачился в привычный для него спортивный костюм клубной расцветки — фирменная бейсболка Дроздов украсила его голову, а на кофте появились нашитые инициалы наставника. Пьюлис много кричал, суетился и, в конце концов, праздновал — Вест Бром взял верх над Халлом и сделал пару шагов в сторону от зоны вылета.

Его официальный дебют состоялся неделей ранее, в кубковом матче с клубом Гейтсхед. Тони решил дать волю футболистам в матче с соперником подобного уровня, но всего через 15 минут они своей игрой потребовали присутствия менеджера. Пьюлис спустился с комфортных директорских мест к холодной тренерской скамье, откуда дирижировал действиями новых подопечных, забивших семь безответных мячей сопернику. Хоторнс впервые столкнулся с эффектом этого человека.

«Человек эффекта» — такими словами верно охарактеризовать валлийца, команды которого никогда не вылетали из своих дивизионов. Пьюлис не любит говорить и предпочитает, чтобы за него говорили поступки. Несколько лет назад Тони пропускал матч Стока в чемпионате, отправившись на похороны матери в родной Уэльс. В начале второго тайма Британниа Стэдиум взорвался овациями: из подтрибунного помещения в знакомой бейстболке Пьюлис буквально прибежал на скамейку. Покинув семью в тот тяжелый день, он прилетел в Сток-он-Трент по ходу встречи, а его подопечные одержали победу на жилах, продемонстрировав характер под воздействием своего лидера. Когда журналисты пытались в беседе с Тони выяснить, каким чудотворным образом ему удалось перевернуть судьбу Кристал Пэлас в минувшем сезоне, он не пускался в долгие рассуждения о своих тренерских методах. Вместо этого он брал тем же эффектом: корреспондентов приглашали на беседу во время командного завтрака, начинавшего в шесть-семь утра. Пока другие менеджеры Премьер-лиги спали, Пьюлис и его команда уже начинали работу.

На этапе поздней карьеры в Стоке, которому он отдал целых десять, Пьюлис допускал ошибки — в первую очередь, на трансферном рынке, где он стал заложником прежде великолепно работавших идей по комплектации команды крепкими и работящими футболистами. В той или иной степени, но это привело к разрыву отношений с его близким другом, владельцем Гончаров Питером Коутсом. Это было болезненное решение для обеих сторон, но Тони принял его с достоинством: вслед не было брошено ни одного обвинения и не приведено ни одного оправдания. Назначение преемником Марка Хьюза Тони назвал «потрясающим решением, которое поможет клубу двигаться вперед». Когда более сенсационным образом Пьюлис покинул Кристал Пэлас, причины разрыва подбирали журналисты, но валлиец молчал — интеллигентный владелец Орлов Стив Пэриш также ушел от комментариев. Этика Тони распространяется на все, что его окружает.

Достоинство и уважение, которое Пьюлис проявляет к бывшим руководителям, рождается на тренировочной базе и формирует те принципы, на которых стоит его тренерская карьера. Тони вырос в рабочей католической семье, был одним из шести детей и именно семейные принципы взаимопомощи и самопожертвования стоят в основе созданных им команд. Он играл на позиции защитника, но это не та причина, из-за которой первостепенную роль Пьюлис уделяет обороне. Оборона предсказуема, оборона как механизм: здесь нет места импровизации, но есть место доверию — игрок всегда должен знать, где находится его партнер по команде. Над созданием «оборонительного доверия» работа ведется часами, и феноменальные показатели Кристал Пэлас родились именно поэтому. Уже в субботу строптивый форвард Вест Брома Саидо Бераино, порывающийся покинуть клуб, отметил, как много времени в первые недели было уделено защитной организации. «Это здорово, потому что мы пропускали слишком много нелепых мячей...» Игру с Халлом Дрозды завершили с «клин-шитом».

В Стоке он получил репутацию тренера, делающего все не ради победы, а ради того, чтобы не проиграть. Эта философия сохраняет место командам в элите, но Пьюлис всегда отбивался от обвинений и стоял горой за своих подопечных. «Наивно полагать, что если завтра я приму Челси, то буду играть в такой же футбол. Все зависит от исполнителей в твоей команде». Подобные слова звучат обыденно для тренера команды-середняка, но в Пэлас Тони создал маленькое подобие Челси, и недаром вместе с лондонцами он умел лучшие показатели в обороне. Это была более бедная версия, но Пьюлис ответил критикам и тем болельщикам Орлов, которые боялись, что их команда утратит очарование «южного Лондона». С проворным вингером Джейсоном Панчеоном и разносторонним центрхавом Миле Йединаком он не обращался к длинным передачам, а исполнял «маленький Челси». В меру зрелищную, невероятно организованную команду, чьим главным оружием стали резкие контратакующие выпады.

После случившегося на Селхерст Парк его достижения в Стоке переоценили, а главное — Пьюлис по умолчанию стал первым претендентом на любое вакантное место в Премьер-лиге за пределами первой семерки. В аккурат перед Новым годом Вест Бром попрощался с Аланом Ирвином, и подписание Пьюлиса было оформлено в течение нескольких дней. Вест Бром явно сбился с пути, намеченного владельцем Джереми Писом еще в середине прошло десятилетия. Поставив на европейскую модель развития, Пис вытащил счастливый билет с талантливым директором Дэном Ашвортом. Менеджер, ушедший работать в Футбольную Ассоциацию в 2012 году, отлично подбирал для команды футболистов, но также великолепно приглашал главных тренеров. Роберто Ди Маттео в эффектном стиле вывел команду в Премьер-лигу, но, утратив контроль над оборонительной игрой, был вовремя заменен на Роя Ходжсона. История продолжилась: нынешний наставник сборной сделал Дроздов крепким середняком Премьер-лиги, одной из наиболее солидных и сбалансированных команд чемпионата. Развить их дело оказалось заданием не из простых.

Место Ашворта занял его помощник Ричард Гарлик, и вместе с Писом они пригласили бывшего помощника Жозе Моуриньо и Кенни Далглиша, славного в прошлом игрока Стива Кларка. Великолепное выступление в первый сезон под руководством шотландца сыграло с ним злую шутку: Кларк поднял планку ожиданий слишком высоко, и соответствовать ей просто не мог. Пис принял во многом опрометчивое решение избавиться от Стива, но на том же отрезке Вест Бром перестал приглашать в свои ряды по-настоящему влиятельных футболистов за вменяемые деньги, что отличало время Ашворта. Команда утратила стабильность, а ключевую роль в ней по-прежнему играли представители старой гвардии. Подписание Пепе Меля выглядело желанием скопировать трюк Саутгемптона с неожиданным назначением Маурисио Почеттино, другого сбитого летчика Примеры, имеющего багаж интересных идей. У Меля не нашлось харизмы аргентинца, который к тому же попал в команду с четким игровым рисунком и солидным выбором футболистов. С горем пополам испанец удержал Дроздов в элите, но его уход читался вне зависимости от итоговой позиции.

Решение пригласить Алана Ирвина выглядело не менее странно. У бывшего помощника Дэвида Мойеса отличная тренерская репутация, но очень покладистый характер и минимальный опыт работы первым номером (Престон, Шеффилд Уэнсдей). Футболистов подкупили его подготовительные методы, но также Ирвин был полностью выключен из трансферной кампании Дроздов, оставшись работать с имеющимся материалом вроде самого дорогостоящего новичка клуба Брауна Идейе. При нем расцвел воспитанник Саидо Бераино, но однолетний контракт и увольнение сразу после Рождества выдавали очевидное: никто шотландцу не доверял изначально. 17-е место в таблице не кажется трагичным, но также понятно, что Ирвин не произвел впечатление — ни на руководство, ни на болельщиков. Два оригинальных тренерских решения, как минимум, застопорили развитие клуба, которым всегда так грезил Джереми Пис.

Больше никакой оригинальности, Вест Бром желает вернуться к тому, что имел с Ходжсоном. Тони Пьюлис согласен работать со спортивным директором, и это новый личный вызов для человека, годами стоявшего во главе почти всех решений Сток Сити. «Думаю, нынешняя задача тяжелее той, что была в Пэлас», — говорит Тони, и он наверняка не пытается набить себе цену. Он приходит в клуб только посреди сезона, но также этот клуб не уже имеет определенные стандарты: для Пэлас сохранение места в элите было чудом, для Дроздов — обыденностью.

Болельщикам на Хоторнс не следует переживать по поводу игрового стиля. В прошлом сезоне Тони Пьюлис подтвердил свои слова: все зависит от игроков в твоем распоряжении. Клубный менеджмент имеет свои планы, которые также отличаются от того, на что Тони уповал в Стоке. Главное для них — получить на тренерской скамье человека эффекта, которому не нужно беспокоиться о том, чтобы удержать в команде Саидо Бераино. Парень может остаться, но это командная игра: больше никакого вождения в нетрезвом виде и опозданий на матч. Завтрак в шесть утра, собирается вся семья.