«Кого бы ты хотел?» — спросил отец, также уставший наблюдать за тем, как обреченно любимая команда пытается не то что забить, а хотя бы добраться до чужой штрафной. Не думая ни секунды, Джуд сказал: «Моуриньо». Незаметно усмехнувшись детской наивности, Брэнсон-старший предложил ребенку написать письмо действующему менеджеру лондонского Челси. По возвращении домой, возбужденный возможностью Джуд схватился за лист бумаги, карандаш и линейку. Проведя линии для аккуратного написания, он с детской непосредственностью прописал несколько строчек: «Уважаемый мистер Моуриньо, меня зовут Джуд, мне шесть лет и я болею за Астон Виллу. Пожалуйста, приезжайте тренировать нашу команду и возьмите с собой Диего Косту!» Желая хоть как-то осчастливить ребенка, отец отправил письмо по точному адресу и выложил фото сына в социальные сети, где его моментально обнаружили местные журналисты.

Нет нужды уточнять, по ходу какого именно поединка на Вилла Парк случилась эта милая история. Они уже давно стали одинаковыми. В 2015 году Астон Вилла забила в играх чемпионата два мяча, и теперь ясно, что уже к ближайшему туру число их голов и тренеров у руля команды станет эквивалентным. Премьер-лига всего день назад подписала свежее телевизионное соглашение, оценивающие каждый новую игру английского чемпионата в десять миллионов фунтов. В тот же день Вилла проиграла очередной матч (Халлу), не забив ни одного гола, и владелец Рэнди Лернер, все еще собирающийся продать клуб, как будто бы оценил масштаб сделки и соизмерил эти цифры с потенциальной стоимостью Вилланов. Даже если Пол Ламберт сумеет сохранить бирмингемцам место в элите, при нынешней динамике ее развития зрителям придется доплачивать, чтобы они отмучились девяносто минут, глядя на это.

Ламберт покидает Вилла Парк после двух с половиной лет сотрудничества, которые прошли с почти перманентным ощущением кризиса и пониманием того, что менеджер и клуб движутся не в том направлении. Шотландец отдавал стрессовой работе все силы, и по-человечески он вызывает понимание, пусть сам Пол, наверное, перевел дух сегодняшним утром. Лернер выплатит ему десять миллионов фунтов неустойки, а сам он избавится от работы, ставшей для него непокорным объектом любви — кажется, за это время Ламберт испробовал все методы, но так и не смог покорить себе Астон Виллу. И ведь он это прекрасно понимал, желая сражаться лишь по наитию. В субботу Вилла принимала Челси. Забив впервые за шестьсот с лишним минут, команда Пола все равно проиграла, и матч в значительной степени запомнился по насмешливым рисункам местных фанов (которые стрелочками указывали направление к воротам Тибо Куртуа), а также очередному витку малопонятного личного противостояния Ламберта и Моуриньо. Некрасиво добивать лежачих, но наставнику Челси предоставлялась слишком удобная возможность. Двусмысленно он рассказал о «хорошем оппоненте» с «отличными игроками», желая поставить Ламберта под дополнительное давление. Когда цитату привели менеджеру Виллы, он первым делом переспросил: «А он это искренне?» Вполне. Все, включая самого Ламберта, знали, что, при любых ограничениях состава, Вилланы способны на большее, чем 12 забитых мячей в 24-х играх.

Пол Ламберт, бывший игрок дортмундской Боруссии и Селтика, победитель Лиги чемпионов и любимый ученик Мартина О`Нила, метеором ворвался в тренерский цех. В августе 2009 года Колчестер, которым руководил Пол, в выездном матче со счетом 7:1 разгромил только вылетевший из Чемпионшипа Норвич. Руководству Канареек этого было достаточно, чтобы уволить рискованного Брайана Ганна и тут же назначить человека, шокировавшего Кэрроу Роуд. Ламберт продолжил удивлять: его Норвич с ходу вернулся в Чемпионшип, а затем мгновенно пробился в Премьер-лигу. Попав в элиту с составом, во многом собранным из игроков без опыта выступлений в высшем дивизионе, Пол сделал Канареек середняком чемпионата и прослыл одной из самых больших тренерских надежд Великобритании. Его тактический ум, способность менять игру по ходу матча, грамотная работа на рынке и несомненная харизма, буквально переданная в наследство от О`Нила, соблазнили Виллу, которая на тот момент не выглядела даже самым лакомым вариантом для перспективного шотландца.

Еще двумя годами ранее Рэнди Лернер, разойдясь с тем же О`Нилом, фактически объявил о переходе клуба в режим экономии. Жерар Улье и Алекс Маклиш предложили бирмингемской команде только борьбу за выживание, к тому же были слабо озабочены работой на перспективу. Другое дело — энергичный Ламберт, которого этот вызов мотивировал. В первый сезон (2012/13) Вилла болталась все там же, но цели Пола выглядели благородными, пусть фанам и пришлось пережить постыдное поражение в полуфинале Кубка Лиги от Брэдфорда, представлявшего Лигу 2. Все дело в том, что трансферная политика Ламберта (а она имела один крупный успех — подписание за семь миллионов молодого форварда Кристиана Бентеке) была направлена на перспективу. Это были неопытные, но горячие ребята, которым можно было простить ошибки в обороне до тех пор, пока они не ставили под угрозу место команды в элите.

Это был авантюрный, но временами эффектный контратакующий футбол с очень смелым подтекстом: пока аналитики внушали Полу необходимость подписания исполнителей с опытом, он игнорировал их советы. Под конец сезона фаны были почти очарованы: команда, ощущая поддержку менеджера, начала выдавать роскошные результаты, один из которых — победа 6:1 над Сандерлендом — стала украшением сезона. За решительность и следование своим убеждениям Пола в среде журналистов даже наградили статусом одного из героев сезона. Следующий чемпионат подразумевал логичный шаг вперед.

Взгляды шотландца все так же были обращены на молодежь, но теперь, памятуя о некоторых неудачах, он поставил на континентальных исполнителей. Ламберт еще не отказывался от контратакующего стиля, но спад в форме форвардов, а также травмы тех, кем он планировал усилить оборону (Жорес Окоре), оставили команду в той же точке развития — с кучей дыр в задней линии и периодическими всплесками ответных выпадов. В процессе из-за серьезной травмы на полсезона вылетел Бентеке, служивший единственной надеждой в атаке, и Ламберт впервые решил отступиться от своих принципов. Виллу настиг новый кризис, но теперь, застопорившись в развитии, менеджер не рисковал авантюрно мчать вперед. Бирмингемцы стали все более сдержанными в своей игре, Пол, к раздражению фанов, отмахнулся от Кубка Англии, и Вилла с боями сохранила место в элите.

Настоящий «режим экономии» начался позже. Ламберт всеми силами пытался толкать сломанный автомобиль вперед, но постоянные препятствия — в первую очередь, травмы игроков — мешали этому. В конце концов, цели Пола изменились: теперь было важно просто удержать авто и не быть задавленным. Лернер, летом выставивший клуб на продажу, только укреплял упадническую психологию менеджера. Светлые идеи сменились практическими решениями: летом в общей сложности Вилла потратила 2,2 миллиона фунтов, подписав только опытных и даже списанных бойцов — Джо Коула, Али Сиссоко и Филиппа Сендероса. К ним зачем-то в роли помощника примкнул Рой Кин, использовавший свое непродолжительное время на Вилла Парк для фотосъемок роскошной бороды и промо новой автобиографии.

Десять очков, которые команда Ламберта набрала в стартовых четырех матчах, защищая свои ворота целой командой и забивая по одному мячу, вдохновили Лернера на продление контракта с тренером. Это определит будущие десять миллионов компенсации, но никак не скажется на игре команды и психологии менеджера. Она надломилась: Вилла пришла к строгому оборонительному футболу, забив в последующих двадцати играх только восемь голов. Кристиан Бентеке, Габриэль Агбонлахор и Андрес Вайманн — совсем неплохие форварды, также погрязли в кризисной трясине. Астон Вилла и Ламберт перестали мечтать и созидать: все усилия клуба были направлены исключительно на то, чтобы удержать машину от падения в пропасть. Лернер дал менеджеру Карлеся Хиля и Скотта Синклейра, но этого недостаточно — проблема давно стала психологической, превратилась в жизнь во времена вечного кризиса. Увольнение Пола, как бы глупы ни были нормы современного футбола, сильно запоздало по их меркам. Игроки были не просто на его стороне — они утонули в болоте вместе с шотландцем.

Символично, но уже на следующее утро шестилетний Джуд получил письмо с ответом. Нет, конечно, Моуриньо не вызвался на помощь бирмингемскому клубу. Ребенок получил подписанное португальцем фото, о чем с радостью поведал его отец. «Картинка уже в рамке и будет висеть над его кроватью. Кто знает, может, он отложил эту историю в памяти и однажды возглавит Астон Виллу! Как бы там ни было, а это отличный момент для завершения таких прекрасных дней».

Грустно, но среда действительно стала прекрасным днем для болельщиков Астон Виллы. Одним из лучших за два с половиной года. 

Иван Громиков, Football.ua