Несколько лет назад в превью очередного английского сезона мы определили "звездой" Ньюкасла полузащитника Хонаса Гутьерреса. С точки зрения игровых качеств, выбор выглядел странным — в Ньюкасле и тогда было несколько игроков, больше претендующих на условное звание "звезды".
Хонас Гутьеррес, Getty Images
10 березня 2015, 07:19
Слово, явно неподходящее Гутьерресу, но единственное, которое позволяло в том формате определить его важность для команды. В хорошие и плохие для себя дни, Хонас всегда оставался на поле тем, кто полностью отдавался игре и имел ментальную связь с болельщиками на Сент-Джеймс Парк.
Гутьеррес не демонстрировал сильнейшую игру в те месяцы, когда Сороки занимались типичным для себя прозябанием в середине/второй части турнирной таблицы. Лишенные идей и, кажется, целей. Хонас был ключевым футболистом, когда Ньюкасл двигался вперед. Он остался в команде после вылета в Чемпионшипа, и менеджер Крис Хьютон верно определил его как «футболистом международного класса в этом дивизионе». За роль лучшего футболиста той кампании с ним мог поспорить разве что Энди Кэрролл. Также только пара-тройка игроков имели соответствующие влияние в последний успешный год Ньюкасла на уровне Премьер-лиге: в сезоне 2011/12 команда с Сент-Джеймс Парк претендовала на попадание в Лигу чемпионов, в итоге завершив сезон на солидном пятом месте — выше, чем тогдашний победитель Лиги чемпионов Челси.
Признание его «международного класса» — не только страсть английских болельщиков и доверие тогдашнего тренера. О том, как много Гутьеррес значит для своей национальной сборной, не раз говорил Диего Марадона. Он убеждал Хонаса: левый полузащитник будет проходить в сборную Аргентины, даже если продолжит выступать в Чемпионшипе. Перед стартом чемпионата мира в ЮАР Марадона выдал почти историческое: «В моей команде играют Месси, Маскерано, Хонас и восемь других игроков».
Болельщиков на Туманном Альбионе, в частности — таких клубов «былой славы», как Ньюкасл, можно часто обвинить в высокомерном отношении к менеджерам, но это редко касается футболистов. Трибуны не обмануть: если человек полностью отдается на поле, то, даже при игровых огрехах, он не услышит жесткой критики. На английских улицах идеальная среда обитания для приезжих спортсменов — там уважают личное пространство знаменитого человека, а также окажут несоизмеримую с другими странами поддержку, когда человеческая судьба поставит его в сложное положение. Гутьерресу предстояло узнать об этом.
В Ньюкасл из Мальорки Хонаса пригласил Кевин Киган. Сорок ждал провальный сезон и вылет во второй по силе дивизион, но Гутьеррес своей взрывной и отчаянной фланговой игрой с первых матчей впечатлил фанов. Поддерживали их и футбольные эксперты — так, Алан Хансен предположил, что аргентинец может стать «подписанием сезона». Учитывая развязку, о подобном вряд ли приходилось говорить в мае, но это точно было одно из лучших подписаний Сорок в разрезе последующих лет.
С Хонасом в Англию приехала забавная история, на которую сразу же купились болельщики Ньюкасла. Всегда радушный и приветливый аргентинец повстречал в одном из кинотеатров Мальорки совсем юного болельщика. Это была премьера «Спайдермена». Гутьеррес пообещал мальцу забить в ближайшей игре команды, а также отпраздновать гол, примерив на себя маску героя легендарного комикса. Когда это произошло, запись распространилась по интернету, и Хонас приехал на Сент-Джеймс Парк с готовым прозвищем. В игре против Барнсли в сезоне Чемпионшипа он сделает то же самое для своих новых поклонников.
Его игровая значимость, учитывая нередкие ошибки в обороне в виду авантюрной игры на бровке, со временем снизилась. Когда Ньюкасл отдал аргентинца в аренду Норвичу в январе 2014 года, ход выглядел простым и логичным, но еще никто не знал, какая личная драма разыгрывается за кулисами. Осенью 2013-го после столкновения с защитником Арсенала Бакари Санья Гутьеррес испытал острую боль в пахе. Первое заключение врача не обещало ничего серьезного, но боль не проходила в течение нескольких недель. Более детальное обследование дало иной вердикт: это был рак яичка, и на следующий день Хонас лег на операцию по удалению опухоли.
Гутьеррес не делал свою болезнь публичной, тем более, как казалось тогда, он сумеет избежать последствий. Его физическая форма, тем не менее, оставляла желать лучшего, и летом врачи выяснили, что аргентинцу необходимо пройти курс химиотерапии — болезнь распространялась на другие участки тела, и теперь речь шла о реальной угрозе его жизни. Всегда жизнерадостный Хонас рыдал в доме отца, но сдаваться не собирался. В Ньюкасле знали о болезни и отпустили Хонаса на лечение, но только осенью о причинах отсутствия аргентинца услышали другие — в том числе его партнеры.
Решение выступить публично было абсолютно верным. Люди нуждаются в примерах знаменитых людей, борющихся с серьезным недугом, и Гутьеррес, славный своей отличной формой и легендарной гривой, не побоялся показать себя в ином виде. Хонас облысел и надел кепку, заметно поправился и никак не выглядел тем, кто еще недавно бороздил бровку футбольных полей. Футбольная общественность выказала ему ту же поддержку, которую несколько лет назад получил капитан Астон Виллы Стилян Петров. Болельщики принялись на 18-й минуте (номер Гутьерреса) каждого матча Ньюкасла аплодировать любимцу, продолжающему свою борьбу.
В ноябре Гутьеррес покинул клинику — врачи признали его организм очистившимся от болезни. «Поддержка фанов имела огромное значение. Теперь больше всего на свете я хочу сыграть для них», — признался он позже. Еще несколькими месяцами о возвращении на футбольное поле не могло быть и речи, но сейчас Гутьеррес усиленно начал работать над возвращением своей формы. Хонас радовался прежде обыденным вещам: утренним поездкам на тренировку, занятием в спортзале и — как это важно! — привычному общению с партнерами по команде. В январе он уже вышел на поле в игре молодежной команды Ньюкасла, забив гол. 4 марта стадион Сент-Джеймс Парк взорвался овациями, когда Хонас вышел на замену в матче с Манчестер Юнайтед и неожиданно для себя получил капитанскую повязку из рук Фабрисио Колоччини. Близкий друг Гутьерреса был единственным игроком Сорок, изначально знавшим о причинах его отсутствия в клубе.
Контракт Хонаса с Сороками подходит к концу летом — если он заработает на свой счет семь выходов на поле, тот будет автоматически продлен. Сейчас, тем не менее, важно не это. Борьба одного мужественного футболиста с болезнью выявила ту ценность, которую в себе всегда будет хранить футбол — пусть это звучит сколько угодно пафосно, но такими ситуациями определяется сила целого сообщества. Хонас Гутьеррес снова в игре и готов бороздить фланг: «Возможно, сейчас мне придется купить новую маску Спайдермена!»