Насколько хорош может быть Глен Джонсон, расскажут болельщики Ливерпуля. Летом 2009-го мерсисайдцы приобрели правого бека за 18 миллионов фунтов — сумму, что касалось подходящей для атакующего игрока приличного класса. Вскоре Джонсон проявил себя именно таким футболистом: в свои лучшие годы его подключения к атаке полностью перекрывали те проблемы, которые Джонсон мог создать своей команде в обороне. Глен определенно понимал, насколько он хорош. В сезоне 2009/10 (первый год Джонсона в Ливерпуле и последний для Рафы Бенитеса) правый защитник в ряде поединков выступал главным созидателем команды, которая лишилась других источников творчества и провально завершила кампанию на седьмой позиции.

Джонсона назвали в честь легендарного полузащитника Тоттенхэма Гленна Ходдла —и он оказался куда ближе к нему, чем к лучшим футболистам своего амплуа, вроде Гари Невилла. Воспитанник успешной академии Вест Хэма, Джонсон был частью коллектива, который покинул элитный дивизион в 2003 году — оценивая имена, ту команду по-прежнему называют «лучшей среди когда-либо вылетавших из Премьер-лиги». Технические навыки правого защитника соответствовали актуальным представлениям о футболе, и их оценили в Челси: Джонсону посчастливилось стать первым приобретением клуба после появления Романа Абрамовича.

Спустя годы Глен скажет, как его разочаровал не подтверждавший делом свои обещания Жозе Моуриньо. Англичанин редко выходит в составе Синих, но сыграл достаточно, чтобы получить хотя бы одну медаль чемпиона Англии. Спустя годы понятно, что Моуриньо в своем отношении был прав: по-настоящему сильная команда не нуждается в героических попытках Джонсона сотворить голевой шедевр, но хочет видеть на позиции правого защитника надежного и работоспособного футболиста. По ходу пятилетней карьеры в Ливерпуле Джонсон распылял свою энергию впустую.

В Портмуте Джонсон выиграл Кубок Англии и попал в символическую сборную сезона 2008/09, заработав огромный трансфер в Ливерпуль. Фактически, именно с Харри Реднаппом Глен демонстрировал лучший футбол в карьере и был максимально органично вписан в игру команды. Это не означает, что Джонсон не соответствовал уровню Ливерпуля, но говорит о другом: большинство тренеров не смогли найти применение очень талантливому, но во многом бесхарактерному и безынициативному футболисту. Джонсон банально делал на поле то, что умеет лучше всего. Иногда получалось здорово, как, например, когда его потрясающий гол принесет Ливерпулю победу на Стамфорд Бридж. Иногда получалось гораздо хуже, когда Глен безапелляционно проигрывал борьбу один в один, либо оставлял на фланге огромное пространство, вынуждая обороняться у бровки Коутиньо.

Немалое количество травм, несомненно, сказалось на деградации Джонсона в последние годы. Тем не менее воспитаннику Вест Хэма удалось провести двести поединков в составе Ливерпуля, и на протяжении почти всей мерсисайдской карьеры он был первым выбором на позиции правого защитника. С 2010 года Джонсон оставался также безоговорочным фаворитом на своей позиции в сборной Англии: стоит признать, что его выступления на чемпионате Европы в Украине и Кубке мира в Бразилии были весьма солидными.

Рой Ходжсон оценил умение Глена не обороняться, но играть на перехватах и в некоторых эпизодах взрывать атаку рывком. То же касается и Брендана Роджерса. При этом главной причиной доминирования Джонсона на своей позиции было не это, а отсутствие реальных конкурентов. В ноябре прошлого года он впервые за долгие годы не попал в заявку национальной сборной — это было следствие отсутствия игровой практики, а также долгожданного появления в составе Трех львов альтернативы. Натаниэл Клайн и Калум Чеймберс наверняка безвозвратно отобрали у Глена статус игрока национальной команды.

Уверенно шла к завершению и его ливерпульская история. Часть болельщиков были открыто возмущены, когда Джонсон получил новый контракт еще несколько лет назад, но нынешним летом никто даже не рассматривал подобный вариант. Фактически, в своем твиттере Джонсон попрощался с Ливерпулем еще в день финального матча сезона против Сток Сити — клуба, который стал его новым домом.

В 30 лет Джонсон вряд ли грезит вернуть себе статус лучшего правого бека Англии, но он достаточно молод, чтобы подправить испорченную последними годами репутацию. Проблема в том, что сам он никогда не пытался проломить стену даже несправедливой критики, покладисто принимая свое положение — ровно до тех пор, пока за него не брался сопереживающий менеджер. Даже его и без того скромная карьера в Челси обросла мифами — вроде сломанной о стенку раздевалки руки после очередного непопадания в состав.

Среди тренеров клубов Премьер-лиги Марк Хьюз выглядит человеком, который мог бы направить энергию Джонсона в нужное русло. В первые два сезона в Стоке Хьюз отметился приобретениями именитых футболистов, которые утратили свою значимость на более привычном уровне топ-клубов. Пусть Джонсон старше Марко Арнаутовича и Бояна Кркича, но под общее определение он попадает — в конце концов, Гончары снова провернули финансово выгодную сделку.

Глен Джонсон, самый атакующий из всех фулбеков английского футбола, — крайность по отношению к привычному в годы Тони Пьюлиса использованию на флангах центральных защитников. Марк Хьюз, правда, не прослыл бездумным революционером на Британия Стэдиум — свои ходы он совершает аккуратно, и каждый игрок его команды вторичен по отношению к модели. Спарки дозирует качество атакующих талантов — Джонсону необходимо именно это, даже если новый менеджер последует старому совету толпы и отправит Глена на фланг полузащиты.

О том, как хорош Джонсон, все давно поняли и без DVD Джо Джордана — осталось только дождаться момента, когда его навыки начнут приносить стабильную пользу команде.