Football.ua провожает Стивена Джеррарда из большого спорта, который, после некоторых раздумий, решил повесить бутсы на гвоздь.
"В футболе очень легко критиковать других" – Стивен Джеррард.
Так уж в мире повелось, что все когда-нибудь, да и заканчивается. Вот и Стивен Джеррард, вопреки спорам, прогнозам и мнениям, сватавших его еще неделю назад в различные уголки планеты, довольно неожиданно объявил о завершении карьеры. Кто-то, подведя общую черту под выступлениями полузащитника, скажет, что его карьера не совсем полноценная, намекая на отсутствие медали АПЛ, а кто-то, напротив, будет самоотверженно защищать игрока.
Но разве без наличия золота английского первенства в собственной копилке трофеев Стиви Джи не легенда? Да еще какая! А за показательным и ярким примером далеко ходить и не надо – вон Алан Ширер столько лет отдал Ньюкаслу, но в стане Сорок вообще ничего так и не выиграл. Да, в 1995-м году ему посчастливилось финишировать с Блэкберн Роверс на первой строчке чемпионата, но, согласитесь, в полной мере Алан раскрылся как раз в родном для него Тайнсайде. И глыба же!
В какой-то мере Джеррард сам и виноват – воссоздав такой ареол вокруг мечты о выигрыше Премьер-лиги, он в самый ответственный момент споткнулся в прямом и переносном смысле. Не исключено, что спустя годы, при упоминании имени Стивена, перед глазами будет вплывать пресловутое падение игрока в матче Ливерпуля и Челси. Но, как бы там ни было, все великие время от времени делают серьезные ошибки – теперь к легендарному и дичайшему нефарту Бэкхема в серии пенальти или удалению и искренним слезам Пола Гаскойна примкнет и роковой фэйл мерсисайдца. Но если прикинуть с другой стороны, то какой капитан не мечтает о самом высоком достижении на просторах английского разлива?
Тем не менее, о Джеррарде, пусть и не в самом хорошем свете, будут говорить, критиковать и помнить. Но это, конечно, на первый взгляд, ведь в жизни черные полосы всегда меняются на белые. Не всем дано отыграть в футболке любимого клуба более семисот матчей, пройти с ним все невзгоды и победы, пытаясь выгрызть заветные награды у соперников не хуже рангом и статусом. Даже в знаменательном для Ливерпуля сезоне 2004/05 команда с горем пополам финишировала на пятом месте, получив по ходу чемпионата ряд обидных поражений, в которых обидчиками Красных становились Мидлсбро или Бирмингем Сити.
Если бы не Стамбульское чудо, последующие шок и положительная реакция мирового футбольного сообщества, то тот год можно было спокойно признать провальным для Бенитеса и компании. Но Стиви Джи вышел на поле и вместе с партнерами по команде сотворил немыслимые вещи – сначала вывел Милан из себя, заставив подопечных Карло Анчелотти откровенно паниковать, а затем, воспользовавшись положением дел, и вовсе довел игру до победного конца, пусть и в серии пенальти. В этом и весь Стивен – в борьбе, попытках и движении к вершине.
"Момент, когда я поднял над головой кубок Лиги чемпионов, был лучшим в моей жизни, – позже признался игрок. – После финала ЛЧ я просто хотел запрыгнуть на трибуны и начать радоваться с нашими изумительными фанатами".
Кстати, по мнению самого футболиста, оказывается, что забитый им гол в памятном финале, отнюдь не самый важный – на первом месте по этому критерию стоит как раз взятие ворот Олимпиакоса, позволившее команде выкарабкаться в плей-офф Лиги чемпионов. А уже там были Байер, Ювентус, Челси и вышеупомянутые россо-нери. Тогда же игрок остановился в шаге от вручения Золотого мяча, но приз в итоге достался Роналдиньо – уж слишком великий гол забил бразилец в ворота Челси, да и вообще провел отличнейший сезон в составе каталонской Барселоны…
Так каким нам запомнится Джеррард? Вряд ли в футболке Лос-Анджелес Гэлакси, с которым он достаточно прохладно и равнодушно попрощался. Что ни говорите, но Стиви присущи и к лицу исключительно привычные всем красные цвета. Он и сам, поговаривают, не особо горел желанием менять обстановку, но так волей-неволей сложилась судьба. А еще судьба подбросила вариант с другой красной командой – все мы хорошо знаем, как Манчестер Юнайтед пытался переманить ведущего исполнителя Скаузеров на Олд Траффорд. Ну, или Челси – вы можете себе представить связку Лэмпс – Стиви Джи? Этим парням сложно было уживаться в сборной Англии, но увидеть их вместе на клубном уровне было бы, как минимум, интересно. Но, так или иначе, Джеррард остался на Анфилде, о чем, похоже, не жалеет.
"Когда я буду умирать, не везите меня в больницу – отвезите на Анфилд. Там я родился, там и умру", – откровенничал Стиви. Возможно, это только красивые слова, сродни популизму, но за футболиста красноречиво говорит статистика: Стивен – пятый бомбардир и третий игрок по количеству сыгранных поединков за Ливерпуль в истории клуба. Да и стоит напомнить, что Стиви Джи со Скаузерами связывает нечто больше, чем просто игра – например, в известной трагедии на Хиллсборо, к сожалению, погиб двоюродный брат будущей легенды Мерсисайда десятилетний Джон Пол-Гилхули, и Стивен никогда не скрывал того, что играл в память о погибшем кузене и просто хорошем друге.
А еще Стивен угодил в символическую сборную мира – в 2010 году The Guardian выделила место и для англичанина, сопоставив его с такими мэтрами и культовыми футболистами, как Барези, Зидан, Марадона и Беккенбауэр. Присутствие среди таких мастодонтов мирового футбола также определяет роль и важность самого игрока, разве нет?
У Джеррарда в разы больше личных наград, нежели клубных, и в его эпоху пребывания Ливерпуль не сумел, к всеобщему огорчению, обзавестись медалями АПЛ; на международной арене тоже не все так радужно складывалось, хотя в этом вина Стивена все же косвенная – Англия уже как пятьдесят лет от турнира к турниру теряется в поисках самой себя. Наверняка такие мысли где-то и проскакивают в голове болельщиков, не позволяя сложить все фрагменты карьеры великого футболиста в единый, целостный пазл. Но даже на ошибках строится легендарность, и именно легендой Стиви всем и запомнится.