- Сейчас вы уже можете признаться: когда окончательно поняли, что учить надо именно английский язык?

- Если вы думаете, что я им занялся в связи с трансфером, то ошибаетесь. Произошло это еще года два назад.

- И тогда в голове еще не было далекоидущих планов, связанных с возможным переездом в Британию?

- Конкретных не было. Но об отъезде в Европу уже думал, а английский, по-моему, пригодится везде - ведь это язык международного общения. Все знающие люди подчеркивали: чем быстрее заговоришь в новой стране, тем проще будет. Но если бы даже не уехал, знание языка лишним в жизни никогда не бывает.

- Что показывает нынешняя языковая практика: дома правильно английский учили?

- У меня был очень хороший преподаватель. И сейчас все говорят, что я правильно строю фразы. Да, есть акцент, да, не хватает пока словарного запаса, но само построение предложений англичан удивляет: они от подобного отвыкли - свою речь всячески упрощают и укорачивают.

- А насколько глубоко вы до приезда сюда знали английский футбол?


- По возможности смотрел те матчи, что у нас показывали. Скажу честно - по телевизору он казался куда менее сложным. Только теперь понял, насколько же здесь все жестко и динамично. 

- Есть ли у вас любимый английский футболист всех времен?

- В свое время мне очень нравился Пол Гаскойн. И на поле, и за его пределами он был неординарной личностью.

- Но проявления этой личности не всегда были со знаком плюс.

- И тем не менее именно он мне нравился. Человек всегда был самим собой, что, на мой взгляд, в этой жизни чрезвычайно важно.

- А что вы знали об Англии в целом? И насколько теперь виртуальные представления отличаются от реальной жизни?


- Основные мои представления об Англии сложились, пожалуй, благодаря произведениям Конан Дойла.

- Но то ведь реалии вековой давности.

- Какие-то традиции, как понял, не изменились и поныне. Еще я неплохо знаю сонеты и пьесы Шекспира, но они-то из еще более давнего времени. Представления же о современной Великобритании были самыми общими и сводились к тому, что, наверное, знает любой обычный россиянин.

Что меня больше всего поразило уже в первые дни - предельная жесткость к нарушителям на дорогах. Любое, даже мельчайшее нарушение наказывается. Всюду камеры, которые не позволяют эти проступки скрыть и фиксируют то, что прошло мимо глаз полицейских. По-моему, здесь скорости выше 50 миль в час просто не бывает.

- Вы можете уже сформулировать свои первые ощущения от новой страны и ее столицы?

- Так я Лондона в этот месяц практически не видел. И все мои впечатления о нем - еще из декабрьской поездки, когда удалось осмотреть город более или менее подробно.

- Неужели, кроме дисциплины на дорогах, ничто за этот месяц не произвело яркого впечатления?


- Пока все впечатления связаны только с футболом. В жизни вне поля особых событий вообще не происходило. Разве что побывал на дне рождения у Бакари Санья и с интересом посмотрел, как здесь отмечают праздники.

- И что, сильно это отличается от того, к чему привыкли?


- По большому счету нет - веселье, танцы, общение. Но в плане вхождения в команду то мероприятие было для меня очень важным.

- И получается вхождение?


- Процесс идет. Мне кажется, в Арсенале все относятся ко мне хорошо. Но мы ведь даже тренировались вместе всего несколько дней: перед теми матчами, в которых я не имел права играть, занимался отдельно.

- Какие-то места здесь уже стали привычными или даже родными?

- Разве что дорога на Эмирэйтс. Ее уже помню отлично.

- Сами когда за руль собираетесь?

- Машина у меня уже есть - можете поздравить. В минувшую пятницу ее опробовал. Сам доехал до стадиона, но мой попутчик Пол (он работает в клубе) пережил поездку не без потери нервных клеток. Меня все время тянуло влево, а он как раз сидел с левой стороны. Правда, трафик был такой, что при всем желании попасть в аварию было невозможно. Ползли, а не ехали.

- То есть проблем с переходом на левостороннее движение нет?

- Думаю, это вопрос практики. Несколько поездок - и привыкну.

- Пока нет доступа к российским каналам, смотрите английские?


- Все говорят, что это нужно делать для совершенствования языка. Но у меня элементарно не доходят руки. Все свободное время сижу за компьютером. В России я никогда столько времени в интернете не проводил!

Очень благодарен людям, которые, понимая, насколько важен будет в Англии компьютер, в последний день перед моим отъездом из Питера купили его и за ночь начинили всеми необходимыми программами. Что бы я, к примеру, сейчас делал без скайпа?!

- Теперь и язык учите интенсивнее, чем дома?

- Если брать количество занятий, то так же - два раза в неделю. Но практика, конечно, не сравнима. Меня постоянно приглашают на ужин английские друзья, которые помогали в трансферных делах, и там говорим только по-английски.

- Раз уж заговорили о еде - она здесь другая?

- Естественно. Но привыкаю понемногу. Доктор на базе постоянно спрашивает, что из еды мне понравилось, что нет. Вообще все стараются помочь мне в адаптации. Иногда чувствую себя маленьким ребенком, за которым каждый взрослый пытается ухаживать. Но мне это активно не нравится - я сам давным-давно взрослый.

- Процесс посвящения новичка в Арсенале всегда одинаков?

- Насколько я понял - да. Через неделю после меня пришел новый доктор - и ему тоже пришлось взгромоздиться на стул и что-то сказать или спеть.

- Что говорили вы?

- Ничего особенного - какие-то подходящие к случаю слова. Все, правда, требовали от меня песни, но я сказал, что стоит мне запеть - они сразу разбегутся. Тем более что слов бы они просто не поняли.

- Действительно ли французский язык на тренировках и в раздевалке Арсенала звучит чаще, чем английский?

- На тренировках - нет, а вот в раздевалке - пожалуй.

- Есть ли среди партнеров кто-то, кто поддерживает вас больше остальных?

- Может быть, Коло Туре - он сейчас капитан, что добавляет ему ответственности. Но в принципе помогать стараются абсолютно все.

- Это правда, что в обязанности капитана Арсенала входят подбор и запуск музыки в раздевалке?

- Не обращал внимания на то, кто ее включает, но музыка в раздевалке действительно звучит постоянно.

- А вы заметили, что раздевалка у вас особенная - в форме подковы, без углов, с тщательно продуманным нескользящим покрытием пола, со специальными подушечками на сиденьях? Рассказывают, что все это проектировал сам Венгер.


- Да? Честно говоря, не обращал внимания на детали - в раздевалке удобно, и это главное. Но теперь присмотрюсь повнимательнее.

- Кто-то из игроков Арсенала вас удивил? Или, может, даже поразил?

- В игровом смысле потряс Галлас - никогда не думал, что он настолько сильный защитник. А в неигровом... Любопытно наблюдать, как Робин ван Перси достает перед игрой какой-то сундучок, вынимает оттуда провода с датчиками и прикрепляет к ногам.

- Для чего?

- Честно говоря, не спрашивал. Но смотрится внушительно.

- Вслед за вами летом из Зенита уйдет Тимощук. Можно ли безболезненно компенсировать потерю двух таких лидеров?

- В Зените достаточно хороших игроков и помимо нас с Тимощуком. Без меня ведь побеждали неоднократно, а теперь вот в Штутгарте выиграли и без Тимощука. Так что все, думаю, будет нормально.

- Русско-украинский прорыв в одну восьмую Кубка УЕФА ваше английское окружение заметило?

- Здесь в футбольном плане все настолько самодостаточны, что до чужих клубов им дела практически нет. Вот играл Тоттенхэм с Шахтером, так 90 процентов материалов в прессе было посвящено своему клубу, хотя он и проиграл первый матч, а на ответный выставил резервистов. Но всех интересовали только шпоры, а не Шахтер. И так каждый раз.