Болельщики Сосьедада до сих пор ломают голову, почему тренер, который всего за два года превратил скромного середняка в один из самых интересных и самобытных коллективов Примеры, покинул свое детище. Что подвигло Монтанье на столь странный поступок? Погоня за популярностью? Едва ли, ведь куда больше славы тренер мог снискать у руля баскского чуда в Лиге чемпионов. Деньги? То же нет, и красноречивое интервью специалиста, которое появилось на свет после его прихода в Ренн, является тому подтверждением: «Почему Ренн? Ходят слухи, что из-за зарплаты, но, к сожалению, из-за налогов я буду получать меньше денег. Я выбрал среднесрочный проект». Ключевым для понимания решения Монтенье является именно слово «среднесрочный». Возможно, в текущем сезоне Реал Сосьедад наведет больше шума, чем Ренн. Чего уж, возможно? Наверняка! Но через год-два падение коллектива с севера Испании будет неизбежным. Понимал это и Монтанье, понимало это и руководство клуба, которое предложило тренеру продлить контракт всего на один год.
Наставник жаждал стабильности, посему и решил вернуться на родину, где его встретили с распростертыми объятиями как одного из самых перспективных французских специалистов.
Если хорошенько призадуматься, то у Ренна с Сосьедадом можно найти много общего. Оба клуба представляют самобытные регионы с сепаратистскими наклонностями, оба входят в число старейших спортивных организаций своих стран, оба не скрывают своих европейских амбиций. Если угодно, то Монтанье перешел во французский аналог своего прошлого клуба, только немного более обеспеченный и стабильный. Ренн потенциально является одним из богатейших футбольных клубов Франции. Владелец бретонцев Франсуа Пино – 77-й в списке Forbes – приобрел Горностаев в конце прошлого тысячелетия, обеспечив если не процветание клуба, то безбедное существование на долгие годы. Теперь понятно, почему Монтанье выбрал именно Ренн?
Впрочем, была еще одна причина. Руководство французского клуба дало понять, что рассчитывает на Филиппа в долгосрочной перспективе, и никто не собирается его увольнять после пары-тройки неудачных матчей. Такой подход пришелся тренеру по душе. Тут же вспоминаются его слова после прихода в Реал Сосьедад: «В маленькой команде результат не приходит сразу. Чтобы делать выводы о работе тренера, нужно два сезона». Сказано – сделано. На второй год у руля басков Монтанье финишировал с командой на высоком четвертом месте…
Прошлый сезон для Ренна и его болельщиков стал временем жестоких разочарований. Команда, раздираемая внутренними конфликтами, впервые за последние десять лет финишировала в нижней части турнирной таблицы. Главный тренер Фредерик Антонетти еще до старта первенства разругался с руководством, которое отказалось отпускать его в Марсель. Осенью наставник уже вовсю скандалил с подопечными, а весной пустил дела в коллективе на самотек, результатом чего стала антирекордная девятиматчевая безвыигрышная серия. Ренн и Антонетти устали друг от друга, и расставание с эпатажным корсиканцем было неизбежным. После такого грандиозного провала президент бретонцев Фредерик де Сент-Сернен решил начать все с чистого листа, и честь писать первые слова в новой истории красно-черных выпала Монтанье.
В Ренне стартовал переворот. Первым этапом любой революции является разрушение старого, чтобы на его руинах построить новый процветающий мир. Во время летнего межсезонья тренер с помощью президента избавился от целого ряда ненужных ему футболистов. Монтанье всегда ценил в игроках самоотдачу и готовность работать ради идеи. Так было и в его Булони, которую тренер всего за пять лет вытащил из небытия и впервые в истории вывел в элиту, и в Валенсьенне, который при Монтанье, наконец, перестал сражаться за выживание. Так случилось и в Сосьедаде, который только за счет невероятного настроя и стремления футболистов показать себя стал четвертой командой Примеры. Глупо было предполагать, что Ренн станет исключением. Посему всем неугодным наставник быстро указал на выход: мечтавший об Англии Теофиль Катрин оказался в Кардиффе, скандалист Крис Мавинга воссоединился со своим закадычным другом Янном М’Вила в казанском Рубине, утративший мотивацию Эрдинч был продан в Сент-Этьенн… Бретонцы избавились от балласта, при этом существенно пополнив клубную казну.
Наверное, единственным промахом Монтанье стало решение оставить в клубе Ромена Алессандрини, который сейчас со скорострельностью пулемета «строчит» петиции о некорректном обращении со стороны руководства. Мол, обещали гору денег, уговорили отказаться от предложения Марселя, а затем не сдержали слово и не повысили зарплату. В такой ситуации рассчитывать на самоотдачу Алессандрини будет сложно.
На место ушедших игроков тренер не стал приглашать десяток новых исполнителей. Монтанье шаг за шагом следует проверенной годами стратегии – кадровое усиление должно быть точечным. Филипп пригласил в команду молодого португальца Нельсона Оливейру, который в четырех сыгранных турах уже успел отличиться трижды, «одного из лучших левых защитников Франции» Шейка Мбенге, опытного атакующего хавбека Фуада Кадира, не сумевшего закрепиться в Марселе, и центрального защитника Сильвена Армана, списанного ПСЖ.
Однако далеко не факт, что все эти, по французским меркам, именитые новички получат гарантированное место в составе. Им придется выдержать серьезную конкуренцию со стороны молодежи, с которой Монтанье любит и, главное, умеет работать. С начала нового сезона прошло всего четыре тура, а тренер уже позволил дебютировать в Лиге 1 сразу шести (!) воспитанникам клубной академии. «Когда я подписывал контракт с Ренном, я знал, что академия Пивердьер является одной из лучших во Франции. Моя задача – максимально использовать потенциал молодежи. Опытные игроки, такие как Жюльер Фере, Сильвен Арман и Жан Макун, будут учить юных ребят, делиться с ними своими познаниями», — заявил Монтанье во время своей первой пресс-конференции в Ренне.
По первым матчам чемпионата видно, что Филипп не ощущает никакого давления. Он свободно пробует футболистов на разных позициях, в ответственные минуты делает ставку на молодежь, меняет тактические схемы, экспериментирует с составом. «Прежде чем говорить о турнирной таблице, я бы хотел поговорить о качестве игры. Мы хотим построить команду, которая в течение долгих лет будет добиваться высоких результатов». Монтанье находится в поиске, он творит.
Пока Ренну удается добиваться положительного результата даже в матчах с серьезными соперниками. Однако не стоит обольщаться относительно уверенным стартом сезона. Можно не сомневаться, что в ближайшей перспективе у команды будут и взлеты, и падения. Болельщикам бретонцев стоит запастись терпением, чтобы, может быть, уже в следующем сезоне удивиться очередному чуду в исполнении тренерского гения Монтанье. «Когда я пришел в Сосьедад, команда играла в примитивный и слишком прямолинейный футбол. Со временем мне удалось привить ей комбинационный стиль. То же самое попытаюсь сделать в Ренне. Начнем с малого – попробуем опустить мяч вниз. А дальше посмотрим».
Сосьедад взбудоражил Испанию. Что мешает Ренну сделать то же самое с французскими толстосумами?