Решиться на кардинальные, а порой даже радикальные перемены, непросто. Их последствия могут давать знать о себе весьма долго. Так что причина должна быть весомой. Только доведенный до отчаяния человек, не видящий перед собой совершенно никаких перспектив, может рискнуть и запустить процесс полной перезагрузки. Похоже, президент марсельского Олимпика Венсан Лабрюн оказался именно в такой ситуации. Невзрачная игра команды в прошлом сезоне забылась на фоне сенсационного второго места, но провал на всех фронтах в сезоне нынешнем вынудил менеджера сделать несколько решительных шагов.

Увольнение Эли Бопа в начале зимы стало первым из них. Опытный наставник, который в первый сезон своей работы принес клубу серебро, оказался не готов к испытаниям большего масштаба. Попав под давление общественности, которая после существенных финансовых вливаний стала требовать от команды результатов во всех турнирах, тренер потерял контроль над ситуацией. Место в середине таблицы, постыдный антирекорд в Лиге чемпионов, разброд и шатание в коллективе – работа в Олимпике превратилась для специалиста в сущий ад. Подливал масла в это адское пламя и Жозе Аниго, серый кардинал клуба. Спортивный директор не только направо и налево раздавал интервью критического характера, но и открыто вмешивался в тренировочный процесс, пытаясь навести свои порядки за спиной тренера.

Ввиду полной разрухи у Лабрюна оставался лишь один выход – отправить в отставку многоуважаемого Бопа и сосредоточить все свои усилия на поиске нового рулевого. «До зимнего окна руководить игрой команды временно будет Жозе Аниго, после чего мы представим общественности нового тренера», заявил президент в декабре. Однако найти специалиста, готового принять команду в середине сезона, оказалось непросто. И период «правления» Аниго было продлен до конца сезона…

Наступил второй этап разрухи. Марсель стал играть с хорошим настроением, но при полном отсутствии тактической дисциплины. Спортдиру и по совместительству наставнику оставалось только критиковать предшественника, признавать ошибки и обещать светлое будущее на послематчевых пресс-конференциях. «Сегодня мы отвратительно сыграли в обороне, – заявил Аниго после фиаско от Ниццы (4:5) в Кубке Франции. – Но я не могу достучаться до ребят. Мы разберемся и исправим ошибки». Только результативность Андре-Пьера Жиньяка и неплохая форма Флориана Товена позволяли южанам держаться на плаву. Лабрюн тем временем все больше осознавал необходимость изменений. Команда погрязла в собственных проблемах, остановилась в своем развитии и начала регрессировать. И это после летних заявлений о намерении бороться за второе место!

«Еще зимой я понял, что Марселю нужен тренер-строитель, тренер-революционер, который смог бы создать новую команду. Нам нужна перезагрузка, – разоткровенничался Лабрюн в интервью Lequipe. – В такой ситуации меня интересовали услуги трех специалистов Андре Виллаша-Боаша, Марсело Бьелсы и Кике Санчеса Флореса. В итоге мы договорились с Бьелсой».

Именно революция! Президент провансальцев признает, что последние годы клуб шел по неправильному пути развития и оказался в тупике. Прошлым летом Олимпик предпринял попытку перезапустить механизм, подписал несколько молодых и перспективных парней, но ни Джаннелли Имбула, ни Марио Лемина, ни Бенджамин Менди не смогли раскрыться ни под руководством Эли Бопа, которому они были попросту не нужны, ни под началом Жозе Аниго.

«Несмотря на плохой сезон, мы не начинаем с нуля. Я начал строить команду еще прошлым летом. Бьелса известен своей работой с молодыми ребятами. Надеюсь, он сможет вывести их на должный уровень, – делится ожиданиями Лабрюн. – Марсель обладает 33-м в мире бюджетом, и спортивные результаты должны соответствовать нашему финансовому положению».

Любой кризис рано или поздно заканчивается. Об этом нужно помнить. За падением всегда следует подъем. Но от глубины психологической ямы зависит кардинальность изменений. По всей видимости, руководство клуба оказалось доведенным «до ручки». «Марселю нужны культурная и структурная революции. Хочется, чтобы мы не только демонстрировали результаты на внутренней и международной аренах. Команда должна полностью изменить свое отношение к футболу, к тренировкам, улучшить, прежде всего, качество собственной игры. Назначение Бьелсы должно этому способствовать», говорит президент Олимпика.

Лабрюн прав – Марсель ждут кардинальные перемены. Тактическое разнообразие, которое демонстрировали предыдущие команды Эль Локо, свидетельствует о том, что футболистам Олимпика предстоит проделать огромный объем работы. Не исключено, что приход нового тренера станет началом серьезных кадровых перестановок. «Конечно, Марсело – классный специалист. Но многие футболисты сейчас боятся, – заявил пару недель назад Жозе Аниго. – Они боятся, что не будут соответствовать его высоким требованиям, боятся, что не подойдут игровому стилю аргентинца». Даже Андре Айю на днях выступил со странным интервью: «Конечно, я хочу остаться в Марселе. Но я не уверен, что смогу играть под руководством нового наставника». А Бьелса тем временем уже намерен ограничить доступ футболистов в интернет…

Боязнь перемен – привычное явление для большинства людей, и футболисты не являются исключением. Но успеха в этой жизни добиваются лишь те, кто выходит за пределы своей зоны комфорта. По задумке руководства, Эль Локо должен стать локомотивом, который поведет за собой команду в светлое будущее. Возможно, на этом тернистом пути клубу и придется распрощаться с рядом игроков и управленцев. Но эти жертвы попросту необходимы. Первой из них должен стать Жозе Аниго, который уже выставил на продажу свой особняк в Марселе и с большой долей вероятности покинет клуб летом.

«Бьелса хочет конкурировать с ПСЖ, и он должен создать команду, способную это делать», пышет амбициями Лабрюн. Что ж, желание это похвальное. За работу, Эль Локо! К счастью, сам тренер предпочитает словам поступки. «Я уже 15 лет даю интервью только на пресс-конференциях, – специалист оборвал вопрос корреспондента RMC. – Хорошего вечера!»

Конечно, подписывая двухлетний контракт с Марсело Бьелсой, Венсан Лабрюн руководствовался благими намерениями. Но именно благими намерениями вымощена дорога в ад. Только через время можно будет дать оценку данному назначению. Провансальцы нуждались в революции, но не каждый переворот приносит ожидаемые результаты...