Football.ua при поддержке торговой марки Исла представляет серию эксклюзивных материалов о жизни, традициях, самых известных и интересных случаях деятельности европейских фанатов, ультрас и агрессивных болельщиков.
Стамбул, Старый город, Азия. Ориентируемся на 35-метровую колонну Константина, и попадаем на площадь Чемберлиташ. Следует миновать ее по диагонали, и найти большие ворота (они называются Нуруосманийе), над которыми выведена надпись «Аллах милует того, кто посвящает себя торговле». Это вход на самый большой рынок в мире – Чарши, который европейцы называют «Гранд Базар». 4219 магазинчиков уютно разместились тут на 58 улицах. Где-то там, в узких подворотнях, пропитанных всевозможными запахами, рождается ненависть.
Между Галатасараем и Фенербахче ведется тотальная война на всех фронтах. Основной причиной вражды является изначальное социальное расслоение. Сарай, образованный в 1905 году, создавался как клуб западного образца с прогрессивными взглядами и
руководством. Не удивительно, что команда базируется в западной, «европейской» части Стамбула, а ее первыми болельщиками становились местная интеллигенция и наиболее обеспеченные слои населения. Со временем социальные различия, конечно, стерлись, уступив место спортивной и территориальной составляющей. Но и сейчас саппортеры Галатасарая за милую душу называют болельщиков своего самого главного врага «нищими» и «оборванцами» - восток Стамбула всегда был беднее европейской части города.
Али Сами Йен, знаменитый стадион Сарая с его «доброжелательным» перманентным баннером «Добро пожаловать в ад!» располагался в районе Шишли. Демонтаж арены стал настоящим ударом для всех фанатов желто-красных. ultrAslan, центральная фирма Галатасарая, даже провела пикет по данному скорбному эпизоду. «Асланлар» («Львы» - прозвище Сарая и его болельщиков) считают, что за их клуб болеют только настоящие турки. Однако представители Фенербахче, в свою очередь, вежливо замечают, что район Шишли, долгое время бывший домом для Львов, считается в Стамбуле эмигрантским гетто, в котором исторически селились евреи и греки. Что же до самого Али Сами Йена, одного из основателей Галатасарая, то его настоящее имя было Али Сами Фрасхери, и он являлся сыном албанского драматурга и философа Сами Фрасхери. Таким образом, противостояние между Галатасараем и Фенербахче неожиданно получило новую подоплеку в вечном бою – этническую.
Проблема футбольного хулиганизма всегда остро стояла в Турции, чему главной виной считалась чрезвычайно горячая кровь местного населения. Первыми боевыми
футбольными мобами становились уличные банды, махавшиеся согласно кодексу поведения racon – так, чтоб бить, но не убить; с запрещением ударов ниже пояса. Тем не менее, битвы между сторонниками разных клубов частенько выходили за рамки fair play, особенно, если между собой сталкивались непримиримые стамбульские противники – фанаты Галатасарая, Фенербахче и Бешикташа.
Первая фирма Галатасарая носила предсказуемое название Aslanlar. Изначально, Aslanlar являлись мобом, который приезжал на матчи Сарая из района Кадыкей, находящегося в анатолийской (восточной, азиатской) части Стамбула. Моб постепенно превратился в одноименную фирму, грозно размахивающую знаменами на Али Сами Йен. Но недолго музыка играла: Aslanlar стали главными виновниками
трагического инцидента, в котором были убиты двое фанатов английского Лидса.
Дальнейшее развитие фирмы оказалось под угрозой – как и жизнь ее участников: многие европейские хуллз-объединения выражали горячее желание встретиться с турками в поединке на ножах. Aslanlar прекратили существование, а основной состав бригады передислоцировался в хардкор новой фирмы ultrAslan. ultrAslan выражает правые политические взгляды, поставив своей целью объединение всех турецких болельщиков Галатасарая под едиными знаменами. Скауты проводили работу в национальных университетах, вербуя молодежь; лидеры создали европейское отделение ultrAslan – для турков, саппортящих Сараю, но проживающих за пределами родной страны.
На секторе не все проходило гладко: ultrAslan спорили за звание центровой клубной бригады с новыми фирмами, такими как Olumune и Yuruyedur. Последние вызвали фестлайн ultrAslan на чистый и честный поединок «без аргументов», проиграли по всем статьям, и, согласно соглашению, предварительно заключенному между фирмами, были вынуждены оставить стадион Галатасарая навсегда.
Героический страйк Грэма Сунесса
Основная фирма поддерживала и тех хулиганов, что обвинялись в убийстве двух английских болельщиков. Али Демир Юмит, чей удар ножом прикончил одного из английских саппортеров, сначала получил 15 лет тюрьмы. Однако дело пересмотрели: и оказалось, что во всем виноваты англичане! Турки, согласно новому решению суда, оказывается, лишь повелись на провокацию грубиянов-британцев, оскорблявших чувства местных фанатов. В результате, Али Демира Юмита приговорили лишь к пяти годам лишения свободы, в то время как соучастники убийства в количестве пяти человек отделались четырехмесячным пребыванием в «кутузке». Новый приговор вызвал возмущение в Англии, а главная фирма Лидса Service Crew объявила войну всем турецким фанатам без исключения. Кроме того, представители английского «общака» поклялись мстить туркам при каждом удобном случае.
В начале нулевых фирма, возглавляемая своим идейным вдохновителем Огузом Алтаем, начала войну против руководства Сарая. Стороны к тому времени уже обросли многочисленными претензиями друг к другу. Директорату не нравилось, что центральная бригада перманентно участвует в «третьих таймах» и забрасывает поле файерами – штрафы сыпались один за другим. ultrAslan’овцы же выражали недовольство тем, что администрация в сезоне 2003/04 решила проводить домашние игры на Олимпийском стадионе Ататюрка, лишив фанатов возможности посещать любимый Али Сами Йен.
Не понравилось болельщикам Галатасарая и пакт, который руководство заключило со злейшим врагом, Фенербахче. По условиям данного соглашения, во избежание
инцидентов, фанаты Сарая не допускаются на стадион Фенера, и наоборот. «Грэм Сунесс бы так никогда не сделал!» - скандировали представители ultrAslan, осаждая клубные офисы.
Грэм Сунесс – культовая фигура среди поклонников единственной турецкой команды, выигрывавшей еврокубок. В 1996 году, будучи тренером Львов, он выбежал к центральному кругу стадиона Шюкрю Сараджоглу, где проводит свои домашние матчи Фенербахче, и воткнул в газон флаг Галатасарая, навсегда оставшись великим героем для трети населения Стамбула. Матч между Галатасараем и Фенербахче носит название KitalarArasi, «Интерконтинентальное дерби», и считается одним и самых горячих противостояний не только в Европе, но и во всем мире.
18 марта 2011 года стороны впервые сошлись на новом стадионе Галатасарая, который называется Тюрк Телеком Арена. Хозяева вели в счете, но в итоге гости одержали волевую победу. Но встреча стала примечательна даже не этим: на Тюрк Телеком Арена зафиксировали уровень шумовой поддержки в 131,76 децибела – этот результат стал достоянием Книги рекордов Гиннеса, и теперь два турецких клуба гордо красуются в разделе «Мировой рекорд по шумовой поддержке на спортивных состязаниях».
Алекс Маннанов, специально для Football.ua