Атлетико не входит в число так называемых классических клубов Испании, тех команд, которые никогда в своей истории не покидали первый дивизион Примеру, зато, наряду с Мадридом и Барселоной является одним из трех клубов страны, становившихся лучшими в мире. То есть футболисты Атлетико выигрывали Межконтинентальный кубок — турнир, который сейчас именуется чемпионатом мира среди клубов, или, как говорят в Испании, Мундиалито (Малый чемпионат мира). 
 
Победа красно-белых в Межконтинентальном кубке уникальна, ведь они никогда не выигрывали Кубок чемпионов. В 1974-ом году мадридская команда вела в финале самого престижного клубного европейского турнира со счетом 1:0 в матче против мюнхенской Баварии, но немцы отыгрались за тридцать секунд до финального свистка, а в переигровке, состоявшейся через два дня, не оставили Атлети никаких шансов — 4:0. 
 
Но баварцы не захотели играть в Межконтинентальном кубке, и их заменили испанцы, одолевшие в решающем поединке аргентинский Индепенденте. Таким образом, не являясь сильнейшей командой континента, Атлетико умудрился формально стать лучшей командой мира.
 
Конечно, на заре XX века о таких достижениях еще никто и не мечтал. Мадридская команда вообще изначально задумывалась не как самостоятельная единица, а как фарм-клуб Атлетико из Бильбао, образованный в испанской столице баскскими студентами.
 
Первое время Атлетико играл в сине-белой форме — так же, как и баскский Атлетик. 
 
В 1911-ом году денег на заказ спортивной формы не было вообще, и команда нашла интересный выход из ситуации, по дешевке приобретя на мануфактуре красно-белую в полоску ткань, использовавшуюся для обшивки матрацев. Получилось дешево и сердито, хотя поначалу и смешно. Но смех смехом, а опыт мадридской команды взяли на вооружение многие клубы страны. Атлетико же с тех пор стали называть "Rojiblancos" ("красно-белые"), или "Los Colchoneros" ("Матрасники").
 
Первое размежевание между фанатами клубов Реал Мадрид и Атлетико произошло по социальному признаку — Сливочных всегда воспринимали как клуб для богатых, а Атлетико — как команду пролетариев. Естественно, это ни в коем случае не значило, что за бланкос болели только самые высокие социальные слои, а за второй мадридский клуб одни только бомжи и гопота, просто так получилось в естественном позиционировании столичных команд. Конечно, и за тех и за других переживают совершенно разные люди. Например, в самых богатых районах Мадрида — Чамбери, Саламанке и Чамартине — расположено больше фан-клубов Атлетико, а отнюдь не его титульного врага. Несмотря даже на то, что Чамартин издавна считается вотчиной Сливочных, ведь там располагается их стадион Сантьяго Бернабеу!
 
Все матчи между двумя главными мадридскими клубами проходят крайне напряженно — лишь с 70-х годов прошлого века более титулованная команда начала обретать в Дерби Мадриленьо преимущество, которое имеет и до сих пор. В то же время в столице Испании тяжело приходится "иудам", они переходят из одной команды в другую, но продолжают жить в городе, и бывшие поклонники отлично помнят предателей. С начала XX века двадцать четыре футболиста решились на прямой переход из одного вражеского лагеря в другой, причем подавляющее большинство этих трансферных операций было осуществлено в 20-х и 30-х годах прошлого века. То есть до того, как Дерби Мадриленьо набрало свою неистовую силу и черпало вдохновение во взаимной ненависти.
 
Хуан Гомес Гонсалес по прозвищу "Хуанито" — футболист, обожествляемый болельщиками Мадрида, которые после проигрыша своего клуба скандируют: "Мы не хотим одиннадцать "Галактикос"! Мы хотим Хуанито!" Он считался величайшим носителем духа мадридизма, но... начинал свою карьеру в юношеской академии Матрасников. Там он не смог пробиться в первую команду, а затем, после четырех сезонов, проведенных в Бургосе, перешел в стан "Сливочных". Прекрасный игрок, он обладал отвратительным характером, который нередко был выражен в грубейших приемах, применяемых к противнику:
 
а) 1978-й год. Хуанито нападает на арбитра из ГДР Адольфа Прокова и получает два года дисквалификации в еврокубках;
б) 1986-й год. Хуанито плюет в лицо бывшему партнеру Ули Штилике;
в) 1987-й год. Во время противостояния РМ с мюнхенской Баварией Хуанито наступает ногой на лицо упавшего на газон Лотара Маттеуса, и УЕФА отлучает футболиста на пять лет от еврокубков. Злейшие враги Сливочных — Барселона, Бавария и Атлетико — требуют пожизненной дисквалификации.
 
2-го апреля 1992-го года Хуан Гомес Гонсалес погиб в автомобильной катастрофе. Фанаты Матрасников вывели в столице Испании граффити следующего содержания: "Этот день мы будем праздновать каждый год!"
 
После четырех лет в стане мадридского Атлетико мексиканский суперголеадор Уго Санчес согласился на прямой переход из одного столичного клуба в другой, хотя отлично понимал последствия такого трансфера. И они не заставили себя долго ждать: на следующий день после того, как Уго Санчес провел свою первую тренировку в составе Сливочных, несколько неизвестных (мы-то, конечно, понимаем, кто это был) подожгли его автомобиль. Висенте Кальдерон встречал каждое касание мяча нападающим многотысячным презрительным: "Бууууууууууууу!", а несколько наиболее радикальных саппортеров Атлетико пообещали отправить "У-Гола" на тот свет. 
 
К счастью, мексиканец мог позволить себе охрану. В стане врага он играл в выдающийся футбол, являясь, возможно, вообще лучшим форвардом мира своего времени, но, когда спал, закрывал лишь один глаз; а выезды на Висенте Кальдерон стали его не проходящим ночным кошмаром.
 
История Бернда Шустера вообще крайне необычна. Один из самых талантливых игроков за всю историю немецкого футбола совершил в своей жизни два прямых предательства: перешел из Барселоны в Мадрид, а из последнего — в стан Атлетико. Как итог, после окончания карьеры Шустера не уважал никто из среды болельщиков трех великих испанских клубов. Когда, будучи тренером, немец возглавил Сливочных, на Бернабеу каждый день поступали требования "убрать гребаного иуду с нашей скамейки запасных!".
 
Хосе Луис Перес Каминеро, один из лучших испанских полузащитников 90-х, начинал свой путь в Кастилье, молодежной академии Мадрида. Не сумев пробиться в первую команду, после выступлений за Вальядолид полузащитник присоединился к Матрасникам, вызвав приступ ненависти у фанатов бланкос. Перед чемпионатом Европы 1996-го года в опросе таблоида As "Кто ваш самый нелюбимый футболист в сборной Испании?" болельщики Сливочных дружно ставили Каминеро на первое место.
 
Боль у "атлетических" фанатов вызывают не только поражения от Мадрида на футбольном поле. Экс-капитан и символ Галактикос Рауль Гонсалес Бланко начинал постигать азы футбольного искусства именно в академии Атлетико — ведь "Матрасников" всю сознательную жизнь поддерживает его отец. Но в 1992-ом году скандальный президент рохибланкос Хесус Хиль, сославшись на экономическую несостоятельность, решил исключить из академии младшие возрастные категории, оставив только команду семнадцатилетних. Пятнадцатилетний Рауль был подписан вражеским представителем для того, чтобы в дальнейшем вершить историю на Сантьяго Бернабеу. Болельщики Атлетико до сих пор считают, что отказ от услуг Рауля был самой вопиющей ошибкой руководства клуба за всю его историю. И с этим, пожалуй, можно согласиться.
 
Интересно, что Рауля не любят и наиболее радикальные фанаты мадридского Реала из центральных фирм Ultras Sur и Orgullo Vikingo. Для них Рауль никогда не будет своим, поскольку надевал "нечистую" футболку, хоть и будучи в весьма юном возрасте. Сам "Феррари" всегда максимально корректно относился к болельщикам, даже если они представляют самых непримиримых врагов Мадрида — Барселону или Атлетико.
 
Аргентинский "Эль Танк", хавбек Хуан Эдуардо Эснайдер, поигравший в своей карьере за одиннадцать клубов, славился отменным ударом и общей креативностью своей футбольной натуры. Переход из Мадрида в Атлетико болельщики не простили (хотя Эснайдер перешел к рохибланкос только из-за того, что семья не хотела уезжать из Мадрида) и на Дерби Мадриленьо 1996-97 гг. встретили аргентинца оглушительным свистом.
 
Единственный из всех иуд, который не заслужил в свой адрес свиста,— голкипер Педро Харо. Большим вратарем он стал именно на Бернабеу, а в Атлетико пришел уже буфером из Бетиса в 36-летнем возрасте. Все понимали, что доигрывать, и все понимали, почему — чтобы не покидать город, в котором жила его семья.
 
Полузащитник из аргентинского Ривер Плейт Сантьяго Солари по прозвищу El Indio ("Индеец") появился в Атлетико в 1999-ом году. Однако в составе Матрасников Сантьяго Солари отыграл всего лишь один сезон, после чего перешел в Реал Мадрид. Дабы не оскорблять раздевалку "пошлым" прозвищем, новые партнеры стали звать левого вингера "Сантьягито" ("Маленький Сантьяго", так как Сантьяго-большим среди мадридистас может быть только один человек, фамилия которого — Бернабеу). Висенте Кальдерон предсказуемо встретил Солари во время дерби большим баннером с надписью "Ты больше не индеец, сукин сын!".
 
Продолжение следует...
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua