Две стороны одной медали. В прошлом сезоне под руководством мало известного даже в Италии Роландо Марана Катанья установила рекорд клуба, набрав 56 очков и заняв восьмое место в Серии А. Прошло лето, и Слоны в восьми турах набирают всего пять пунктов.
фото forzaitalianfootball.com
10 листопада 2013, 00:54
Столь неудачно за время правления президента Антонино Пульвиренти команда еще не стартовала. Босс не стал долго думать и распрощался с Мараном, который еще недавно был любимцем тифози. Но память болельщиков зачастую коротка — как только Катанья опустилась в опасную зону, о всех заслугах Роландо забыли, а его увольнение восприняли с энтузиазмом. Новым тренером островитян стал бывший алленаторе Дженоа Луиджи Де Канио.
В похожей ситуации была и Болонья, но владелец Фелсинеи не стал спешить, сделав ставку на Стефано Пьоли, и тот оправдал доверие президента – команда начала набирать очки. Возможно, стоило подождать и Пульвиренти? Судя по словам футболистов – нет. Например, испанец Кеко заявил, что при Маране игроки чувствовали какой-то психологический барьер, потеряли уверенность в своих силах. А вот появление в клубе Де Канио существенно повлияло на климат в коллективе.
Неудачному старту Катаньи, в принципе, можно найти вполне логичное объяснение. Слова "провал" мы будем избегать – все-таки времени исправить ситуацию было полно. На протяжении двух последних сезонов сицилийцы выступали эдакими темными лошадками, а руководство заверяло, что прогресс Слонов — вовсе не случайность, а вполне запланированное следствие работы по развитию клуба. Говорили даже о стремлении попасть в еврокубки, но к таким высказываниям все-таки стоило относиться с изрядной долей скепсиса. Дженоа, к примеру, тоже недавно играла в Европе, и чем это закончилось? Нужно признать, что Катанья прыгала выше головы, а поклонникам островитян нет нужды питать иллюзии. Середняк – да. Претендент на место в еврокубках? Да бросьте.
Как бы там ни было, делать одного лишь Марана козлом отпущения – позиция заранее проигрышная. Разве можно предъявлять серьезные претензии тренеру, если летом команду покинули сразу три ключевых игрока основного состава? Бог с ним, с Джузеппе Маркезе – левый терцино постоянно выходил на поле, иногда забивал, но был не системообразующим исполнителем, а просто крепким толковым игроком. Срок контракта Маркезе с Катаньей истек, и он предпочел покинуть клуб в статусе свободного агента, перебравшись в Дженоа.
Совсем другое дело – Франческо Лоди и Алехандро Гомес. На двоих эта пара создала 28 из 50-ти голов Катаньи в прошлом чемпионате. Лоди не только великолепно исполнял стандартные положения, но и руководил игрой команды в центре поля, направляя атаки, отвлекая на себя внимание оппонентов и давая партнерам возможность убежать на ударную позицию. Чаще других это делал Гомес. Аргентинец рвал и метал на левом фланге – по скорости с миниатюрным вингером мало кто мог сравниться в Серии А, да и ударом Папу владеет очень приличным. Алехандро забил восемь голов и отдал семь голевых передач, Лоди нанес шесть точных ударов и сделал те же семь ассистов. Конечно, к их уходу готовились, но продажа лидеров оказалась для Слонов практически нокаутирующим ударом. Что интересно, сейчас, спустя несколько месяцев, Гомес, по известным причинам пролетевший мимо Лиги чемпионов, ноет и хочет вернуться в Италию, а Лоди не может найти общий язык с новым тренером Дженоа Джан Пьеро Гасперини и осел в запасе Грифонов. Мотивы переезда Франческо в Геную вообще выглядят таинственными – он ведь даже в зарплате практически не выиграл.
Необходимость прямых замен ушедшим игрокам была очевидна, и, в принципе, казалось, что на трансферном рынке Слоны поработали неплохо. В центр полузащиты взяли сразу трех футболистов – любимца Зденека Земана Панайотиса Тахцидиса, который оказался не нужен Роме, опытного чеха Ярослава Плашила и известного кочевника Тиберио Гуаренте. За место на левом фланге должны были бороться игрок молодежки Кристиано Бираги и пробовавший свои силы в Лионе Фабиан Монсон. К группе атаки присоединились нападающий примаверы Милана Кингсли Боатенг, которому пришло время делать первые шаги во взрослом футболе, и Себастьян Лето – некогда лидер Панатинаикоса, не игравший год из-за травмы колена. Вдобавок из-под носа у Сандерленда увели одного из самых перспективных защитников Аргентины Джино Перуцци.
На бумаге вся эта компания выглядела многообещающе, но, выйдя на поле, новая Катанья оказалась не готова решать серьезные задачи. Тахцидис, видимо, слишком привык к Земанландии, Перуцци сломался и до сих пор не выходил на поле, Боатенг и Лето также стали постоянными клиентами лазарета, а Гонсало Бергессио, лучший бомбардир Слонов в прошлом сезоне, оказался жертвой разорванных игровых связей с Гомесом и Лоди. Лишь Пабло Барриентос отдувался за всех, но усилий аргентинца явно было мало – о командой игре и речи не шло.
За восемь туров Катанье удалось обыграть лишь Кьево, у которого дела шли еще хуже. Поражение от Кальяри стало последним результатом команды под руководством Роландо Марана. В Серию А вернулся Джиджи Де Канио – тренер, о чьем увольнении в прошлом сезоне не раз жалел президент Дженоа Энрико Прецьози.
Де Канио не позавидуешь – одними из первых его соперников стали Ювентус и Наполи. Туринцам Слоны проиграли достаточно безвольно (и потеряли Бергессио, которому Джорджо Кьеллини сломал ногу), а вот в матче с Партенопеи в глаза бросились очевидные изменения в лучшую сторону. Несмотря на то, что подопечные Рафы Бенитеса вполне могли разгромить островитян (моментов было достаточно), Катанья довольно дерзко огрызалась, отквитала один гол, а испанский специалист после финального свистка раскритиковал своих подопечных. Тифози сицилийцев в кои-то веки аплодировали команде – пусть та и проиграла, но уступила в достойной борьбе.
Прошла неделя, и Де Канио вздохнул с облегчением – с задачей-минимум он справился, Катанья выиграла. Пусть и действовали Слоны вторым номером, пусть у Удинезе было немало шансов забить, а арбитр принял несколько спорных решений в пользу сицилийцев – три очка добыты и вписаны в турнирную таблицу, а это уже дает повод для оптимизма. Тем более, под наблюдением медиков около десятка игроков, большинство из которых в состоянии усилить команду. Психологический барьер, о котором говорил Кеко, если еще не сломан, то уже пошел трещинами. И, судя по всему, скоро падет. За последние годы Слоны приучили к тому, что бороться за выживание – не их забота.