14 миллиардов лир, что по нынешним меркам равно чуть более семи миллионов долларов, было уплачено Барселоне за звездного аргентинца Диего Армандо Марадону. На 1984 год это стало рекордом по уплате за переход игрока, но риск оправдал себя. 29 лет спустя, в аэропорт Неаполя приземлился еще один испанский рейс, на борту которого сидел другой аргентинец — Гонсало Игуаин. Форвард мадридского Реала обошелся Аурелио Де Лаурентису в 37 миллионов евро, сумма хоть и не рекордная по меркам нынешнего рынка, но как для клуба, который в 2004 году был объявлен банкротом, не маленькая. Параллелей избежать было невозможно.

Судьба аргентинца на Апеннинах складывалась весьма противоречиво. С ходу Гонсало наколотил 24 мяча во всех турнирах (17 в чемпионате), а в сезоне 2014/15 –  и вовсе 29 (18), повторив рекорд своей результативности за один сезон.  Вот только сравнивать с Марадоной Пипиту еще не торопились. Прошлый сезон особенно ударил по амбициям аргентинца: мечты выиграть мундиаль так и оставались мечтами, а в Лигу чемпионов путь преградил Атлетик. И ведь это было только на самом старте сезоне, а под конец имели место быть не забитый пенальти Лацио, по сути, лишивший клуб Лиги чемпионов, и еще один промах в финале Кубка Америки.

Все это сводило только к одной мысли – дни аргентинца в Неаполе подходят к концу. Тифози явно были недовольны игрой аргентинца, Чиро Иммобиле успели назвать новым прима пунта Адзурри, а английские гранды приготовились раскошеливаться на покупку Пипиты. Но Аурелио Де Лаурентис продолжал гнуть свою линию: "Игуаин до сих пор стоит 94 миллиона евро, ровно столько прописано в качестве отступных в его контракте". Чтож, grazie presidente за стойкость! Сезон в Серии А только недавно перевалил за экватор, но Гонсало уже успел побить массу рекордов, а Наполи по истечению 21 тура не только не выпал из чемпионской гонки, а вовсе возглавляет турнирную таблицу.

Много было скепсиса в отношении назначения Маурицио Сарри на пост главного тренера Наполи. Во-первых, сможет ли тренер отвечать амбициям клуба, еще и в условиях вынужденной "итализации" от Де Лаурентиса. Да, сохранение прописки в элите для скромного Эмполи – успех, но все же. А во-вторых, как Сарри сможет взаимодействовать со звездами европейской величины: Игуаином, Альбиолем, Хамшиком, Мертенсом и т.д. Подкинул дровишек в огонь и Марадона, заявив, что с таким тренером Наполи ничего не светит в будущем. Благо, Сарри оказался стойким к критике и ответил Марадоне результатом.

Во многом, результативность Игуаина стала плодом работы именно Маурицио Сарри, притом как тактической, так и психологической.

За два года в Неаполе, Рафаэль Бенитес практиковал лишь его любимый модуль 4-2-3-1, особо не задумываясь о предпочтении самих футболистов. Игуаин выступал в качестве номинального наконечника, но было это только на бумаге. Во время розыгрыша атак команда часто задействовала смену позиций между Хамшиком и Игуаином. Так, Марек выдвигается на острие атаки, а Игуаин подыгрывает партнерам в центре поля, словно заправский плеймейкер. Умение Пипиты отдать точный пас активно использовалось командой еще при Бенитесе, но в то же время мешало ему полностью реализовывать навыки аттаканте. 

Автор 33-х схем одного стандарта и метода тысячи шагов за час на тренировке, как любят называть Сарри итальянские СМИ, оказался более гибким в этом плане, нежели испанец. Понимая важность Игуаина для команды, первым делом новоиспеченный алленаторе провел с игроком беседу в Димаро, на которой аргентинцу были даны гарантии – теперь он главная звезда нападения команды, ее визитная карточка. Да, сперва была испробована тактика 4-3-1-2, но она быстро доказала свою несостоятельность (особенно в части Инсинье-треквартисты), и команда перешла на 4-3-3. И чтоб вы думали: 18-матчевая серия без поражений во всех турнирах и промежуточное лидерство в таблице Серии А. Конечно, творцом этого успеха является не только и не столько Игуаин, как вся команда, но вклад аргентинца переоценить невозможно.

Но тактические изменения это только часть плодотворной работы Маурицио Сарри. Все знают, что Игуаин личность непростая, к таким людям нужен особый подход. Да, проникнуть в Димаро и услышать все диалоги Сарри с Игуаином невозможно, но даже в прессе легко уловить некоторые нотки их общения. Сарри больше всего спрашивают на конференциях об Игуаине, а его ответы демонстрируют разносторонность методов: порой подстегивает, мол, "Игуаин будет настоящим мудаком, если в этом году не возьмет Золотой мяч", иногда восхищается им, заявляя, что "не поменял бы Пипиту даже на Левандовски".

Но и без кнута в случае Гонсало обойтись нельзя: "Я говорил Игуаину, что он слишком ленив для того, чтобы стать лучшим в мире". Было это, правда, еще в предсезонке, и слова алленаторе явно повлияли на игрока.

Что же мы имеем теперь? О борьбе в списке капоканноньере и речи быть не может, за 22 тура аргентинец отличился 22 раза, а это уже столько, сколько за весь сезон забили в прошлом году Лука Тони и Мауро Икарди. Вообще, впервые за долгие годы есть возможность побить отметку в 30 мячей за сезон. Очень близки к этому были Кавани, Ди Натале и Ибрахимович, но так и остановились на 29, а последний, кто ее преодолевал — Лука Тони времен выступлений за Фиорентину. А ведь в этом году есть все шансы побить установленный еще в 1929 году рекорд Джино Россетти в 36 мячей за Торино. 

До 115 мячей Диего Армандо еще далеко, пока в активе Пипиты только 77 взятий ворот. А вот результативностью за один сезон Гонсало бил карту своего соотечественника. Марадона больше всего отличался в сезоне 1987/88, но его отметку в 21 гол Игуаин перепрыгнул еще в дебютном сезоне в Италии (24). Можно также посмотреть и на показатели Игуаина в связке с Инсинье, для которого этот сезон также лучший в карьере. 32 мяча на двоих в чемпионате – уже новый рекорд, который побил и 24 гола дуэта Хамшик – Кавани,  и 25 связки Вожак – Саллюстро.

И как тут не согласиться со словами самого игрока: "При Сарри я стал играть лучше, это очевидно".

Сергей Синельник, football.ua