Идет 25-я минута игры с Лацио. Мертенс, получив мяч из глубины поля от Жоржиньо, умудряется выиграть борьбу и тут же покатить левее врывающемуся в штрафную Хамшику, тот идеально простреливает во вратарскую на Кальехона, испанец подставляет ногу, и на табло загораются 0:1. Во втором тайме единица превратится в тройку.

Так играет Наполи Маурицио Сарри. Быстрый переход из обороны в атаку и отточенное умение играть в короткий пас. Почти Барселона. Та самая, эталонная, а не беспомощная образца туринского матча с Ювентусом – к слову, два поединка с неаполитанцами стали для Юве отличной тренировкой перед встречей с каталонцами. В игре с Лацио Жоржиньо установил рекорд по количеству точных передач в чемпионатах топ-5 (151 пас), а Наполи владеет мячом чаще, нежели любая другая команда Серии А – 59% в среднем.

"Мы работаем над приданием нашей команде идентичности" — это Сарри на послематчевой пресс-конференции. Результаты чувствуются: Наполи мгновенно узнается на поле благодаря фирменным инициативе и прессингу. Команда играет строго первым номером, впереди же творят чудеса миниатюрные Инсинье и Мертенс. Бельгиец стал открытием этого сезона. Дело не столько в его отменной результативности, сколько в потрясающе эффективной смене амплуа, изначально вызванной травмой Милика. Мертенс, типичный крайний нападающий, стал не просто "ложной девяткой", а полноценным центрфорвардом. Милик и Паволетти, профильные нападающие, теперь не могут пробиться в основу. Блестящая находка!

Сарри, несмотря на свой простоватый имидж, отнюдь не угрюмый консерватор. Он – начитанный теоретик, выросший на идеях своего почти однофамильца Арриго Сакки и первоклассной аналитике в итальянской прессе. Чистую теорию Маурицио подкрепил многолетней работой в клубах итальянской трясины, причем тренерская скамейка появилась в его жизни как хобби. "Я играл в футбол, но не был талантом, поэтому всю жизнь хотел тренировать. Мне платят за то, что я с огромным удовольствием делал бы бесплатно".

Маурицио ценит свои идеи, но не превращает их в бронзовый памятник. Если любимая им схема 4-3-1-2 не подходит Наполи из-за отсутствия необходимого для нее плеймейкера-треквартисты – значит, Наполи перейдет на куда более подходящие команде 4-3-3. Сейчас кажется, будто Партенопеи всегда так играли, но ведь первый месяц Сарри в Неаполе прошел непросто как раз из-за поиска нужного модуля. Правда, сам наш герой скептически отнесся бы к таким рассуждениям: "Кто понимает в футболе, не говорит о схемах".

Его уважительно называют "маньяком", имея в виду запредельную дотошность, особенно проявляющуюся на тактических занятиях. Он готов выделять на футбол 13 часов в сутки: помимо тренировок, Сарри изучает матчи соперников, много читает как периодики, так и специализированной литературы. Жаль, но знаменитые 33 варианта розыгрыша стандартов (за что Сарри получил прозвище "Мистер 33"), известные еще со времен его работы в скромнейшем Сансовино – миф. Сам Маурицио признался, что его команды используют только 4-5 из них.

Золотая скамья-2016, приз лучшему тренеру сезона, получила достойного обладателя. Сарри, возглавивший Наполи в 56 лет – пример того, как специалист из низов может раскрыться на топ-уровне, а заодно доказательство глубины итальянского футбола, где даже в маленьких клубах растут выдающиеся личности. "Меня никогда особо не волновали призы, но этот случай – исключение, поскольку в голосовании принимали участие мои коллеги. После награды я не стану более политкорректным в своих высказываниях. Я по природе своей – заноза в заднице". Иногда олдскульный Сарри даже чересчур прямолинеен, достаточно вспомнить его конфликт с Манчини, когда Маурицио употребил в адрес оппонента смачное итальянское словечко frocio, обозначающее гомосексуалиста в грубой форме. Роберто потом долго обижался и требовал дисквалификации.

Сарри, большую часть жизни тренировавший в провинции, научился даже справляться с давлением. Его назначение в Наполи критиковал сам Марадона – спустя полгода идол неаполитанских болельщиков уже рассыпался в комплиментах команде и тренеру. После выездного матча с Реалом (1:3) прорвало уже Де Лаурентиса, президента клуба, устроившего публичный разнос всех и вся. Поостыв, дон Аурелио высказывался куда адекватнее: например, после относительно неудачных матчей с Ювентусом акцентировал внимание на том, что его тренер не играет в катенначо.

Матчи с Реалом и Юве породили иной вопрос: не уперся ли в потолок Наполи Маурицио Сарри? Тактика, дисциплина, продуманные кадровые решения – это замечательно, но против таких "ломов", как Серхио Рамос или Гонсало Игуаин, тяжело найти прием. Вдвойне обидно, что еще в прошлом сезоне Игуаин был в обойме у Сарри, но клуб не сумел удержать главную звезду. Какое значение имеет статистическое превосходство над Ювентусом, если туринцы бесспорно выше в таблице?

Для уроженца Неаполя Сарри его нынешняя должность – работа мечты. Он имеет всё, кроме главного в футболе – командных трофеев. Нет сомнений, что Маурицио готов еще долгие годы "маньячить" на Сан Паоло во славу лучших болельщиков Италии. Проблема, что для дальнейшего прогресса ему нужны соответствующие инструменты, свои Игуаины и Рамосы. Этот Наполи эстетически прекрасен, но чтобы встать в один ряд со своим учителем, Арриго Сакки, "Мистеру 33" надо уходить на повышение.