Перед тем, как объявить об уходе из Ювентуса, Джанлуиджи Буффон встретился с Жераром Пике, чтобы вспомнить свое детство, первые шаги в футболе, а также самые памятные и напряженные моменты профессиональной жизни.

Кроме того Джиджи обсудил причины упадка итальянского футбола, признался, почему решил остаться в Ювентусе даже после вылета клуба в Серию Б, и рассказал о планах на будущее.

Жерар Пике
Джиджи, большое спасибо, что принял меня здесь на тренировочной базе в Турине. Я много читал о тебе, например, что ты родом из семьи спортсменов. Расскажи немного о своих родителях, своих сестрах…

Джанлуиджи Буффон
Да, у меня очень спортивная семья, так что еще с самого детства я знал, по какому пути пойду. Мама и папа были спортсменами международного уровня. Обе мои сестры играли в волейбол в Серии А и за сборную. Одна из них даже выиграла Лигу чемпионов, в отличие от меня. Так что оставался только я, самый младший. Я видел, что все в моей семье были известными спортсменами, поэтому мне тоже хотелось показать, на что я способен, и добиться успеха. Мне посчастливилось оказаться в футболе и стать вратарем.

Пике
Какое у тебя первое футбольное воспоминание из детства?

Буффон
Мое первое воспоминание? Думаю, мне было около четырех лет, это был чемпионат мира 1982, на котором сборная Италии отпраздновала победу.

Пике
Я тогда еще даже не родился!

Буффон
Я был слишком маленьким, чтобы понимать, что такое чемпионат мира, но я помню, как все взрослые собирались вокруг телевизора и страстно поддерживали сборную Италии. Однажды я был во дворе, играл в футбол, и вдруг понял, что мне весело с мячом. Так что днем я играл в футбол, а вечерами слушал, как они кричат от радости или отчаяния за национальную команду.

Пике
Ты начинал в Парме, сыграв свой первый матч в 17 лет против Милана, и не пропустил ни единого гола.

Буффон
Да.

Пике
Мечта вратаря.

Буффон
Да.

Пике
Каково это — быть столь молодым игроком и выходить в стартовом составе такой серьезной команды, как Парма, одной из лучших команд в Италии на то время?

Буффон
Да, в середине 90-х, где-то на протяжении десяти лет, Парма была одной из лучших команд в Европе. За десять лет они дважды выигрывали Кубок УЕФА, Кубок Италии и Суперкубок УЕФА. Это была команда высочайшего уровня. Это был важный матч, мы тогда лидировали в чемпионате, у нас было равное количество очков с Миланом, за который выступали великие чемпионы: Баджо, Веа, Савичевич, Мальдини... И вот в свои ранние 17 лет я должен был сыграть в таком матче. Утром тренер сообщил мне, что я выйду на поле, и я горжусь тем, что не испытывал никакого страха. Когда мне сказали, что я буду играть, я был очень счастлив, ведь это был мой шанс показать миру, кто такой Буффон, и что он хороший вратарь. Я помню, как радость преодолела страх перед той очень важной игрой.

Пике
А в 19 лет ты отправился в Россию, где дебютировал за сборную Италии.

Буффон
Да. До этого тренер Мальдини вызывал меня в сборную пять или шесть раз, но я не выходил на поле, потому что другие вратари, вроде Перуцци и Пальюки, заслуживали этого больше. Это был отбор к чемпионату мира во Франции. Мы играли против России в Москве. На 25-й минуте Пальюка получил болезненный удар в колено и попросил замену. Я был очень воодушевленным мальчишкой, я ничего не боялся. Но когда я увидел, что он просит замену, то был не очень-то и рад, поскольку все поле было покрыто снегом. Это был очень важный матч для сборной Италии, ключевая отборочная игра на чемпионат мира. Я начал разминаться, и уже через две минуты вступил в игру. Но как только я вышел на поле, то сразу сосредоточился на своей работе. Страх покинул меня, и я оставался крайне сосредоточенным на протяжении следующего часа. Спустя пять минут после моего выхода у России была отличная возможность забить, но я сделал отличный сейв, прыгнув влево, и это помогло мне по-настоящему влиться в игру.

Пике
Ты войдешь в историю как один из игроков, которые выступали на пяти чемпионатах мира. Такое удавалось лишь троим: тебе, Маттеусу и...

Буффон
Мексиканскому вратарю.

Пике
Какие чувства ты испытываешь по этому поводу?

Буффон
Приятные. Чувство гордости. Это долгий путь и необходимо многим жертвовать, чтобы постоянно оставаться на высоте.

Пике
Необходимо много работать?

Буффон
Да, требуется не только талант, но и усердная работа, а иногда необходимо и страдать. Тот факт, что лишь несколько из нас играли на пяти чемпионатах мира, не может не радовать. Было здорово отыграть два Мундиаля в Европе, один в Азии, один в Африке и один в Америке.

Пике
Точно, а я ведь и внимания не обратил!

Буффон
Да, я играл на всех континентах. Мне хотелось отправиться и на шестой чемпионат мира, ведь это было бы по-настоящему особенным достижением, но иногда нужно довольствоваться тем, что есть. Мне не хватит сил, чтобы сыграть еще и на шестом.

Пике
Должно быть, лучшим моментом за все твое время выступлений за сборную Италии была победа на чемпионате мира в Германии в 2006-м году. Что ты помнишь о нем? Какие чувства испытываешь?

Буффон
Для итальянцев весь чемпионат мира в Германии был особенным опытом, не только победа. В Германии проживает много итальянских иммигрантов, поэтому мы чувствовали себя так, словно играем дома. Я помню много счастливых моментов, празднования, эмоциональную поддержку от этих людей. Мы никогда не чувствовали себя одинокими. У меня два великолепных воспоминания: полуфинал, который мы выиграли против Германии в Дортмунде…

Пике
2-0.

Буффон
Два — ноль, но это был один из самых напряженных моментов в моей жизни. Когда я об этом вспоминаю, то мне кажется, что никто не может выдержать такого напряжения, таких эмоциий. В этом плане против Германии был ужас, но затем мы дважды забили в овертайме и победили 2-0. Когда мы прибыли в гостиницу в пять утра, там нас ждали 10 тысяч итальянских болельщиков.

Пике
Невероятно.

Буффон
Особенно поразительно то, что после победы над Германией мы были совершенно спокойными, словно уже выиграли чемпионат мира. Это было безумие.

Пике
Это очень опасно!

Буффон
Да!

Пике
Когда вы только выходите в финал, а празднуете так, словно уже выиграли чемпионат мира, это самое худшее!

Буффон
Да, именно! Это было безумие. Двенадцать лет спустя я смотрю на ту сборную Франции и вижу, насколько сильна она была. Мы думали, что победа у нас в кармане, но нам противостояла очень сильная команда. Мы были заряжены энтузиазмом и воодушевлены, считали, что нам по плечу любые препятствия... Мы попали в эту спираль: мы были командой, которая никого не боялась и верила, что может обыграть кого угодно. К удивлению, финал против Франции был не столь напряженным, как игра против Германии, и это парадоксально. Я помню, что накануне игры против Германии я спал около шести или семи часов, но перед Францией мне удалось поспать только два часа. Помню некий дискомфорт, ведь, как я уже говорил, из-за всех этих сильных эмоций было трудно расслабиться и отдохнуть. Это трудно. Я четко помню, что после нашей победы мы попросту не могли почувствовать себя счастливыми, потому что возложили на жертвенный алтарь слишком много энергии и эмоций, так сказать. Вот почему радость от победы на чемпионате мира пришла намного позже самой победы.

Пике
Затем была Южная Африка 2010 и Бразилия 2014, где Италия проявила себя не лучшим образом, а на ЧМ-2018 вы и вовсе не прошли. Считаешь ли ты, что Кальчо, итальянскому футболу, нужно переосмыслить себя и найти новый путь к возвращению на вершину?

Буффон
Думаю... что-то не так. Я не могу поверить, что Италия больше не выращивает такие таланты, как раньше. Когда я присоединился к национальной команде, там были Баджо, Дель Пьеро, Тотти, Индзаги, Монтелла, Вьери — немыслимое количество великих, талантливых игроков. Но за последние десять лет я вижу, что у Италии хоть и хорошая команда, — ведь мы не плохая, мы хорошая команда, — у нас нет настолько талантливых игроков, как раньше. Без игроков определенного класса трудно добиваться успеха, побед. Хотя за эти десять лет мы укрепили чувство общности. Похвастаться большими победами мы не можем, но нам удалось дойти до финала Евро-2012, мы хорошо выступили в 2016-м году. Наша гордость помогала нам достичь большего, чем мы могли надеяться.

Пике
Считаешь ли ты, что на это также влияет тот факт, что Серия А в плане конкурентоспособности находится немного ниже, скажем, Премьер-лиги или Ла Лиги, и что Ювентус является единственной командой, которая может выиграть Лигу чемпионов?

Буффон
Возможно. В твоих словах может быть доля правды. Но я также считаю, что есть команды и сборные, вроде Франции, игроки которой всегда выступали за границей. В Испании то же самое, многие ваши игроки выступают за рубежом. Наша проблема не в чемпионате, а в отдельных лицах, в том числе и в игроках.

Пике
Нехватка таланта?

Буффон
Да. Пусть Серия А, возможно, и не так хороша, но если ты продолжаешь выращивать хороших игроков, которые потом отправляются играть в Пари Сен-Жермен или Реал Мадрид, уровень национальной команды будет оставаться высоким. Но, кроме Верратти, который играет за Пари Сен-Жермен, и тех, кто в Ювентусе, у нас нет футболистов, которые выступают за европейские топ-клубы. Это серьезная проблема.

Пике
Одним из поворотных моментов в твоей карьере, говоря о Ювентусе, стало понижение в Серию Б по административным причинам, после чего ты решил остаться с клубом. Со стороны это казалось жестом твоей любви к Ювентусу, но ты также сильно рисковал. Ты мог спокойно уйти в другой клуб и сражаться с ним за победу в Лиге чемпионов, и все же ты решил остаться и играть в Серии Б. Каким был этот период и считаешь ли ты, что на то время это было правильное решение?

Буффон
Решение остаться и играть в Серии Б я принял сознательно. Я верю, что иногда наступает подходящий момент, когда футболистам нужно продемонстрировать свою приверженность фанатам и спорту в целом. Это был момент, когда кто-то вроде меня должен был показать, что у игроков тоже есть чувства, и что в жизни есть что-то важнее популярности и денег… Я сделал это охотно и поступил бы так снова. Затем мы выиграли Серию Б, это был веселый год. И после двух очень хороших сезонов, когда мы занимали второе или третье место, наступили два или три очень мрачных года. Ювентус был неузнаваем, мы потеряли наш дух, нашу идентичность, нашу рабочую этику. Тогда мы заканчивали сезон на шестом или седьмом месте, и я говорил себе: "Ну и какого черта я на это согласился?". Но я говорил это шепотом, поскольку глубоко внутри я очень позитивный человек, большой оптимист. Я убежден, что если ты усердно работаешь и хорошо себя ведешь, то рано или поздно получишь от жизни вознаграждение. Я всегда держу это в своих мыслях. Шесть лет спустя, когда мы вернули себе Скудетто, я был так счастлив. Это было трудное решение, шесть очень трудных лет. Когда ты привык побеждать и сражаться за все трофеи, а затем практически шесть лет проводишь без игры в Лиге чемпионов… Это было очень трудно. Но благодаря усилиям нам удалось вернуться на вершину.

Пике
На протяжении этих шести лет ты ни разу не задумывался об уходе? Удивительно, что за свою 23-летнюю карьеру ты играл только за две команды и обе они из Италии. Ты не думал о том, чтобы покинуть Италию и поиграть за рубежом?

Буффон
Да, было бы интересно, потому что мне нравится встречать новых людей с другим образом жизни и менталитетом. Меня это привлекает. Но глубоко внутри я слишком итальянец. Я понимаю, что в Италии хватает своих недостатков, в том числе и в Кальчо, но мне нравится тот мир, в котором я живу, и я улыбаюсь ему, несмотря на все его недостатки. Вот почему, будучи важной спортивной персоной, я никогда не хотел и не хочу покидать Италию. Я предпочитаю оставаться здесь, пока это возможно.

Пике
Ты играешь на профессиональном уровне 23 года и за это время футбол сильно изменился. Вероятно, одной из самых заметных перемен среди игроков на твоей позиции стало то, что вратари все чаще играют ногами.

Буффон
Я считаю эту перемену полезной и необходимой, ведь футбол прогрессирует. К тому же, это красиво и интересно, так теряется меньше времени. Теперь вратари должны играть ногами и выполнять различную работу, ведь уже недостаточно только отражать удары, нужно уметь правильно выбивать мяч и поддерживать комбинационную игру. Сейчас это более трудная работа, чем раньше. Но тем лучше для меня, ведь раз я все еще играю в свои 40, значит, мне нравится соперничать и совершенствоваться.

Пике
Несколько месяцев назад ты сказал, что этот сезон может стать для тебя последним...

Буффон
Да.

Пике
… но недавно я разговаривал с Кьеллини и он выразил мнение, что Буффон, возможно, еще не сказал своего последнего слова. Есть какие-то новости на этот счет? Планируется ли какой-то сюрприз, о котором мне неизвестно, и мы будем наблюдать за игрой Буффона еще год, а может быть и два?

Буффон
Никаких сюрпризов. Я считаю, что в моем возрасте нужно оценивать ситуацию месяц за месяцем, неделю за неделей, день за днем. Потому что для таких спортсменов, как ты и я, которые привыкли соревноваться на самом высоком уровне, важно быть в состоянии выкладываться по полной, стремиться только к лучшему, оставаться на вершине. Также важно чувствовать себя как можно лучше в физическом плане, а еще у тебя есть гордость, поэтому ты не хочешь превратиться в неудачника. Я Буффон, и я хочу оставаться им до последней минуты. Когда я перестану быть собой, я уйду. Вот почему через несколько месяцев я встречусь с президентом, и мы спокойно оценим ситуацию. Сейчас я очень спокоен. Я счастлив, когда играю, потому что мне нравится эта атмосфера, я играю со своими друзьями и знаю, что могу приносить пользу на поле. Когда я больше не смогу этого делать — нет проблем. У меня в любом случае была прекрасная карьера.

Пике
Ты боишься завершать карьеру? В конце концов, ты играешь на профессиональном уровне больше, чем половину своей жизни. Боишься ли ты завершать карьеру, покидать футбол и начинать новую неизвестную для себя жизнь?

Буффон
Солгу, если скажу, что не боюсь. Но глубоко внутри я спокоен и умиротворен, потому что по своей натуре я крайне любознательный человек. И в тот день, когда я закончу с футболом, я не заскучаю и найду, чем себя занять. Потому что для футболистов и всех тех, кто привык к интенсивной жизни, очень важно все время чем-то занимать свои мысли и иметь причину просыпаться по утрам, сражаться за какую-то цель. Вот почему я никогда не заскучаю, и для меня не станет большой проблемой, если я оставлю публичную жизнь. Единственная проблема в том, что на протяжении 23-х лет организацией моей жизни занимались другие, каждое утро мне выдавали расписание. А вот когда у тебя 24 свободных часа и никаких планов… это может быть проблемой.

Пике
Возможно, ты останешься в футболе? Есть ли какая-нибудь должность, которую ты хотел бы занять после завершения карьеры игрока?

Буффон
Хотелось бы посещать различные курсы, выучиться на менеджера, спортивного директора или тренера, а затем без спешки выбрать один путь и полностью посвятить себя ему.

Пике
И наконец, в одном из интервью ты сказал, что благодаря футболу стал лучше как человек. Кем был бы Буффон, если бы не стал футболистом?

Буффон
Я был бы хуже как человек, несомненно. Наверное, стал бы учителем физкультуры, как мои родители. К этому все шло. Мне всегда нравилось проводить время с детьми и заниматься спортом. Но я говорю, что футбол сделал меня лучше как человека, потому что я всегда ставил коллектив превыше всего. Приятно быть частью коллектива и разделять с кем-то победы и поражения. Это помогает тебе избавляться от эгоизма. Я нахожу это поистине прекрасным. В жизни нет ничего лучше, чем быть альтруистом и делиться с другими. У популярности есть свои положительные и отрицательные стороны. Отрицательная в том, что когда ты допускаешь какую-то ошибку, то она сразу же попадает в телевизор и в газеты, и они не перестают тебе о ней напоминать. Они все слишком раздувают, и временами ты говоришь себе, что не заслуживаешь этих страданий. Поэтому нужно стараться не давать им поводов атаковать себя, вести себя лучше и становиться лучшим человеком. За все эти годы я пережил много проблемных ситуаций, которые в итоге помогли мне стать лучшим человеком.

Пике
Как игрок я знаю, что с тобой футбол лучше...

Буффон
Спасибо!

Пике
… и было приятно встретиться и побеседовать с тобой. Кстати, ты знаешь, что когда мне был 21 год, я выбирал между Барсой и Ювентусом? Я мог делить с тобой одну раздевалку!

Буффон
В самом деле?

Пике
Да. Спасибо огромное, Джиджи!

Буффон
Спасибо!

Интервью: Жерар Пике, The Players' Tribune

Перевод и адаптация: Football.ua


Желаете узнавать главные футбольные новости первыми? Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Следить за нашим сайтом вы также можете в Viber и Twitter.