- Феррер, Куман, Бакеро, Гвардиола, Стоичков, Лаудруп, Эусебио, Хаджи, Оскар, Серхи Бархуан – все эти футболисты выступали с вами под руководством Йохана Кройффа и все стали тренерами. Спецкурс "Летучего голландца"?
 
- Мы все хотели остаться в футболе, и, конечно, когда выступаешь под руководством Йохана Кройффа, то получаешь неоценимый опыт. Настолько огромный, что только потом, повзрослев, понимаешь, сколько на самом деле заложил Кройфф в каждом из нас.
 
- А вот когда вы все еще были футболистами, то по кому-то можно было сказать, что из него в будущем выйдет отличный тренер?
 
- По Бакеро и Гвардиоле. И Хосема, и Пеп являлись футболистами игрообразующими, то есть именно они зачастую проводили на поле тактические перестроения. И оба очень любили подсказывать партнерам – и на поле, и на скамейке запасных.
 
- Вы ведь начинали нападающим?
 
- Да, играл скоростного форварда. В 1991 году Йохан Кройфф на "смотринах" кантеры отрядил меня на левый фланг обороны.
 
 
- Не обиделись?
 
- Нет, старался мыслить практично. Когда тебе 10 лет, ты хочешь играть на острие атаки Барсы и забивать по 50 голов за сезон. Когда тебе 20, то понимаешь, что войти в первую команду – цель практически нереальная. Я бы и в ворота без разговоров встал, если бы таким образом гарантированно стал титуларом Барсы.
 
- День Эль Класико – это еще и повод встретиться со старыми друзьями?
 
- Не всегда. Кого-то встретишь, кого-то нет, все люди занятые, все сидят на трибунах в разных местах. Обычно мы встречаемся на турнире ветеранов Барсы. Вот туда приезжают все.
 
- Кройфф общался со своими футболистами свысока?
 
- Не то, чтобы свысока – просто знал себе цену. Панибратства не допускал.
 
- В сети есть известное видео, в котором на протяжении нескольких эпизодов идет "боксерский поединок" между Гвардиолой и Абидалем. Можно ли себе представить, чтобы в Дрим Тим кто-то себе позволил сделать Кройффу "саечку"?
 
- Ха, нет, это абсолютно невозможно! Некоторые к нему лишний раз и обратиться-то боялись, или, допустим, вообще старались не попадаться на глаза после неудачного матча.
 
- Существуют разные мнения относительно так называемых тренеров-диктаторов. Как вы считаете, это хорошо для команды или нет?
 
- В целом – хорошо. Наличие строгого наставника всегда дисциплинирует футболистов. Конфликты бывают, но обычно только с игроками, которые считают себя звездами, либо с теми, кто не выносит приказного тона.
 
- Зимой 1995 года с Христо Стоичковым не разговаривала вся команда, даже передачи на поле если и отдавали, то случайно. Что тогда произошло?
 
- Я не могу говорить о том, что происходит в раздевалке. То, что там происходит, там и остается.
 
- Какие сейчас отношения между партнерами по Дрим Тим?
 
- Прекрасные! Причем, абсолютно у всех. Когда мы играли в футбол, то были и обиды, и бойкоты и прочие вещи, которые случаются в коллективах. Сейчас мы все друзья.
 
- В 2002 году Луи ван Гал прямо сказал, что не рассчитывает на вас?
 
- Он сказал: "Серхи, мне жаль, но ты не будешь играть в основе". Он не выгонял меня из команды, просто сказал, что я не буду больше титуларом. Ван Гал – очень прямой и честный человек.
 
- И вы отправились на 3 сезона в Атлетико, где были титуларом до конца карьеры…
 
- Об Атлетико у меня останутся только самые приятные воспоминания.
 
- Вы работали с Энрике Костасом, Йоханом Кройффом, Карлесом Решаком, сэром Бобби Робсоном, Луи ван Галом, Альбертом Серра Феррером, Луисом Арагонесом, Грегорио Мансано, Сесаром Феррандо, Хавьером Клементе, Хосе Антонио Камачо. Кто из них повлиял на вас сильнее всего?
 
- Йохан Кройфф, конечно. А Кике Костас, который взращивал меня в кантере – словно футбольный отец. Каждый из них заслуживает теплые слова. Бобби Робсона любили все футболисты, он создавал в команде замечательную ауру. Человек удивительной душевной теплоты и доброты! Карлес Решак поражал своей клубной преданностью, для него Барса всегда и во всем оставалась на первом месте, он даже Клюйверта на поле не выпускал только за то, что тот в интервью дал понять, что может перейти в Мадрид. Все они замечательные люди и отличные специалисты, спасибо им большое.
 
- Вы воспринимаете Рекре в качестве своего первого опыта серьезной тренерской работы?
 
- К работе вообще нельзя относиться несерьезно. Я начинал тренером в Барсе, руководил филиалом возрастной категории Хувенилей Б. Возможно, кто-то и не воспринимает такую работу всерьез, но для меня она была так же важна, как мой сегодняшний пост в Рекреативо.
 
 
- Ваш Рекреативо возглавляет Сегунду. Это ведь большой сюрприз после 13-го итогового места в прошлом сезоне?
 
- Для СМИ – возможно. Мыслят так: у команды не было усилений, у нее достаточно слабый состав по сравнению с остальными конкурентами, так за счет чего же она тогда может занимать высокую позицию?
 
- И за счет чего это происходит в Рекре?
 
- Мы провели отличную предсезонную подготовку. Футболисты четко знают, чего они могут достичь и чего от них требую я. Полноценная претемпорада очень важна. Кроме того, мы внимательно изучаем каждого противника, знаем его сильные и слабые стороны.
 
- Тем не менее ваш тактический рисунок независим от противника?
 
- Нет, конечно. Зачем менять тактику, когда существуют хорошо отлаженные игровые связи и именно при такой тактической расстановке на поле выходят все сильнейшие?
 
- В чем причина настолько слабой игры команд, вылетевших из Примеры в этом году?
 
- Менять дивизион очень тяжело, особенно в нижнем направлении. Многие уходят, в команде царит упадок… В такой ситуации проблематично работать. Нужно заставлять себя, работать через силу, искать новые вызовы.
 
- Вы расцениваете Рекреативо в качестве претендента на выход в Примеру?
 
- Не буду загадывать. Впереди долгий и тяжелый путь, на котором и первый может стать последним. Не стоит забывать о форс-мажоре: травмы, функциональные ямы, раздоры в команде – все это способно негативно влиять на коллектив и на то место, которое ты занимаешь в классификации. Обстоятельства бывают разные.
 
 
- В конце сентября вы разгромили филиал блаугранас ос счетом 3:0. Сердце не екало?
 
- Я не люблю играть против парней в сине-гранатовой форме, поскольку сам являюсь болельщиком Барсы и воспринимаю ее в качестве своего клуба. Но теперь я – часть Рекреативо и должен выполнять свою работу. Я желаю Барселоне-Б победы в любом матче, кроме того, который она проводит с моей командой.
 
- Барса Мартино или Барса Кройффа?
 
- Пройдет время, посмотрим, какой след Барса Мартино оставит в истории, потом и будет повод для сравнений. Ну, или не будет, по-разному бывает.
 
- Вы 12 лет выступали на высшем уровне. Назовите символическую сборную из лучших игроков, с которыми вам доводилось выходить на поле.
 
- Вратарь: Субисаррета. Глыба. Он был стеной, очень надежным и в качестве голкипера, и в качестве человека.
 
Правый защитник: Феррер. Чапи контролировал всю бровку и был незаменим при скоростной атаке, разгоняя ее по своему флангу.
 
Центральные защитники: Куман и Надаль. Они являлись не только хорошими оборонцами, но еще и забивали голы – первый бил пушечные штрафные, второй великолепно проявлял себя, легко выигрывая верховую борьбу.
 
Левый защитник: Пуйоль. В кантере его наигрывали на каждой оборонительной позиции, чтобы он мог закрыть любую проблемную. Слева он тоже может.
 
Три центральных хава: Бакеро, Гвардиола и Амор.
 
Каждый из них боец, каждый отрабатывал при потере мяча, каждый часто отходил назад. И в то же время все они обладали прекрасным последним пасом и были нацелены на ворота. У Хосемы был небольшой рост, но забил множество мячей головой, а с Амором никто бы не сравнился в самые трудные минуты. Сколько он забил решающих мячей!
 
Трио атакующих футболистов: Луис Энрике, Ривалдо, Стоичков.
 
Христо обладал волшебной левой, мог обыграть кого угодно, всегда подрезал мяч, когда бил по воротам. Пресса зачастую относилась к нему зло, с негативом, намеренно неправильно интерпретируя его слова, но он искренний человек и верный друг. Ривалдо – один из лучших игроков, которых я видел в жизни. Он просто мог на поле все. А вот Луис Энрике, словно когда-то Йохан Неескенс, легко менял позицию в зависимости от игровой ситуации. На моей памяти он не играл только в воротах и в центре обороны. Ну, и тренер: Йохан Кройф.
 
- Хм… А где же Серхи Бархуан?
 
- А Серхи Бархуан будет сидеть на трибуне и наслаждаться футболом, который показывает эта команда!
 
Алекс Маннанов, Елена Торно, из Барселоны, специально для Football.ua
 
Использованы фото Marca и fcbarcelona.cat