Строгий костюм, выглаженная рубашка, до блеска начищенная обувь. Редко кто из украинских тренеров в таком виде пребывает на всех матчах своей команды. Большинство предпочитает спортивный или неформальный стиль одежды, только на поединки еврокубков приобретая серьезный вид. Павлов придерживается классического стиля, подтверждая свой образ учителя из какого-то доброго советского фильма. Скорее, даже не учителя, а классного руководителя.
 
Он всегда защищает своих подопечных, может помочь советом и готов лично посодействовать в решении самых разных проблем. Будь футболисты менее взрослыми людьми, то Павлов к родителям домой ходил бы и за чаем обсуждал их отметки. Стоит только послушать, как он порой называет игроков своей команды во время общений с прессой: Сережка, Ромка вместо традиционных Сергей, Роман или использования фамилий. Это же «сленг» классных руководителей. При этом он добрый и ласковый. До поры до времени. Он не позволит сесть себе на шею, не потерпит неуважения.
 
Все команды Павлова стараются жить по принципам, будто вышедшим из идеального школьного класса. Класс обязательно должен быть дружным коллективом, нужно приходить на выручку друг другу, приветствуется шефство над неуспевающими и помощь прогульщикам. А сам Николай Петрович – также будто выписанный до мелочей персонаж. Строгий, но справедливый. Добрый, но требовательный. Веселый, но не смешной. 
 
Без создания хорошей доверительной атмосферы ни одна команда Павлова не может существовать. Вот яркий пример. Нагрузки на сборах у других тренеров игроки вспоминают с ужасом, а вот и в Ворскле, и в Ильичевце о Царской тропе вспоминают с легкой улыбкой, хоть и не без спазмов в мышцах. Вся трудность потом компенсируется по ходу сезона, когда даже в самых сложных ситуациях остаются силы.
 
Другие педагогические достоинства Павлова также на виду. Не перечислить, скольких футболистов он воспитал и выводил на новый уровень, а порой и вовсе спасал для футбола. Именно он не дал утопить свой дар Александру Рыкуну. "Есть люди, которые умеют выпить бокал вина или пару рюмок коньяка и быстро восстановить силы. А я не умею. Надо было выбирать: семья-работа-футбол либо… Тогдашний мой тренер Николай Павлов помог не ошибиться", — это уже Игорь Шуховцев.
 
Методы работы и построения игры Павлова подходят под понимание идеального социализма. В одном государстве считали, что идея важнее людей, хотя на самом деле должно быть наоборот. Павлову удается держать все в рамках коллектива и равноправия, при этом позволяя некоторым игрокам выходить за рамки общепринятого, но в то же время дозволенного. В социализме должно быть ощущение, что общее значит и твое тоже, а не вообще ничье. Тот же Рыкун в прежнем Ильичевце или Безус в Ворскле могли сколько угодно самовыражаться на поле, но при этом не выходить за рамки коллективных действий.
 
Такой уклон к педагогической работе и позволяет Павлову растить игроков. Причем это касается не только молодых исполнителей, у него могут раскрываться и возрастные игроки. Например, Красноперов был запасным в Ильичевце, когда перешел в Ворсклу. А наиболее живой пример из теперешнего времени – Николай Ищенко. В текущем чемпионате это один из наиболее стабильных и надежных центральных защитников, а в Шахтере он допускает ужасные ошибки. И ладно бы в матчах против Барселоны это можно объяснять классом противника, но ведь казусы случались в самых различных встречах, в том числе с середняками не самых сильных чемпионатов во время сборов.
 
Из-за подобных качеств Павлова наверняка хотели видеть руководители Шахтера во главе Ильичевца. Лично для мариупольского клуба он принес стабильность и баланс, а многочисленным молодым талантам Горняков стал гарантией прогресса. Первой ласточкой зимой оказался Гречишкин, а вскоре по его пути могут пойти Бутко, Ордец, Федотов, Окриашвили. Последние двое и вовсе есть в числе главных открытий сезона.
 
Павлова справедливо называют тренером старой школы. У него давно сформировавшиеся взгляды на футбол, он все еще активно применяет тяжелую физическую подготовку, не меняет победный состав и не работает с легионерами в период повсеместной глобализации. Склонные к остротам могут заметить, мол, может он еще и компьютером не пользуется. Только зачем применять новые методы, если старые дают результат? Например, зачем Баварии играть как Барселона, если она и как Бавария всех побеждает?
 
У команд Павлова всегда четко выстроенная игра, разные варианты ведения игры, в зависимости от силы противника. Возможно, они не всегда показывают яркий футбол, зато легко очки не отдадут никому. В текущем чемпионате только Металлист (дважды) обыгрывал Ильичевец не с минимальным счетом.
 
В последние годы Ильичевец часто оказывался в борьбе за выживание или в лучшем случае увязал в середине без понимания своей дальнейшей судьбы. В глазах общественности Ильичевец казался ненужной командой. Само только появление Павлова означало, что мариупольцы не будут бороться за выживание. И хотя он традиционно не ставит задач и не принимает такого от руководителей клуба, все равно возможность для прогресса есть. Большая разница между тем, чтобы не иметь задач и не ставить задач.
 
Тем более что некоторые подозревают Павлова в манипуляции общественным мнением касательно этого вопроса, в том числе и своими игроками. Он хороший оратор и умеет сделать самый обыденный разговор интересным. Есть и актерские способности, даже артистичные (хотя его нервное поведение на бровке и забеги после забитых мячей точно не игра, иначе он был бы более востребован в Голливуде, чем в Мариуполе). То, что Ильичевец не рвется в еврокубки, не значит, что он не хочет там играть.
 
Так что Павлов больше не актер, а персонаж (тем более что вышеперечисленные суждения основаны на наблюдениях). Один из самых занимательных и недооцененных в зачастую сером украинском футболе. А его нынешний класс, если его учеников не разгребут, способен многого добиться.