Однако перед тем как перейти к непосредственному общению с Шуховцевым, сделаем небольшую ремарку. Сохранив название рубрики (больно уж нравится!) мы решили не загонять себя в рамки и, если в процессе общения возникают дополнительные вопросы – мы их задаем. Таким образом, мы решили немного расправить крылья и расширить горизонты. Но правила те же: говорим обо всем, кроме футбола, хотя футболисты часто этому и сопротивляются, переводя общение в футбольную плоскость.
 
- Игорь, можете сейчас сказать, что на данный момент жизнь удалась? Или согласно планам двадцатипятилетней давности все должно было быть лучше?
 
- Как и любой молодой человек, рассчитывал на большее. Когда тебе 20-25 лет, кажется, что в запасе очень много времени и все свои наполеоновские планы успеешь реализовать. Но в принципе я доволен: и своей карьерой, и всеми остальными делами. Единственное, о чем жалею, так это об упущенной по своей вине возможности поиграть за сборную Украины. Были приглашения, но некоторые моменты с нарушением спортивного режима помешали... Думалось, что все еще впереди. Вот об этом действительно сожалею.
 
- В детстве многие из нас писали в школе сочинение с приблизительным названием «Кем я стану, когда вырасту». Вы себя видели кем-то другим – комбайнером, например, или художником?
 
- Нет, художник — это точно не для меня. Я всегда был спортивным мальчиком, занимался боксом, плаванием. Но всегда мечтал стать футболистом, заиграть на хорошем уровне и чего-то добиться.
 
- Добились?
 
- Пускай я не самый знаменитый футболист, но зато мне удалось выйти на определенный уровень. Сейчас футбол для меня уже больше, чем профессия. Это то, что сделало меня таким, каким я есть сейчас.
 
- Жены футболистов, как и жены моряков, обречены ждать. Когда ваша супруга перестала сердиться из-за того, что во время сборов вас днями и ночами не бывает дома?
 
- Когда мы еще встречались, она изначально знала, что это очень сложно, что я большой период времени могу отсутствовать дома. Так что моя «половинка» всегда была готова к этому, как и родители, и позже дети. Все понимали, что будут не так часто видеть меня. И я очень благодарен жене за понимание.
 
- В последнее время бытует мнение, что брак – это архаизм. Что Вы думаете по поводу такого новшества, как гражданский брак?
 
- Это личное дело каждого человека. Кто считает нужным сделать штамп в паспорте — делает, кто хочет жить в гражданском браке — живет так. Но я думаю: главное, чтобы два человека были счастливы, хотели быть вместе, и им было хорошо так, как есть. А с печатью или без — не важно.
 
- Вы позволяете себе прошвырнуться на какие-то мероприятия без жены?
 
- Бывает, конечно. Иногда, ведь я постоянно, то в Луганске, то в Мариуполе, то в Харькове. Так что порой вместе посещаем какие-то мероприятия, а порой хожу куда-то с командой, с друзьями.
 
- У футболистов принято подшучивать друг над другом. Не напрягает ли вас, когда общение постоянно происходит в таком формате?
 
- Нет, это нормально. Я сам подшучиваю, надо мной подшучивают, и это обыденное общение. Мы не можем без этого: где-то кого-то «притравить», подколоть. Считаю, человек, который воспринимает юмор и может посмеяться над собой, — счастливый человек.
 
- В компании вы больше в тени или на виду?
 
- Не могу сказать, что я всегда пребываю на главных ролях. Но я любитель пошутить, и в принципе могу быть ведущим в компании.
 
- Бывает, сидит компания за столом и вплоть до третьей рюмки разговор не клеится. Сложно ли вам дать волю чувствам и от души повеселиться без употребления алкоголя?
 
- Несмотря на то, что уже давно не пью, я очень веселый человек. Но главное — какая компания с тобой рядом, так и пройдет вечер. Если люди разнообразные, могут поговорить на любые темы, пошутить, то вечер удастся в любом случае.
 
- Если в компании зайдет разговор на незнакомую вам тему, можете сделать умный вид и поговорить о том, в чем не разбираетесь?
 
- Есть масса тем, в которых я не сильно разбираюсь, но хватает времени поинтересоваться определенными вещами и обсудить их. Политика, искусство... Например, у меня есть друзья с «95-го квартала», мы с ними общались, было очень интересно послушать их.
 
- А, если речь зайдет о чем-то слишком уж специфическом. О квантовой физике, например.
 
- Ну, конечно, есть и такие направления, которых я стараюсь не касаться. Вот ты упомянул о квантовой физике, что я там скажу? Куб в кубе или дробь, деленная на дробь? (смеется) Люди просто с меня посмеются, да и все. Есть свой круг общения, и в нем можно найти массу тем для обсуждения.
 
- Поговорим о том, в чем вы, судя по всему, раньше хорошо разбирались. Что для вас на сегодняшний день означает слово «алкоголь»?
 
- Сейчас это слово для меня вообще ничего не означает. Как говорится, я свое уже отпил давным-давно. Не пью уже почти 17 лет. 
 
- Что посоветуете тому, кто хочет пойти по вашим стопам и тоже побороть «зеленого змия»?
 
- Здесь главную роль играет психология человека. Главный рецепт – очень захотеть самому. Пока человек сам к этому не придет, запреты, и угрозы не подействуют.
 
- Молодежи сейчас сложно обойти вниманием те многочисленные заведения мешающие развитию карьеры?
 
- Мне кажется, нынешнее поколение уже немного изменилось, молодежь стала поумнее. Я не думаю, что сейчас они будут разбрасываться на какой-то алкоголь и все остальное. Есть конкретное слово «футбол», тренировочный процесс и все остальное. Да, можно где-то расслабиться, но ни в коем случае не увлекаться.
 
- Тему употребления различных напитков сложно обойти, не уделив внимание кофе. Известна ваша страсть к этому напитку. Он никогда не мешал вашей карьере игрока?
 
- Вот мы сейчас с тобой говорим, и разве это мне мешает? (смеется) Я и сейчас его пью. Только что друзья шутили, мол, хватит уже кофе пить — семь чашек выпил. Ну, люблю я кофе, что я могу сделать?! Хороший, классный напиток. И лучше пить кофе, чем алкоголь, правильно?
 
- Кому как.…  А когда вы начали пить кофе больше, чем одну чашку в день?
 
- Когда с алкоголем «подвязал». Я и до этого любил кофе, но потом увлекся еще больше.
 
- Какой сорт самый любимый?
 
- Есть масса сортов. Мне нравится сочетание арабики и робусты в процентном соотношении 70 на 30. И я постоянно придерживаюсь этой линии. Но иногда можно утром выпить стопроцентную арабику с молотых зерен. Это как свежевыжатый фреш. И у меня кофейная машинка всегда на базе. А раз мы с Сашей Горяиновым, когда были в Эмиратах, специально купили кофеварку, и потом ребята приходили пить кофе. Березовчук, Красноперов, Дишленкович — все пили. Правда, ребята меньше, а я больше. Но нельзя без кофе. Нельзя.
 
- Да, ребята часто говорят, что зайти в номер к Игорю Шуховцеву и выйти оттуда без чашечки кофе нельзя...
 
- Практически невозможно. Потому что я каждому говорю, что кофе получается очень вкусный, и в ответ звучит «ладно, попробую». Так что когда приедешь ко мне в гости — обязательно угощу. Это уже неотъемлемая часть Игоря Шуховцева. Помню, когда я уезжал с Мариуполя, оставил свою кофеварку у себя в комнате на базе, и сейчас вместо меня всем процессом руководит Алексей Полянский. И он порой говорит мне: «Я уже пью кофе, как ты!» Теперь к Полянскому ходят в мою комнату и угощаются кофе (смеется).
 
- Если не ошибаюсь, не бывает такого сбора, чтобы вы не брали с собой кофейный автомат...
 
- Беру обязательно! Это хорошо помогает отдохнуть между тренировками, пообщаться, даже если кто-то и не пьет кофе, мы вместе коротаем время, шутим, готовимся к следующему занятию.
 
- Любовь кофе не мешает пить чай?
 
- Нет, никак. Иногда хочется и чаек, когда кушаешь что-то сладкое с детьми, с друзьями.
 
- Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично вашей работы?
 
- В молодости обижался, естественно. Когда ты молодой и перспективный, и тебе что-то говорят, ты думаешь «да ну, я и так все знаю». Это естественное состояние для психологии молодого человека. Но у меня всегда была одна черта характера: я прислушивался к замечаниям и в следующий раз старался сделать лучше. Возможно, это и помогло мне побороть разные обиды и добиться чего-то в своей жизни.
 
- Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
 
- Конечно, были и такие ситуации. Но они всегда прояснялись. Все рано или поздно становится на свои места. Пускай хвалят за то, что сделал именно я.
 
- Чем увлекаетесь кроме футбола?
 
- Так, чтобы было конкретное хобби, то нет. Иногда люблю попеть в караоке.
 
- Мы традиционно спрашиваем футболистов о «высоком». Что для вас искусство?
 
- Есть у меня друг в Харькове, трудовая которого пылится в отделе кадров театра. Так вот он меня всегда приглашает, и мы с удовольствием ходим на представления и спектакли — полезно и приятно.
 
- Продолжим об искусстве. Если не ошибаюсь, то на 40-летний юбилей одноклубники по луганской Заре подарили вам большой фотоколлаж с вашим портретом. Где повесили его?
 
- Когда Никита Каменюка вместе с ребятами сделал мне такой подарок, было очень приятно. Я пообещал Никите, что когда закончу ремонт в новой квартире, у меня будет футбольный уголок с моими трофеями, где я обязательно повешу этот портрет.
 
- Я вот, когда иду на день рождения всегда затрудняюсь, что подарить и в итоге останавливаюсь на банальном «конверте». Как вы решаете для себя эту дилемму?
 
- Трудностей у меня с этим никогда не возникало. В коллективе я всегда был инициатором шуточных подарков. В этом убедился и Полянский, и Каменюка, и другие ребята (улыбается). Потом и они мне предоставляли подобные презенты. Это всегда мегапозитив, когда даришь, что-то необычное.
 
- Есть люди, которые вас избегают?
 
- Месси, наверное, избегает меня. Все никак не встретимся (смеется). 
 
- А явные враги есть?
 
- Нет, таковых не имеется. Мы, футболисты, всегда на виду, и может кто-то меня и недолюбливает, но явных врагов точно нет.
 
- То есть повода тщательно закрывать дверь на ночь и подпирать табуреткой, у вас нет?
 
- Нет, элементарно закрываю на один-два замка, когда прихожу домой. На этом все.
 
- И напоследок о еще одном «высоком». С парашютом прыгнули бы?
 
- Ох, не знаю! У меня есть товарищи, которые прыгают и летают только так! Но лично я... Я прыгнул бы с парашютом? (откладывая телефонную трубку, Шуховцев спрашивает у рядом сидящих друзей. — прим. М.С.). Вот друзья говорят: «Сводим тебя как-то!». Хочешь-не хочешь, а поведут (улыбается). Но я бы сначала посмотрел, как они прыгают, а потом бы принял окончательное решение. Да, попробовать можно, это классно, однако хотелось бы, чтобы и парашют открылся (смеется).
 
Максим Сухенко, Football.ua