Каким бы ни было отношение к персоне румынского специалиста в частности и донецкому Шахтеру в целом, оставаться равнодушным в сложившейся ситуации крайне сложно. Десять лет работы в клубе – это не просто долгий промежуток времени. Это целая эпоха. В этом конкретном примере это эпоха побед, успеха и прогресса. Данный период ознаменовался полным переосмыслением ценностей в отечественном футболе, первым в истории независимой Украины завоеванным еврокубком, крахом однополярного мира киевского Динамо и появлением конкуренции. Да, она не достигла уровня английской Премьер-лиги, и хронические проблемы украинского чемпионата не были решены, но у страны появилось футбольное лицо, которое не стыдно было показать всему континенту. Луческу – личность знаковая, и его уход мог стать болезненным ударом по всему нашему чемпионату…

Турецкий Fanatik, как и большинство тамошних изданий, никогда не отличался объективностью и честностью. Перекрутить факты о Фенербахче или придумать свежую сенсацию о Галатасарае – дело святое, посему слухи о возвращении Луческу в Турцию уже давно стали вызывать саркастическую ухмылку. Появлялись они едва ли не каждый месяц, и с каждым следующим опровержением, звучавшим из уст Мистера, степень доверия к ним уменьшалась. Но нынешним летом ситуация изменилась. Нет, информация не стала менее желтой – произошел перелом в ее восприятии.

Информация не стала менее желтой – произошел перелом в ее восприятии

Отказ Мирчи от сотрудничества с Шахтером казался вполне логичным. Когда вы прожили около семидесяти лет, добились в своей карьере значимых высот, стали кумиром для миллионов болельщиков в Турции, Румынии и Украине, вроде бы, можно подумать о заслуженном отдыхе: о мемуарах, об уютном кресле у камина и увлекательной книге в руках. Можно позаботиться если не о комфорте, то, по крайней мере, о безопасности, своей и близких. Луческу ведь неоднократно говорил: «Первостепенными ценностями для меня являются семья и футбол». В условиях непрекращающегося огня, в условиях необъявленной, но оттого не менее кровопролитной войны спорт отходит на дальний план. Единственной ценностью остается жизнь. И желание ее сохранить является вполне естественным.

Так уже поступили многие футболисты, которые предпочли перебраться в более стабильные регионы, где получили возможность сосредоточиться на работе и не отвлекаться на посторонние страхи. Даже Хуанде Рамос уехал подальше из куда более спокойного Днепропетровска. Говорить о мотивах, которыми руководствовался испанец, со стопроцентной уверенностью нельзя, но именно политический кризис видится наиболее вероятной причиной, вынудившей специалиста отказаться от продления трудового соглашения с Днепром.

Казалось, Луческу последует примеру своего старого товарища, но он этого не сделал…

Вчерашняя пресс-конференция главного тренера оранжево-черных и генерального директора клуба Сергея Палкина обещала превратиться в знаковое событие. Парализованная спортивная жизнь запуганного города возобновилась на пару часов. Журналисты съезжались на Донбасс Арену отовсюду в ожидании услышать что-то очень важное. После слов «ситуация в Донецке слишком усугубилась», якобы сказанных тому же Fanatik, скоропостижное прощание с тренером выглядело неизбежным. На фоне этого интервью даже многочисленные попытки Сергея Палкина успокоить бурлящие массы публикациями в Facebook были неубедительными. Общественность хотела увидеть Мистера лично и услышать его откровения.

Общественность хотела увидеть Мистера лично и услышать его откровения

«Я вернулся в Донецк, а многие покидали его в это время. Но я верю, что мы можем продолжить начатое десять лет назад здесь вместе!» — заявил Луческу. «За этот период было много предложений от многих клубов... Были мысли согласиться… Но мои чувства к Шахтеру не позволили этого сделать! Поэтому я вернулся назад», — продолжил наставник, прекрасно понимая, что своим уходом спровоцирует в Донецке футбольную катастрофу.

В трудную минуту Мирча решил не бросать проект, который своими же руками строил в течение целого десятилетия. Уйти сейчас означало пустить все на самотек, позволить команде, которая создавалась так долго, развалиться за считанные месяцы. «Нам нельзя опускать руки. Потому что, если мы это сделаем, нам с вами понадобятся десятки лет, чтобы вернуться на прежний уровень. То же самое относится и к команде. Знаете, чтобы построить хорошую команду, нужны годы. А потерять ее можно за один момент», — соображения Луческу озвучил Сергей Палкин. И руководство Шахтера, и сам тренер прекрасно понимали, что расторжение контракта в такой сложный момент может стать для Горняков началом конца.

Мирча оказался перед непростым выбором: эгоистично позаботится о своем будущем и пожертвовать прошлым, или принять ответственное решение остаться в Донецке до конца кризиса. Наверняка, наставник провел не одну бессонную ночь, пока принял решение, наверняка, оно давалось ему с огромным трудом. Но в итоге, он поступил по чести. Луческу понимал, что он в ответе за тех, кого приручил: за болельщиков, за игроков и за весь украинский футбол. «Мое решение -  знак всем нашим игрокам, что мы должны в таких сложных ситуациях быть вместе», — тренер рассчитывает послужить примером многочисленным легионерам, вокруг которых в последнее время появляется все больше трансферных слухов. Неспроста имена Фернандо, Факундо Феррейры, Веллингтона Нема и Бернарда прозвучали во время пресс-конференции.

В ближайшее время Шахтеру предстоит столкнуться с самым масштабным вызовом последнего времени. Огромная работа клуба по привлечению болельщиков на стадион, по продаже абонементов, по продвижению собственного бренда и улучшению имиджа находится на грани срыва. Только скорая стабилизация ситуации в регионе позволит дончанам минимизировать потери. На словах руководство рассчитывает на самый оптимистичный вариант развития событий: «Прежде всего, нужно вернуть мир в Донбассе и остановить кровопролитие». Вторит генеральному директору и Луческу: «Надеюсь, что к моменту начала чемпионата все образуется». Но велика вероятность того, что старт следующего сезона дончанам придется провести на нейтральной территории и параллельно решать все вытекающие из этого проблемы.

Рыба гниет с головы – это не о Шахтере

Радовать близких к футболу людей должно лишь то, что Луческу остался во главе проекта. Рыба гниет с головы – это не о Шахтере. Мирча остался, чтобы удержать ситуацию в команде под собственным контролем и не позволить ей развалиться на части. Вчерашнее заявление стало важным событием не только для поклонников Горняков, но и для всего украинского футбола. Ведь потеря одного из ведущих клубов в столь сложной ситуации могла обернуться для отечественного чемпионата катастрофой.

Луческу часто критикует судей и порой не умеет достойно проигрывать, он достаточно капризен и своенравен. Но Мирча оказался смелым и преданным человеком, и эти качества с лихвой перекрывают его недостатки.