Ведущий защитник донецкого Олимпика Алексей Дитятьев дал эксклюзивное интервью Football.ua.
Пару центрбеков Олимпика Гришко-Дитятьев называют одной из самых сыгранных в нынешней Премьер-лиге. Видимо, не зря: Олимпик до сих пор идет на четвертом месте и уже серьезно подумывает о еврокубках... Да, были и провальные матчи типа 0:4 и 0:5. Но практически все очки команда Романа Санжара взяла в поединках, где в среднем пропускала один мяч.
В ЧЕРНОВЦАХ Я ПО-НАСТОЯЩЕМУ УЗНАЛ, ЧТО ТАКОЕ НЕДОВЕРИЕ ТРЕНЕРА
- Энергия (Новая Каховка), Крымтеплица, Буковина, а теперь уже высшелиговый Олимпик. Ваша карьера пока складывается с одних взлетов, или были и падения?
- Пока все идет отлично. Падения (призадумался)... Когда я перешел в Буковину из Крымтеплицы, это нельзя было назвать «шагом вперед». Но и шагом назад тоже. Как показало время, переезд в Черновцы принес свою пользу: надо было посидеть на скамейке и прочувствовать ту атмосферу, когда получается далеко не все и когда приходится преодолевать настоящие трудности.
- В чем заключались эти трудности?
- Я получал очень мало игровой практики, но доверял тренеру. А в итоге получилось, что постоянно сидел на скамейке... А потом в Буковине возникли финансовые трудности, на фоне чего меня пригласил Олимпик. Тогда я не раздумывал над предложением, мы сразу ударили по рукам, и пошло-поехало: победная серия в первой лиге, выход в Премьер-лигу и остальное.
- Переход из Буковины в Олимпик можно отнести к разряду «не было бы счастья, да несчастье помогло»?
- Трансфер в Олимпик лишь доказал, что переход в Буковину определенно помог мне. В Черновцах я по-настоящему узнал, что такое недоверие тренера... Но в итоге пришел к такому выводу: надо было сделать два шага назад, чтобы потом скакнуть на пять шагов вперед.
- Недавно вы играли против Энергии из своей родной Новой Каховки (разговор состоялся во время Мемориала Макарова, где Олимпик сражался с Энергией в группе А — прим. М.С.). Какие остались воспоминания о выступлениях за «энергетиков»?
- В те времена у нас была очень приличная команда, которую никак не сравнить с нынешней Энергией. Тогда, больше десяти лет назад, у нас был очень дружный и сыгранный коллектив — если не ошибаюсь, мы одним составом играли больше трех лет! И сразу после старта во второй лиге могли выходить в первую, но не получилось...
- Возникли традиционные проблемы с финансами?
- Да. Если бы в тот момент Энергии помогли городские власти, мы смогли бы повыситься в классе и стать очень крепким середняком первой лиги. А так никто не поддержал клуб, в результате чего бывший президент Нестеренко оставил Энергию... Жаль, конечно. Но воспоминания о том периоде у меня только положительные.
- Уже знаменитый эпизод с говорящим по телефону игроком Энергии удивил вас?
- Я не обвиняю конкретно того футболиста, ведь вся эта клоунада начинается в верхах. Если в руководстве бардак, то бардак и на поле. В ином случае такое никогда не допустят ни руководители клуба, ни тренеры, ни сами игроки. Да и сами футболисты никогда не подумают так себя вести, выходя на поединок с командой Премьер-лиги.
- Десять лет назад во второй лиге, наверное, приходилось видеть и не такое?
- Знаете, несмотря на всю дурную славу этого турнира, при мне ничего такого не было. Тогда во второй лиге выступало много команд, которые поддерживали очень хороший уровень. На их футбол было интересно смотреть, и приходящие на стадион болельщики получали от игры удовольствие.
ВМЕСТЕ С КВАРЦЯНЫМ ЧАСТО ШУТИМ НАД ТЕМ, ЧТО Я НЕ ПЕРЕШЕЛ В ВОЛЫНЬ
- Вы начинали карьеру в Новой Каховке просто потому, что там была профессиональная команда? Или не было возможности/желания ехать в клубы покрупнее из близлежащих Запорожья, Днепропетровска, Николаева, Крыма?
- Наверное, на тот момент мой игровой уровень не позволял совершить такой поступок. Ведь приезжая в чужую команду, ты должен быть минимум на голову сильнее местных футболистов. Я же не мог похвастать этим. А в то время в Новой Каховке возрождалась Энергия, поэтому пошел туда. Прежде всего, мне хотелось постоянно играть, и тренер сполна предоставил мне эту возможность. Если кто-то подумает о зарабатывании денег, то об этом речь вообще не шла. Свое дело делали горящие глаза и желание пробиться на высший уровень.
- В футболе вы оказались довольно поздно, в 15 лет. Почему?
- В моем детстве мама всегда выступала категоричным противником футбола с его травмами и прочими сопутствующими нюансами... И до определенного возраста у нас в семье все делалось так, чтобы я оставался подальше от занятий футболом. Наверное, только в 15 лет я возмужал и набрался смелости сказать: «Мама, я в любом случае пойду на тренировку» (смеется).
- Позднее начало карьеры сказывается?
- Вроде нет. Как есть, так есть. Кто знает, как все могло сложиться, начни я пару годами ранее?
- Сейчас мама уже спокойна?
- Да, сегодня она полностью счастлива и больше не волнуется за меня. Более того, она постоянно следит за Олимпиком и быстрее меня узнает все новости из интернета (улыбается). Мама все знает об Олимпике. Когда я однажды приехал домой, она начала рассказывать такие вещи о команде, которых я даже не знал (смеется).
- Вы всегда были защитником? Или во времена второй/первой лиги случались эксперименты с позицией?
- Я с самой юности действовал в защите, правда, по-разному. Ведь раньше в обороне играли с передним и задним защитником, и мне приходилось выступать на обеих этих позициях. В Крымтеплице мне довелось поработать с «чудо-тренером» Сачко, который исповедовал игру в три защитника... При нем пришлось немало попотеть в роли заднего.
- Вы сами как относитесь к такому построению в обороне?
- Нельзя сказать, что эти схемы полностью устарели. Иногда в той же Италии используют такой вариант обороны. Но в общем уже доказано, что линия из четырех защитников более эффективна.
- Энергия-Крымтеплица-Буковина-Олимпик — эта цепочка могла нарушиться в определенный момент приглашением команды «вышки»?
- Да, ведь после Крымтеплицы я ездил на просмотр в луцкую Волынь. Но на этом все и закончилось. Вроде нормально работали, но что-то меня не устраивало. Как говорится, «не ложилось на душу».
- Позже много думали об этом?
- Тогда мне говорили, что я сглупил, ведь надо было оставаться — все-таки Премьер-лига. Но в итоге все сложилось так, что жалеть не пришлось. Позже мы разговаривали с Кварцяным, и не раз смеялись по этому поводу. Хотя и Виталий Владимирович признавал, что я поступил правильно.
- Все-таки немного странно, когда футболист прямо отказывается от шанса попробовать себя на высшем уровне...
- Когда приходишь в новую команду, то видишь реальное положение дел: какой состав, сколько в нем игроков твоей позиции... Здесь надо здраво оценивать ситуацию и все перспективы. Меня, например, не устраивала роль железного резервиста Волыни. Но на тот момент казалось, что именно так и будет.
- Другие команды Премьер-лиги никогда не звали к себе?
- Конкретных предложений не было, разве что приглашали на просмотр пару раз... Но до конкретики дело так и не дошло.
КОГДА ПЕРЕХОДИЛ В ОЛИМПИК, НЕ МОГ ПРЕДСТАВИТЬ, КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ИГРАЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ
- Перволиговый Олимпик и высшелиговый Олимпик — это разные команды?
- Однозначно. Хотя костяк остался со времен первой лиги, да и наш стиль игры кардинально не изменился. Но сейчас мы уже в Премьер-лиге, где все иначе: другая скорость мысли, другие футболисты, более высокий уровень техники. В любом случае это все меняет команду, особенно в плане психологии.
- В игровом плане Санжар не стал делать кардинальных перемен?
- Да, он просто добавлял что-то новое на уже имеющуюся основу. Схема, манера игры — это все осталось со времен первой лиги, где мы также делали упор на контроль мяча и на быстрый выход из обороны в атаку. Да, стоит признать, что в большинстве случаев Олимпик играет так, как позволяет соперник. Но если нам по силам навязать свою игру и выполнить установку тренера, результат обязательно будет. Чуть сбились с установки — все, теряем очки.
- Роман Санжар в первом же вашем матче за Олимпик (против Александрии) доверил вам место в основе. Вас удивило, откуда такое доверие?
- Очень удивило, особенно после этапа в Буковине, где мне не давали играть. Но после того матча у меня появилось большое желание оправдать доверие тренера. Выходя на каждую игру, помнишь, как тебе доверяют и чего стоит место в основе.
- Этим Роман Николаевич дал вам понять, мол, «Леша, мы выходим в Премьер-лигу, не подкачай»?
- Это понимание пришло со временем, когда мы начали выигрывать и подниматься в первой лиге. И как только Олиимпик взобрался на первое место, футболисты сами все осознали — надо удержаться и не упустить своего. Поэтому все понимали уровень ответственности, и на многие матчи тренер нас даже не настраивал.
- Попав в Премьер-лигу, почувствовали настоящий уровень и понятие «возят, как тряпку по полу»?
- А как же? (смеется) В любом случае качество футбола в Премьер-лиге на порядок выше, чем в первой лиге. Даже больше: здесь совсем другой футбол, другие люди. И они находятся здесь уже не первый год. Мы же только дебютанты, и многое ощутили впервые в жизни.
Знаете, очень забавляет, когда эксперты до сих пор заявляют о случайных победах Олимпика. Каждый раз слушаешь с улыбкой, а потом выходишь на матчи и доказываешь противоположное. И это все не просто так: мы трудимся, работаем над собой, прогрессируем, поэтому и добываем результат. Ничего случайного здесь нет. Хотя экспертам тоже стоит сказать «спасибо», пускай дальше подстегивают нас и говорят о везении в каждой программе «Профутбол». Это будет для нас дополнительным стимулом (улыбается).
- Кто из нападающих запомнился больше всего, как самый сложный соперник?
- Хороший вопрос... (серьезно призадумался). Наверное, все-таки Луис Адриано. Он самый неприятный соперник для защитников. Да и вообще бразильцы довольно своеобразные люди. За время игры в Премьер-лиге у меня сложилось впечатление, что они выходят на матчи Премьер-лиги, как во двор. Например, меня это раздражает и постоянно подстегивает, когда они выходят и, смеясь, держат мяч.
- А в Олимпике кто самый неприятный нападающий? С кем больше всего мороки на тренировках, кроме президента? :)
- Наверное, Сытник. Для меня он всегда очень неудобный оппонент, у которого тяжело забрать мяч.
- С Гельзиным можете сыграть жестко на тренировке?
- Конечно, никаких поблажек! Да, прыгать в подкате двумя ногами вперед никто не будет, но на тренировках никто не смотрит на звания. На футбольном поле все — футболисты.
- При переходе в Олимпик как относились к тому, что придется выступать с играющим президентом?
- Честно говоря, не представлял, как правильно общаться с президентом в таком случае и как выстраивать отношения. Но уже когда начал работать с командой, понял, что в коллективе нет особой дистанции между президентом, тренером и футболистами. Мы действительно являем собой одну футбольную семью. Это очень видно на контрасте после моего перехода из Буковины.
- Что удивило в этом плане?
- Необычно было, когда тренер просто интересовался нашим мнением, спрашивал о наших мыслях. Для меня это вообще было новой практикой.
- Когда Гельзин выписал команде премию после поражения от Черноморца (0:4) в дебютном матче Премьер-лиги, как восприняли такой шаг? Не подумали, что шутка?
- Возможно, некоторые сначала не поняли этого. Но Владислав Григорьевич тогда на самом деле показал, что поддерживает нас и верит в команду. В итоге мы зажглись этим и дальше справились с волнением.
СЕГОДНЯШНЕЕ МЕСТО ОЛИМПИКА — НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ. И РАЗ МЫ ПОДНЯЛИСЬ СЮДА, ТО В НАШИХ СИЛАХ УДЕРЖАТЬСЯ
- Вы довольны своей игрой за эти полсезона? Или ожидали от себя большего?
- Не думаю, что даже в топ-клубах много футболистов, которые довольны своей игрой. Что же касается меня, то кучу матчей я провел далеко не так, как хотел. Поэтому есть над чем работать. Хотя мне тяжело самому оценивать свою игру, здесь лучше справится тренер.
- Олимпик сейчас занимает пятую позицию, но четыре провальных матча с общим счетом 0:18 все-таки оставляют неприятный осадок. Что приводило к таким провалам, когда, казалось бы, команда нашла свою игру и имеет определенный запас прочности?
- Здесь скажу банальность — это футбол. Я уже говорил, что мы часто играем так, как нам позволяет соперник. Взять тот же Днепр: мы проиграли с крупным счетом, но я не считаю, что сыграли отвратительно. Хотя в силу разных обстоятельств пропустили немало голов, а сами не смогли забить. Думаю, весной такого уже не будет.
- Вас с Гришко называют одной из самых лучших по сыгранности пар защитников в Премьер-лиге. Откуда такое взаимопонимание?
- Мы с Димой хорошие товарищи не только на поле, но и вне его. Я думаю, это один из ключей успеха. Когда в жизни хорошо общаешься с человеком, то и в игре без проблем находишь взаимопонимание. Тем более, мы уже провели вместе немало матчей, и этот опыт дает свое.
- У вас с Гришко есть какие-то негласные договоренности, которые вы используете в матчах?
- Определенные условности есть, но ничего сверхъестественного. Обычные игровые подсказки.
- По окончании сезона вы наверняка разговаривали с Санжаром об итогах осенней части. К каким выводам пришли?
- Когда завершилась осенняя часть, у нас был клубный банкет. Там Роман Николаевич подвел итоги осени, и все солидарны с ним, что занимаемое Олимпиком место — не случайность. И раз мы поднялись сюда, то в наших силах и удержаться. Поэтому во втором круге будем работать над этим с уверенностью, что тренер и президент всеми силами поддержат нас. Многое зависит именно от футболистов.
- Как относитесь к той мысли, что Олимпику пока рано в еврокубки?
- Не знаю, рано или нет. Но здесь дело в другом: где тогда брать опыт, если не в еврокубковых матчах? Если мы в чемпионате Украины докажем, что достойны выступать в Европе, то почему не сыграть там? Любой другой участник евротурниров когда-то был дебютантом, начиная с нуля. Поэтому мы сделаем все для попадания в еврокубки, и в случае успеха постараемся не ударить лицом в грязь!
Максим Сухенко, Football.ua