- Сергей, сезон для вас финишировал — лучше не придумаешь: хет-трик в ворота Олимпика, звание "лучший бомбардир команды в сезоне" и внимание Шахтера. Пока вы видите себя в донецком клубе и сугубо в Украине, или уже закрадывались мысли попробовать себя в Европе?

- Нет, о зарубежном футболе пока вообще не думал. Для начала хотелось бы попробовать себя именно в Шахтере, показать, что я способен играть в одной из лучших команд Украины.

- Что говорили (если говорили) руководители Ильичевца о дальнейшей судьбе команды, когда вы уходили?

- Вообще ничего конкретного сказано не было. Нас рассчитали, сказали "спасибо за работу" и пожелали удачи. Что будет с клубом в дальнейшем — думаю, никто из игроков не знает.

- Как в целом оцените свой период карьеры в Ильичевце?

- Этот этап карьеры вышел замечательным для меня, так как был и дебют в Премьер-лиге, и первые голы, и вызов в молодежную сборную Украины. Главную роль здесь сыграло доверие тренера — Николай Петрович (Павлов. — прим. М.С.) всегда давал возможность развиваться и чувствовать себя отменно.

- Большинство матчей весенней части чемпионата вы провели на позиции центрфорварда. Психологически уже перестроились "быть нападающим"? Или все-таки расцениваете себя универсалом?

- Несмотря на большое количество матчей в качестве чистого форварда, мне без разницы, где играть в атаке: могу в центре, а могу и на обоих флангах.

- Хет-трик в воротар Олимпика был первым в вашей карьере профессионального футболиста?

- Да, это был еще один мой дебют в нынешнем сезоне.

"НИКОГДА НЕ ВОЗНИКАЛО МЫСЛЕЙ УДРАТЬ ИЗ МАРИУПОЛЯ"

- Осенью Ильичевец набрал три очка, весной — 11. Как говорится, "счет на табло". Что стало главным фактором весеннего успеха?

- Наверное, все-таки зимнее обновление нашей команды. В Ильичевце подобрался сбалансированный коллектив с футболистами, которым было что показывать и доказывать. Поэтому выходили на поле, играли в футбол без особой оглядки на результат и бились до конца.

- Учитывая осенне-зимнее изменения, весной Павлов что-то менял в концепции игры и подготовке команды?

- Нет, изменились только люди — состав обновился где-то на 80 процентов. А так работали по-прежнему, Николай Петрович придерживался четко выбранного пути, и мы не шарахались со стороны в сторону.

- Как молодые футболисты переносили все приключения Ильичевца?

- На каком-то этапе просто привыкаешь и учишься абстрагироваться от всего этого: переезды, блокпосты, все матчи на выезде, проблемы с руководством... Поэтому тренера сразу говорили нам: выходите, играйте, показывайте себя, сбросьте груз ответственности за результат. Здесь главной мотивацией было сыграть на высоком уровне, чтобы не было стыдно за себя и за команду.

- В этом сезоне не было тяжелых моментов, которые заставляли вас задуматься о резком уходе из клуба?

- Нет, явного желания собрать вещи и быстро уехать не появлялось. Ведь я был в Мариуполе в разные времена: и когда было очень плохо и все больше говорилось о захвате города, и когда перестали стрелять, и весной... Мне хотелось помочь команде остаться в Премьер-лиге, при этом добывая ценный опыт.

- Николай Петрович не раз говорил, что ему в первую очередь важен рост его подопечных. Вы сами чувствуете, что добились существенного индивидуального прогресса в этом сезоне? Или в нынешних условиях больше говорится о топтании на месте?

- Если сравнивать нашу игру с первым кругом, то показатели куда лучше. Это же подтверждают результаты в турнирной таблице. Уверен, если бы мы играли в Мариуполе, взяли бы еще больше очков.

- Как вам вообще работалось с Павловым? Можно сказать, что он из тех тренеров, которые нужны молодым игрокам в начале их футбольного пути?

- Несомненно! Лично для меня Николай Петрович сделал очень многое, буквально раскрыв мой потенциал. Порой он видит такое, на что другие тренеры не обратили бы внимания... Поэтому я очень рад, что мне посчастливилось поработать с Павловым на данном этапе карьеры, и хочу выразить ему огромную благодарность за свой стремительный прогресс.

"БОЛБАТА ЗНАЮ С ДЕТСТВА — ОН БЫЛ МОИМ СОСЕДОМ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ"

- Предполагаю, что в свои 20 лет вы более чем довольны развитием карьеры...

- Да, слава Богу, грех жаловаться. Понятно, что не все дается просто, в Ильичевце пришлось переживать много не совсем приятных моментов вне поля... Тем не менее, есть развитие, и надо пользоваться нынешним положением, стараться, чтобы закрепить и развить успех.

- Вы родом из Волновахи, где выросли и Сергей Болбат, и Иван Ордец... Откуда в Волновахе такой источник футбольных талантов?

- Там было очень много хороших игроков, которые не имели возможностей раскрыть и развить свой талант на серьезном уровне. Когда раньше я приезжал в Волноваху в отпуск, постоянно играл с друзьями и знакомыми в футбол, и мне было очень сложно и интересно играть рядом и против них.

Ну, а детьми никто по-особенному не занимается, все как обычно: ДЮСШ, команда на первенство района и один тренер — фанат своего дела. Раньше детей собирал и тренировал мой дядя, который просто жил футболом. Ну и город был богат на таланты, на нехватку детей никогда не жаловались.

- В детстве пересекались с Болбатом и Ордецом, или познакомились с ними уже в профессиональном футболе?

- С Болбатом мы вообще соседи, наши дома стояли напротив через дорогу. Поэтому с самого детства забегали друг за другом, и уже вместе с мячом шли на стадион (улыбается). А позже вместе ездили в академию Шахтера. Правда, Сергей попал в Донецк на год раньше, и потом мы были уже в разных возрастных группах.

- Есть еще выходцы из Волновахи, о которых не знает широкая публика и которые только готовятся о себе заявить?

- В академии Шахтера в команде 1998 г.р. сейчас занимается наш Дмитрий Топалов, который тоже с самого детства в Шахтере.

- Ребятам из Волновахи нет другого пути, кроме как в академию Шахтера? Или есть примеры, кто уезжал в другие города и заиграл там?

- В основном все хотели уехать в главный город региона — Донецк. А там и Шахтер с прекрасной школой, условиями и перспективами. Да и в Шахтере больше следили за ребятами с области, и при приеме в академию уже хорошо знали нас. А ребят с других областей отбирали более пристально.

"ПОСЛЕ ТРАВМЫ ПОШЕЛ В U-19 НАБИРАТЬ ФОРМУ, И В ПЕРВОМ ЖЕ МАТЧЕ СЛОМАЛ КЛЮЧИЦУ"

- В академии вы играли нападающего? Или тогда речь шла только о полузащите?

- Всю жизнь играл крайнего нападающего — и справа, и слева. Это уже в "дубле" тренер пару раз ставил меня центрфорвардом, но не более. Поэтому до этой весны об игре центральным нападающим имел только теоретические представления.

- В сезоне 2012/2013 у вас числится одна игра за команду U-19, а конкретнее — 31 минута. Что это было за "мимолетное мгновение"?

- У нас была общая заявка на "дубль" и U-19, и команда 19-летних спокойно могла брать в помощь несколько "дублеров" подходящего возраста. Был период, когда я восстанавливался после травмы, и набирать форму меня отправили в U-19. Но не сыграл я и одного полного матча, как... сломал ключицу! В итоге за U-19 я больше не играл, схлопотав более тяжелое повреждение.

- Кто же так постарался?

- Играли с донецким Металлургом, и в столкновении я просто неудачно упал на газон. Но, слава Богу, отделался небольшими последствиями: обычный перелом и пауза всего в месяц-полтора.

- Два последующих сезона в "дубле" как воспринимались: работать, работать и еще раз работать, или было понимание, что это — потолок возможностей в Шахтере?

- Главной целью было попадание в команду Премьер-лиги, чтобы попробовать ее уровень и ощутить, к чему надо стремиться в будущем. А Шахтер или нет — это был другой вопрос. Все ж понимали, сделать это в Шахтере — очень тяжело. Тем более нападающим.

- Вы могли когда-нибудь оказаться не в Ильичевце, а в той же Заре, к примеру, или донецком Металлурге?

- Куда звали, туда и уходили. Малышеву и Малиновскому поступили конкретные предложения от Зари, Болбата первым позвал донецкий Металлург. Это предложения хороших команд "вышки", поэтому соглашались без особых раздумий. Мне же позвонил Павлов и предложил поработать с ним в Ильичевце. Я тоже сразу согласился, и, как оказалось позже, "попал в яблочко".

Максим Сухенко, Football.ua