Отправляясь за границу, футбольные болельщики зачастую стремятся посетить игры местного чемпионата. Правда, по большей части это утверждение работает, когда ты приезжаешь в Мадрид, Барселону, Лондон, Дортмунд или, скажем, Милан. А что, если какой-то иностранец окажется в Украине? Пойдет ли он на матч Черноморец — Динамо? Мэтт Уокер — необычный иностранец. Он не просто пошел на этот матч — ради него он и прилетел в Украину в 2017 году.

Сезон-2017/18 выдался особенным в жизни Мэтта: он задался целью посетить матчи топ-дивизионов всех 55 чемпионатов Европы. Саббатикал (длительный отпуск без зарплаты, но с сохранением рабочего места) на работе, личные сбережения и огромный энтузиазм — и пошло-поехало! В результате Мэтт написал книгу "Европа Юнайтед. Один болельщик. Один сумасшедший сезон". Ниже — глава 20, про Украину.

Фото Мэтта Уокера

Я уже привык к задержкам в лондонских аэропортах. Но в этот раз дело обстояло серьезно. Мой утренний рейс из Хитроу в Варшаву задержался, и я не успевал пересесть на самолет в Украину. Эх… Мне никогда не нравилось прилетать куда-то ночью, а мой перестроенный маршрут через Стамбул означал, что я буду в Одессе глубокой ночью.

Видавший виды знак моего дешевого отеля висел в темном переулке. Ко мне подошли двое попрошаек, и тут же я столкнулся с проституткой, которая предложила ночлег. На какой-то миг я задумался, не специально ли меня зажали. Не стал останавливаться, чтобы выяснить и вместо этого быстро пошагал по переулку с крепким запахом мочи. Не лучшее начало моего пребывания в Украине.

Одесса была основана на северо-восточном побережье Черного моря чуть более 200 лет назад Екатериной II. У города космополитическое прошлое и настоящее, чем гордятся местные жители. "В школе никто не говорит, что он "украинец", "россиянин" или "армянин". Вместо этого они говорят "я – одессит", утверждает Григорий, эрудированный местный журналист. Я отметил, что вдохновленная европейскими мотивами архитектура Одессы напоминает мне Санкт-Петербург. "Нет, это Санкт-Петербург – балтийская Одесса", — таков был ответ. Люблю эти локальные шутки.

Материал для строительства Одессы добывался из каменоломен, которые располагались здесь же. Прекрасные барокковые здания и жилые дома построены из ракушечника, который изолирует звук и сохраняет тепло. Под городом остались катакомбы, но вряд ли они столь же глубоки, как проблемы местной футбольной команды. Черноморец выиграл только однажды в первых 11 матчах чемпионата.

Я прогуливаюсь мимо завораживающего Оперного театра вниз к Потемкинской лестнице, ставшей знаменитой после немого фильма "Броненосец Потемкин". Внизу основательно заросший мужчина продает старинные монеты. Он категоричен по поводу футбола: "Для меня украинский футбол мертв!". В отношении Черноморца он тоже не очень радушен: "Каждые пару месяцев они меняют полкоманды". Настроения вокруг Черноморца чернее, чем местное море.

Григорий рассказывает, что украинская Премьер-лига становится все хуже и хуже. На местный футбол сильно повлияла аннексия Крыма Россией в 2014 году. Шахтер сумел сохранить своих бразильцев – Виллиан, Дуглас Коста и Фред ушли позже, но клубы поменьше не смогли успокоить напуганных легионеров. Владельцев некоторых клубов затронул коммерческий кризис, и эти команды были вынуждены использовать непроверенную молодежь. Такие команды, как Олимпик, Заря и Шахтер покинули свои города на Востоке Украины. Не удивительно, что чемпионат оказался на коленях.

Я прошел по парку Тараса Шевченко, где низкие арки обрамляют занятой городской порт. Стадион Черноморец случайным образом оказался посреди этого парка. Изначально власти планировали построить озеро. Котлован был вырыт, но деньги закончились до окончания работ. Пустырь превратился в футбольное поле, а затем – и в футбольный стадион. Зачем нужно было делать озеро, когда в нескольких сотнях метров море – Григорий понятия не имеет. Стадион был реконструирован в 2011 году, сохранив от оригинала несколько колонн. На северной трибуне располагается отель с оригинальным названием "Черное море". Увы, из его окон есть вид только на море, но не на поле.

Фото Мэтта Уокера

Я купил билет на воскресный матч против Динамо, кое-как пробрался через главный вход и нашел сотрудника клуба. Дал ему свою визитку и позже получил несколько сообщений, когда клуб узнал о моем проекте. Самое теплое было от Николая, переводчика Черноморца, с которым мы встретились в подземном баре вечером в субботу. Ему было, наверное, около 60 лет, но он все равно сохранял озорной огонек. Его английский был вполне сносным и простительным, учитывая, что он куда лучше говорил на пяти языках: украинском, русском, португальском, испанском и французском. Жена Николая удивлялась, как он собирается разговаривать с англичанином, а я и представить не мог, что мои зачатки испанского пригодятся в Украине. Но комбинация плохого английского и еще худшего испанского сработала благодаря пытливости и доброжелательности Николая.

Николай работал переводчиком в армии, и в последние дни Советского союза его португальский был бесценен в Анголе и Мозамбике. Работа иногда ставила Николая в трудные положения. "Порой я понимал, что это незаконно – переводить документы, которые мне давали. Но не сделать это – означало бы пойти против армии. Это невозможно", — рассказывает Николай, который полон гордости своим украинским происхождением. На приборной панели его авто бережно установлен украинский флаг. В Одессе Николай разговаривает только на украинском, что вызывает некоторые конфузы. Один из мужчин спросил на русском, нужен ли нам лишний стул за столом. Николай ответил на украинском и услышал: "Вы что, по-русски не разговариваете?". Было необычно, что он не перешел на русский, даже учитывая нынешний политический климат.

Фото Мэтта Уокера

Николай рассказывает, что предыдущий сезон был слишком хорош для Черноморца. Они финишировали на шестом месте, в шаге от квалификации Лиги Европы. Ключевые игроки ушли в другие клубы, а Черноморец не получил за них ни копейки. Межсезонье в Украине особенно короткое: в мае заканчивается один сезон, а уже в середине июля начинается новый.

Черноморец с практически полностью новой командой стартовал плохо. Николай, однако, был оптимистичен по поводу грядущего матча, поскольку футболисты обычно лучше настраиваются на Динамо и Шахтер.

Спокойно попивая свое пиво, Николай рассказал, что следующим утром он играет в футбол, а после этого будет барбекю. Он пригласил меня, и через 10 часов я уже вовсю бегал по полю в бутсах размером меньше, которые мне любезно одолжили.

Поле было накрыто пластиковым куполом и даже имело небольшую трибуну для зрителей. Я был впечатлен. "В Украине все лучше", — шутил Роб, неуступчивый морской капитан, который лучше всех говорил по-английски и хуже всех играл в футбол. "Футбол – второй самый популярный спорт в Украние. Первый – политика", — добавлял он.

Роб орал делать забросы на него, а каждый пылко протестовал – как это и происходит в обычных матчах во всем мире. Нашему вратарю было 68 лет, а самым молодым игрокам шел лишь третий десяток. Я нанес хороший удар низом, сложный для другого древнего голкипера. Воротник слегка коснулся мяча, и тот пересекал линию, когда его вколотил мой товарищ по команде. Я ощутил себя как Джермейн Дефо, у которого Дэвид Ньюджент так украл гол в матче против Андорры. Это была отличная прелюдия перед игрой Черноморец – Динамо.

Николай познакомил меня со своим другом Алексом на стадионе. Тот с гордостью вспоминал старую арену: "Если матч был не очень интересен, ты мог развернуться и любоваться Черным морем". Алекс – болельщик "моряков" с 1966 года. "Быть болельщиком Черноморца – означает страдать всю жизнь. Мы никогда не выигрывали больших трофеев. Не выигрывали ни чемпионат, ни Кубок Советского Союза – только Кубок Украины. Каждый сезон мы на что-то надеемся и постоянно нам что-то мешает".

Фото Мэтта Уокера

"Seven Nation Army" и "Smells Like Teen Spirit" громыхали на едва заполненном на четверть стадионе, прежде, чем мы встали во время гимна Черноморца. Две дюжины девушек танцевали перед болельщиками, которые не привыкли к такой гармоничной командной работе на газоне стадиона Черноморец, а скучающие подростки держали круглый баннер с эмблемой клуба.

В рядах ультрас Черноморца, которыми клуб не особо славится, настоящее разнообразие – от преисполненной надежд молодежи до видавших виды морских волков. В целом пустынную атмосферу матча против Динамо иногда разряжают рупор и барабанный бой.

Черноморец сразу же окопался в защите. Фулбеки Динамо шли в атаку и оставляли пространство для контратак. Полузащитнику Черноморца Ковальцу не удалось наказать Динамо, он наступил на мяч. "Это норма", — отметил Алекс.

Несколько минут спустя толпа взорвалась. Хобленко, единственный нападающий Черноморца, нашел пасом Ковальца, который отправил мяч в дальний нижний угол.

Фото Мэтта Уокера

За воротами взмыли ввысь несколько файеров. Диктор по стадиону объявил о недопустимости использования пиротехники. Алекса не волновали ни дым, ни поведение ультрас: "Я пришел посмотреть хороший футбол", — сказал он без всякой иронии или цинизма. Мечта Алекса стала ближе к реальности, когда Хобленко забил второй гол. На стадионе снова раздалась "Song 2".

На перерыв команды ушли при счете 2:0. Я пошел за пивом, отказавшись от сушеной рыбы, которая была больше похожа на лакомство для котов. Болельщики предсказывали 3:0, напрочь позабыв о том, что в последние 15 минут мяч не покидал половину поля Черноморца. Я прогнозировал 2:1.

Показательное выступление в защите продолжилось во втором тайме. Черноморец легко справлялся с навесами фулбэков Динамо. Алекс сфотографировал табло. Я предупредил, что остается еще 35 минут.

Пронзительный звук фейерверка пронесся по стадину как пуля. Среди небольшой группки ультрас сверкало красивое розовое пламя. Одесса держалась.

Фото Мэтта Уокера

Конголезский верзила Мбокани, поигравший в арендах за Норвич и Халл Сити, хорошо поработал грудью, чтобы сохранить мяч для Динамо, а удар вышедшего на замену Кравца был вынесен практически с линии ворот. Потихоньку начиналось отчаяние.

Кравец с близкого расстояния отыграл один мяч для Динамо. Мбокани пробил мимо после навеса, а Алекс становился все напряженнее. Дым от файеров динамовских ультрас закрыл им же обзор на поле с верхнего яруса угловой трибуны. Болельщики Черноморца с другой стороны поля поднялись на пустые места выше, чтобы дым не мешал посмотреть напряженные последние 10 минут игры.

Черноморец выстоял, не создав ни одного момента во втором тайме. Игроки обнимались. Для многих это была первая победа в одесской команде. Впервые с 2003 года Черноморец сумел дома обыграть Динамо. Мое приключение в Одессе началось встречей с двумя попрошайками и проституткой, а закончилось горсткой новых друзей и второй подряд неожиданной домашней победой.

Черноморец занял 11-е место и проиграл в плей-офф за право остаться в Премьер-лиге ФК Полтаве. После цепи весьма типичных для Украины событий, Полтава была расформирована в  июне 2018, а Черноморец занял ее место в элите. Динамо Киев финишировало вторым.


Отрывок из книги Мэтта Уокера "Европа Юнайтед. Один болельщик. Один сумасшедший сезон"

Перевел Евгений Музыка, Football.ua