- Владимир Георгиевич, приходилось ли Вам когда-нибудь строить стадионы? Если нет, то насколько сооружения такого объекта отличается от тех, что Вы возводили ранее?

- К сожалению, прежде мне не приходилось строить стадионы такого уровня. Хотя в моей практике было много заводов, фабрик, гражданских общественных сооружений, нефтегазопроводов. Я благодарен тем людям, которые доверили мне строительство такого стадиона. К моему большому опыту строителя прибавилась работа в сжатые сроки с решением вопросов проектирования по ходу и, конечно, опыт общения с довольно непростым иностранным партнером. Но я уверен, поставленную задачу по строительству стадиона мы выполним успешно.

- Сегодня много говорят о трещинах, которые якобы уже образовались на стадионе. Не могли бы Вы прокомментировать.

- Такие разговоры я тоже слышал. Никаких трещин, провалов и обрушений там нет! Дело в том, что в том месте, где стоит Донбасс Арена, очень сложная геология. Вопрос, каким будет фундамент нового стадиона, решался очень долго: было много дебатов, много времени было потрачено на изучение вопроса с научной точки зрения. Но в конечном итоге был выбран тот тип фундамента, который существует сегодня. Все расчеты проверялись двумя независимыми институтами, поэтому в надежности сооружения мы уверены. Сегодня проводится мониторинг на соответствие нашему законодательству, проверяется усадка фундамента и каркаса здания. Этот контроль продолжится и после завершения строительства. Поэтому наши болельщики могут спокойно приходить на стадион, не волнуясь о том, что что-то может случиться. Могут топать, прыгать, пускать волну - делать все, что им вздумается!

- Вы футбольный болельщик?

- Когда 10 лет назад я приехал в Донецк, мне доверили реконструкцию старого стадиона Шахтер и подготовку его к Кубку УЕФА. За два с половиной месяца мы поменяли сиденья на стадионе, увеличили помещения для команд, построили тренажерный зал, пресс-центр. Вот с того момента я и стал болельщиком Шахтера.

- В январе огромные сугробы образовывались на внутренней стороне стеклянных стен, и стадион выглядел совсем неуютно, как будто огромный айсберг. Как вы собираетесь решать эту проблему следующей зимой?

- Да, это было, но теперь верхняя часть крыши будет закрываться декоративной решеткой, поэтому заносов уже быть не может. Кроме того, стадион будет отапливаться. Крыша выдержит и снежную нагрузку. Когда недавно крыши на зданиях начали обваливаться от снега по всему миру, правительство Украины пересмотрело нормативы, усилив и без того строгие требования еще в полтора раза! Естественно, мы сразу внесли коррективы в наш проект. Подогрева крыши у нас нет, но есть специальный лоток, в который будет стекать растаявший снег и беспрепятственно уходить в канализацию. Это же касается и дождя - вся вода будет тут же стекать с крыши.

- За время строительства на стадионе побывало много гостей. Какова была их реакция?

- Я всех не встречал. Это очень сильно отвлекает от работы, поэтому я доверил это службе технического надзора, а затем отделу эксплуатации. Все гости, которых я встречал, были поражены масштабами строительства, начиная от земляных работ и фундамента, заканчивая стенами и крышей. Подумайте, там только электрических проводов почти 700 километров будет. Все ахали!   

- Сейчас в России и Украине на стадии проектирования находятся несколько стадионов. Обращались ли к Вам за помощью?


- Мы уже ведем переговоры с питерским Зенитом, к нам обратился город Львов, чтобы мы, как управляющая компания, их проконсультировали. Обращался к нам и Киев. Ну а почему не поделиться опытом? В любом случае, мы достроим наш стадион, а потом жизнь покажет.

- Снятся ли Вам сны об арене?

- Сам стадион не снится, но мне снятся отдельные моменты, когда я дебатирую со своим любимым генподрядчиком, принимаю какие-то решения. Иногда даже бывает, что во сне приходит решение какой-то проблемы, а потом утром прихожу на работу, и эти идеи начинают работать.

- Когда будет реконструироваться улица Челюскинцев?

- Сейчас готовится проектная документация, этим занимается горисполком. Мы в принципе согласовали с городом проект той территории, которая принадлежит нам, то есть подъезды к стадиону. Проект реконструкции улицы очень дорогостоящий, и пока о сроках речь не идет. Но мы уже так спроектировали свою территорию, чтобы глобально ничего не перестраивать, когда начнется реконструкция улицы Челюскинцев.

- Как Вы оцениваете наш стадион в символическом хит-параде стадионов Европы?

- Есть классификация стадионов, наш относится к категории Элит. Есть, например, гостиницы пять звезд, а в Дубаи есть семизвездочная потому, что там больше позолоты, больше номера, больше удобств. На нашем стадионе будут созданы специальные условия и масса новых услуг для болельщиков. Мы постарались внедрить все самое передовое. Та же Альянс-Арена еще в 2005 году была лучшей, на ней проходило первенство мира. Прошло 4 года - и наш стадион уже лучше Альянс Арены.

Стены, кровля и фундамент - они могут быть везде одинаковыми, отличается инфраструктура и технологии на стадионах. Мы так спроектировали этот объект, чтобы туда можно было внедрять все технические новинки, которые будут появляться в мире как минимум в ближайшие 50 лет. Кроме того, будет много плазменных экранов, они будут стоять везде в общественных помещениях и в коридорах, чтобы человек мог одновременно смотреть матч, есть пирожок и пить пиво. Все сделано для удобства. Взять ту же диспетчерскую! Там должны были стоять обычные мониторы. Теперь решено, что мы сделаем там большой плазменный экран, на котором будет видна работа всей системы, на Альянс Арене такого нет.

- Почему наклонена крыша стадиона? Это связано с проблемой естественного освещения поля?


- Это задумка английского архитектора Джона Периша, вписавшего стадион в существующий рельеф местности. Он захотел посадить на поле летающую тарелку, такой и получился стадион. Что касается освещения, то на всех сегодняшних стадионах не может быть стопроцентного натурального освещения. Если бы поле было полностью открыто для солнца, то осадки падали бы на зрителей. Мы попытались и зрителей спрятать от дождя, и поле максимально открыть для солнечного света. Несмотря на то, что крыша наклонена, у нас 18 процентов поля будет все-таки находиться в тени. Для того, что травяной покров был равномерным, на поле будут работать дополнительные осветительные установки, агрономы будут регулярно ухаживать за травой.

- Что на Донбасс Арене есть такого, чего нет не на одном стадионе мира?


- Я считаю, что каждый стадион уникален. На нашем стадионе мы постарались внедрить самые последние технические достижения, которые сегодня есть в мире, особенно это касается IT-систем. Но главное – это наши болельщики и особая футбольная атмосфера на стадионе. И поэтому мы создаем все условия для болельщиков, чтобы им хотелось приходить на Донбасс Арену снова и снова.