Главный тренер харьковского Металлиста рассказал Комсомолке о своем футбольном детстве и планах на пенсию.
фото ФК Металлист
10 грудня 2009, 15:10
Конец сезона выдался бурным для Металлиста - в прошлые выходные Харьков отпраздновал открытие обновленного стадиона команды, да еще и 50-летний юбилей президента клуба Александра Ярославского. Но уже в следующий уик-энд Металлист снова окажется в центре всеобщего внимания. В 17-м туре Премьер-лиги харьковчане на домашнем поле будут принимать принципиальнейшего соперника и давнишнего заклятого друга - днепропетровский Днепр. Но даже в таком бешеном ритме наставник команды Мирон Маркевич не теряет самообладания.
Мирон Богданович славится не только своим высочайшим профессионализмом, но и удивительной мудростью и философским взглядом на жизнь. Во время беседы с корреспондентом КП главный тренер признался, что это, наверное, от того, что сам он играет в футбол с тех пор, как себя помнит - с мячом ведь не расстается с трехлетнего возраста.
- Стал пинать мяч, как только начал ходить. С мячами тогда было сложно, на дворе 1955 год. Мяч был на шнуровке - такой если попадал в голову, сразу оставлял синяк. Футболом увлекся сразу - и до этого дня. Да и отец работал детским тренером. Он и взрослую команду, которая существовала на базе Львовской табачной фабрики, тренировал в Винниках (пригород Львова) - все оттуда начиналось.
Я поначалу играл в детской команде, а в 1970 году меня пригласили в Карпаты, которые как раз взяли кубок Союза. Потом была служба в армии, снова футбол, но в 28 лет я решил начать тренерскую карьеру.
- К Харькову уже привыкли?
- Привык, и честно скажу, что мне повезло. Очень хорошие болельщики, но главное - это команда. Ребята редко меня подводят, поэтому я им от души благодарен.
- Сейчас состав Металлиста интернациональный. Сравнивая украинских игроков с иностранными, как считаете: есть ли у наших потенциал?
- Развал Союза бесследно не прошел. Сейчас потихоньку все становится на ноги, но хотелось бы быстрее. Потенциал у наших футболистов есть, и он будет серьезным, я в этом уверен. Но это напрямую связано с тем, что сегодня больше нужно заниматься детским футболом. Он развивается только в крупных городах, а периферия полностью заброшена.
- А как же в небогатых латиноамериканских странах? Там просто во дворах вырастают талантливейшие игроки!
- Учитывайте климат - у нас полгода зима. В Бразилии мальчишки круглый год гоняют мяч. А нашим ребятам куда зимой идти? Спортивный зал - это воспитание мини-футболистов. Чтобы растить игроков, нужны крытые искусственные поля, тогда можно говорить о каком-то прогрессе.
- Когда подбирают игроков для Металлиста, за кем остается последнее слово?
- За мной. Без личного просмотра я стараюсь футболиста не брать.
- Разочарования случались?
- Бывало, конечно. Смотришь кассету - хороший игрок, и первые впечатления приятные. А потом присмотришься…
Был у нас аргентинец Вальтер Асеведо - футболист по потенциалу отличный, но, может, климат не подошел или по родине заскучал. Сейчас он в своей команде в Аргентине лучший, а у нас не смог себя проявить.
- Инцидент во Львове с Рыкуном, о котором писали, что тот изрядно перебрал после игры и даже выпал из окна отеля, был надуманным?
- В большей степени - да. Хотя нет дыма без огня. Но иногда нужно смотреть сквозь пальцы на погрешности футболистов, а рубить с плеча легче всего.
- Неприятности для Рыкуна уже в прошлом?
- Да - он так говорит, и я тоже надеюсь. У нас профессиональная команда, и никто не смотрит за игроками в замочную скважину. После игры ребята могут вместе с женами посидеть в ресторане, но это не выходит ни за какие рамки. Если кто-то из игроков переборщит, то может отдать и 50% зарплаты. У нас есть режим и серьезные штрафы.
- Насколько велики суммы штрафов?
- За грубые нарушения, удаления с поля - половина оклада. Опоздание - это чисто символически, если в спортзал - 1000 гривен. А если на сборы на два-три дня, то из зарплаты игрока вычтут 15-20 тысяч гривен.
- Сколько сейчас в команде семейных игроков?
- Почти все женатые. Марко Девич еще холостяк, но он очень серьезно встречается с девушкой-сербкой.
- Ваша семья сопровождает вас?
- Жена постоянно со мной ездит - наведывается на две недели, потом возвращается домой. Вся жизнь на колесах, за 25 лет уже к такому ритму привыкли. Сыновья раньше тоже со мной ездили, но они уже выросли. Старший, Остап, работает на региональной таможне, младший, Юрий, учится во Львове на юридическом. Остап мог бы стать хорошим футболистом, но я больше занимался чужими детьми. Если внуки будут, дай Бог, уйду на пенсию и буду заниматься только детским футболом.
- Верите в приметы?
- Есть такое, но я не зациклен на них. В день игры важно, чтобы ничего не падало.
- К Новому году уж начали готовиться?
- Для меня важнее день святого Николая и Рождество - самый светлый праздник. Я стараюсь быть дома, заранее присматриваю подарки. Мы всей семьей собираемся у моей матери или у нас: сестры, дети, родственники жены. Когда я был ребенком, очень любил день святого Николая. Сейчас ребенка ничем не удивишь, а тогда, если я ел шоколад или мандарин, - это было что-то очевидное невероятное.
- Теперь вы играете роль святого Николая?
- Ну да, только меня переодеть надо (смеется).