Одной из его первых задач на посту менеджера Красных для Клоппа стала встреча с клубными медиа. В течение 25 минут он рассказывал о причинах своего решения возглавить команду Анфилда и о философии, которую принес с собой.

- Юрген, добро пожаловать в Ливерпуль…

- Благодарю.

- Как Вам здесь?

- Чудесно! По-другому не скажешь. Это был сумасшедший день, столько всего случилось в Германии и здесь, уже после того, как мы обо всем договорились. Для меня это невероятные эмоции и большая честь. Один из лучших моментов моей жизни, наверное. Я здесь вместе со своей семьей – лишь один сын остался дома, но все равно мы вместе. Мне все еще кажется, что это сон.

- Что привлекло Вас в Ливерпуле?

- Все. Все, что я слышал, все, что читал, что чувствовал, когда видел немногие, но важные  матчи Ливерпуля. Я обожаю футбол, и напряженность игры в Англии мне подходит. Я всегда думал о работе в Англии из-за стиля, интенсивности футбола, и идея о Ливерпуле часто приходила мне в голову. Теперь  у меня есть возможность здесь поработать – это лучшее, что я мог себе представить.

- О чем Вы раздумывали больше всего? Или решение далось легко?

- Это было не самое сложное решение. Я разорвал контракт с Дортмундом четыре месяца назад и уже тогда думал о будущем. Я хотел развиваться. Мне нужно было подумать о последних 15 годах. Но четыре месяца отдыха для меня оказалось более чем достаточно. Это было здорово, но хватит. У владельцев клуба есть мечта, у меня есть мечта, так что им не пришлось долго меня уговаривать.

- Вы научились чему-то новому за время отдыха от футбола?

- Да. Я устал, проработав тренером 15 лет подряд. До самого последнего дня сезона мне приходилось работать; если взглянуть на мою футбольную биографию, то видно, что я всегда выполнял свои обязанности до конца. Иногда это было непросто, и лишь когда я изредка отдыхал, то понимал, что в моей жизни есть не только футбол. Я мог бы заниматься многими вещами. Во время отдыха я познакомился с несколькими умными людьми, с которыми можно было поговорить о футболе, о питании и обо многом другом. Я всегда был готов к встречам и разговорам. Сейчас я чувствую себя спокойно. После 15 лет это было важным решением. У меня было шесть абсолютно невероятных лет в Боруссии, и лишь один тяжелый сезон, а в целом – это было незабываемое время. Но мне хотелось чего-то нового – и вот я здесь.

- Давайте поговорим об Анфилде. Насколько Вы готовы чувствовать себя здесь, как дома? Чего ожидаете от болельщиков?

- Я недостаточно хорошо говорю по-английски, чтобы выразить все, что хочу! Думаю, Вам лучше задать этот вопрос через несколько месяцев. Но я, конечно, очень рад. Я хочу увидеть Анфилд, прочувствовать его, его запах, все. Когда я приезжал сюда с Боруссией несколько лет назад, мне здесь очень понравилось. Я прошелся по стадиону, зашел в гостевую раздевалку. Я представил, что я игрок и слышу: "Сейчас начнется дерби!". Вот я зашел в раздевалку, и думаю: "Ну все, они собираются надрать нам задницу".

Для меня тогда был исторический момент. Это чудесное место – я много где побывал со своими командами, но это место особенное. Стадион Боруссии – Сигнал Идуна Парк – прекрасен, еще был чудесный маленький стадион Майнца, но у Анфилда самая богатая история. Я не дождусь, когда начнется мой первый матч здесь. Не знаю, что я тогда буду чувствовать, но уверен, что мне понравится.

- Думаю, Вам будет интересно теперь зайти в раздевалку домашней команды…

- Да, конечно. Я надеюсь… Уверен!

- Насколько Вам важно иметь – или создавать – особые отношения с болельщиками?

- Я хорошо знаю футбол. Если людям футбол неинтересен, можно повтыкать палки в землю в каком-нибудь парке и играть там. Игра все равно будет прекрасной, но профессиональная игра как раз и отличается болельщиками. Я так считаю, чувствую, я уверен в этом. Мы должны их развлекать – делать их жизнь лучше. Вот что мы должны делать, футбол ведь сам по себе не так важен – мы не спасаем жизни или что-нибудь в этом роде, мы не врачи. Наша работа – позволить им забыть свои проблемы на 90 минут, а потом говорить три дня о прошедшей игре и три дня – о следующей. Вот так я и хотел бы жить, не будь я тренером, я очень сильно люблю эту игру. Поэтому я хочу быть максимально близким с болельщиками; но это не всегда получается из-за работы. Я должен работать, для этого нужно время, так что я встречаюсь с болельщиками не тогда, когда им захочется, а когда это возможно.

- Но Вы знаете, каково это – быть болельщиком?

- Я всегда это знал. Может быть, в пятницу я пройдусь по всему стадиону, и кто-нибудь мне скажет: "Это было здесь… Стиви Джи ударил отсюда, Робби Фаулер оттуда…".  Это будет здорово.

- Вы можете ходить, где захочется, – Вы теперь тренер Ливерпуля!

- Да, это отлично. Но пока идут 90 минут, мне сложнее всего. В Англии скамейки двух команд расположены слишком близко. Я могу нечаянно ударить другого тренера. Я немного эмоционален во время матча.

- Как Вы считаете: Вам нужно приспосабливаться к английскому футболу? Это у Вас получится?

- Конечно, получится, у меня нет другого выбора. Но сейчас я об этом не думаю: это ведь футбол; я знаю, что такое английский футбол, я видел много матчей, мы играли против английских команд. Кое-что здесь отличается, но это не так важно – футбол есть футбол. Не забывайте, что правила везде одинаковы, поля тоже не особо отличаются, так что все в порядке. По своему опыту знаю, что сначала нужно послушать, посмотреть, потрогать – а потом уже думать, что и как менять. Сейчас я должен сделать эти три вещи, а потом делать выводы и принимать решения. Я уже долго в футболе. Я был игроком, тренером – я знаю, что не стоит излишне усложнять игру. Очень важно, чтобы игрок быстро понимал, чего от него хотят. Это ведь игра, а играют этим (показывает на сердце), а не этим (показывает на голову). Это здорово, поэтому и я тоже мог бы поиграть!

- В Ливерпуле Вас ждут задачи, похожие на те, что были в Дортмунде?

- Я не ищу легких путей. Это неинтересно.

Я приехал из Германии, для меня все теперь новое. На всем теперь нужно сконцентрироваться. Так что начнем работу – и увидим. Я знаю, чего хочу, но не скажу Вам. Сперва мне нужно поговорить с игроками, конечно; нужно быть с ними на одной волне. Мы вместе решим, что будем делать, кто и чем займется. Думаю, мы с ними подружимся. Я хороший друг.

- Как бы Вы оценили команду, которая осталась Вам в наследство?

- Она хороша, хорошая. Я здесь, потому что верю в ее потенциал. Если бы Ливерпуль сделал мне предложение, а команда была бы «Господи прости», я бы отказался. Даже если сейчас у нас не лучшая команда в мире, – какая разница? Кто хочет быть лучшей командой сегодня? Мы хотим быть лучшими завтра или послезавтра. Вот и все. Со стороны команда выглядит хорошо. Я видел их хорошие матчи, видел и похуже, но это нормально в футболе, когда бывают проблемы, и эти проблемы приходится решать. Важно то, что у нас есть скорость, техника, тактика, хорошие защитники, полузащитники, центрфорварды и вингеры. Теперь посмотрим, кто готов к игре против Тоттенхэма, выберем основной состав, и можно начинать. Я не мечтатель, я не хочу иметь Роналду и Месси в одной команде. Я хочу работать со своими парнями, ради них я здесь.

Так что начинаем работать.

- Какой стиль игры следует ожидать от Вас?

- Дикий (смеется). Все команды мирового класса стараются контролировать мяч, это здорово. Мне нравится смотреть такой футбол: Бавария, хорошая команда, хороший клуб; Барселона, да; Реал Мадрид; может, когда-нибудь и Манчестер Сити. Но никто не начинает с контроля мяча. Нельзя просто сказать игрокам: "Мяч будет у нас, они пусть подождут". Первым делом, конечно, нужно наладить игру в защите. С этого всегда начинают. Только тогда можно чувствовать себя уверенно в матче, когда не каждая атака противника заканчивается забитым мячом. Так что это будет первым. Тренер редко принимает команду на вершине таблицы. Но у нас довольно неплохая позиция. Это хорошо, что у меня есть немного времени до того, как игроки вернутся, но жаль, что мы не можем начать тренировки прямо сейчас. Думаю, мы начнем работать в следующую среду, когда все вернутся и мы решим, что делать. Мой стиль футбола – эмоциональный, мне это нравится, я люблю эмоции в игре. Я люблю скорость – нужно быть настоящим мужчиной (или женщиной) для такой игры, это всегда сложно. Если я говорю об агрессии, то только по отношению к себе. Нужно быть жестче, не чувствовать боли, но не быть агрессивным к противнику, так как нарушения и карточки нам ни к чему. Посмотрим, что нам светит с этой командой, и решим, как начать; после все станет понятнее.

Посмотрим, какой получится следующая игра против Рубина в Лиге Европы, потом против Саутгемптона. Нам предстоит много матчей, может, нужно будет что-нибудь изменить, может, и нет. Сможем ли мы стать командой, которую сложнее всех победить? Попробуем. Если это получится, то получится и выигрывать матчи.

Сначала нужно будет многое обсудить с болельщиками, поговорить об их ожиданиях. Ведь ожидания могут стать проблемой – это как 20-килограммовый рюкзак на спине, с ним не особо удобно бегать. Так что мы с ними пообщаемся, обдумаем все и начнем работать.

- Сколько времени Вам понадобится, чтобы привить команде свой стиль и философию?

- Конечно, чтобы все закончить, нужно много времени, но начать-то можно и сейчас. Я не обещаю, что против Тоттенхэма вы увидите абсолютно новый Ливерпуль. Но, думаю, новый Ливерпуль вам понравится. Это и есть наша цель. На все нужно время. Чтобы повзрослеть, нужно время, чтобы стать футболистом, нужно время – на все. Только на развитие команды никто времени давать не любит. Если люди думают, что уже достаточно ждали успеха, а его все нет, то стоит начать сначала, и, может быть, все получится.

- В СМИ много говорят о трансферной системе клуба. Что Вы собираетесь с ней делать, и говорили ли Вы об этом с владельцами?

- Очень забавно, но между мной и Fenway Sports Group не возникло разногласий, когда мы обсуждали этот вопрос.  Все в порядке. Если двое умных, здравомыслящих людей садятся за стол и говорят об одном и том же, какие могут быть проблемы? Мы хотим успеха. Для меня главное иметь право на первое и последнее слово. Я не хочу тратить деньги, если у клуба их нет, я не собираюсь держать игрока, который не хочет оставаться в команде. Мне с этими ребятами работать круглый день. Никто не продаст игрока, если я хочу с ним работать, даже если это будет очень выгодно. Никто не захочет покупать игроков без моего согласия. Так что все в порядке, мне большего и не нужно.

- Вы возьмете к себе кого-нибудь из своего тренерского штаба?

- Конечно. Моих двух "братьев по духу" — Желько и Петера, они отличные парни. Вы это поймете, когда их увидите, – такие прикольные футбольные маньяки. Они тяжело трудятся, и мне очень нравится с ними работать; тренеру часто приходится принимать решения и держать в голове кучу вещей. Я считаю, что в таком случае важно иметь кого-нибудь, с кем можно поговорить. С ними я могу говорить обо всем. Решения, конечно, принимаю я, но мне необходимо, чтобы рядом были хорошие люди. И не только эти двое ребят – я с нетерпением жду знакомства со всеми работниками Ливерпуля, я хочу них чему-то поучиться, хочу знать, какие у них сильные стороны и как использовать их преимущества. Конечно, уйдет время, пока я узнаю, кто на что способен. Пока что начнем работать с этими ребятами. У нас в команде тренеров есть Пеп и Джон, два голландца. Я впервые работаю с голландцами, но они не так уж сильно отличаются от немцев, так что посмотрим, может, получится общаться на немецком! Я очень жду встречи с ними.

- Чего вы надеетесь достичь с Ливерпулем – в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

- Успеха. Пока я работал в Германии, я, конечно, часто смотрел британский футбол. Но я еще не совсем освоился здесь, так что не знаю, на что конкретно рассчитывать. Здесь есть Манчестер Сити, Манчестер Юнайтед, Челси, Арсенал, Тоттенхэм – все хотят быть наверху таблицы. Но почему обязательно они? Нам важно работать вместе, тогда мы сможем изменить ситуацию. В данный момент вся семья Ливерпуля немного нервничает и опустила руки, много лишних сомнений. Все радуются новым играм, на стадионе прекрасная атмосфера, но уверенности в команде нет. Вспоминают, что было 5, 10, 20 лет назад. История – это здорово, но ее нужно помнить – и только. Мы можем написать новую историю, если захотим. Для этого нужного разобраться с некоторыми вещами. Может быть, это получится и за несколько недель. Я не говорю, что это будет лучший год в истории Ливерпуля. Если так случится – все мы будем счастливы. Если нет – будем работать дальше.

- В заключение, что Вы хотите передать болельщикам Ливерпуля?

- Нужно не сомневаться, а верить. Уже сейчас.

Перевод Юрия Паустовского