Тяжелые переговоры о продаже Милана завершились, и в истории Россо-нери наступила новая, китайская эра. Славный дуэт Сильвио Берлускони и Адриано Галлиани уже не руководит клубом, балом правит загадочная компания Sino-Europe Sports.
Новый совет директоров Милана состоит из восьми человек. Места поровну распределены между итальянцами и китайцами. В теории это должно выглядеть так: китайцы дают деньги и осуществляют контроль над тратами, а практическими вопросами занимаются итальянцы, уже имеющие опыт работы в Кальчо. Вроде бы логично, но красно-черный дьявол скрывается в деталях.
Китайцы
Юнхун Ли (Yonghong Li) – президент
Ключевая фигура. Родился 16 сентября 1969 года в Маомине, крупном порту на юго-восточном побережье Китая. Занимается бизнесом в нескольких сферах: недвижимость (ему принадлежит 28%-я доля в небоскребе New China Building, находящемся в Гуанчжоу), рудная и химическая промышленность, производство упаковок для товаров. Несколько обескураживает сумма его активов – лишь 504 миллиона евро. Юнхун Ли не входит даже в 400 самых богатых людей Китая, а его состояние – не ровня богатству Сильвио Берлускони, которое оценивают в 7 миллиардов евро.
Еще один не самый приятный факт: Юнхун Ли малоизвестен даже у себя на родине! Предоставим слово легендарному Марчелло Липпи, который с 2012 года работал в Гуанчжоу Эвергранд, а затем в сборной Китая: "Никто в Китае не знает, что это за люди, в то время как Suning, купившая Интер, хорошо известна".
В марте этого года журналисты Reuters провели расследование деятельности Sino-Europe Sports. Результаты добавили беспокойства. Это запутанная сеть холдинговых компаний, причем с владельцем многих из них, неким Чен Хуашанем (его имя ни разу не фигурировало касаемо продажи Милана), не удалось связаться. Корреспонденты направились искать ответы в Шанхай, где во Всемирном торговом центре Чансин зарегистрированы офисы восьми компаний-оболочек, связанных с покупкой клуба. Удивлению не было предела: никого из работников Sino-Europe Sports обнаружить не удалось, а охрана и люди, работавшие на том же этаже, поведали, что слышали о такой фирме, но крайне редко видели ее сотрудников.
Скверный признак: Юнхун Ли приобретал Милан не совсем за свои деньги. К осени на счет Берлускони были переведены 200 миллионов евро, к которым не было вопросов, а вот затем начались проблемы. China Construction Bank, намеревавшийся вложить в сделку 150 млн, отказался от инвестиций из-за запрета на экспорт финансов из Китая. Сроки окончательной продажи неоднократно переносились – Юнхун Ли искал других инвесторов. Проблема решилась благодаря американскому фонду Elliott, который выдал ему займ в 305 млн с 10-процентной ставкой и единовременной комиссией в 15 млн. Как сообщает итальянская газета Il Sole 24 Ore, если Юнхун Ли не погасит долг за 18 месяцев, то фонд будет изымать деньги из активов китайского бизнесмена.
Вишенкой на торте являются обрывочные данные о былых похождениях Юнхуна Ли. Китайская газета Шанхай Женкуан опубликовала сведения, что в конце 1990-х он был в центре мошеннического скандала, связанного с обманом более 18 тысяч вкладчиков на сумму, превышавшую 100 млн евро – люди думали, что вкладывают деньги в "устойчивое сельское хозяйство". Более масштабный скандал произошел в 2015-м: Юнхун Ли участвовал в создании фирмы, которая планировала перевести из Китая в Таиланд 85 миллиардов евро, но правительства обеих стран прикрыли сделку. "Информация какая угодно, кроме успокаивающей" — резюмировала Corriere della Sera.
Давид Хан Ли, Лу Бо, Ху Ренсуо – члены совета директоров
Из представителей китайской стороны чаще других на публике мелькал Хан Ли, правая рука Юнхуна Ли. На него во время переговоров было возложено общение с уже прежними владельцами Милана, также он ставил подписи на документах. Закрытость Sino-Europe Sports привела к тому, что на протяжении долгих месяцев СМИ вынуждены были иллюстрировать новости о сделке одним и тем же фото, где Хан Ли и Берлускони вместе держат клубную футболку.
Итальянцы
Марко Фассоне – управляющий директор
Главный итальянец в новом Милане. На пресс-конференции, созванной на следующий день после оформления сделки, Фассоне говорил раз эдак в десять больше, чем Юнхун Ли. Его кандидатура призвана убедить прессу и болельщиков, что всё в порядке, благо Марко – не чужой человек в Кальчо.
Фассоне 53 года, его карьера удивляет. Будущий функционер работал помощником арбитра: по соцсетям уже разлетелось фото, где он поднимает табличку с компенсированными минутами, а на заднем фоне пылает огнями Сан-Сиро – так Фассоне участвовал в миланском дерби 2001 года.
Впоследствии уроженец Пинероло, небольшого городка в Пьемонте, поработает в четырех больших клубах Италии. В 2003-м Фассоне стал директором по маркетингу в родном ему Ювентусе. Там он поучаствовал в разработке проекта нового стадиона, а заодно продвигал клубный бренд за границу. Интересная деталь: благодаря его работе Юве открыл свой первый филиал в Китае.
Осенью 2009-го достижениями Фассоне заинтересовался набирающий обороты Наполи, который предложил ему должность генерального директора. Ювентус не хотел отпускать ценного сотрудника, и в Неаполь Марко переехал лишь в августе 2010-го. После двух лет работы Фассоне занял аналогичную должность в Интере, где на тот момент заправлял Эрик Тохир. 18 сентября 2015-го завершился и этот период: он не поделил полномочия с Майклом Болингброком, другим функционером Нерадзурри.
Фассоне смотрится удачным выбором, особенно если считать приоритетной задачей Милана продвижение на азиатский рынок. Опыт, энергичность, деловые связи – всё это у Марко есть.
Массимилиано Мирабелли – спортивный директор
Он не входит в совет директоров, но занимает одну из ключевых должностей в клубе. Мирабелли 49 лет, с 1997 по 2010 год он работал спортивным директором в разных клубах итальянской трясины. Затем Массимо переквалифицировался в скауты: с 2012-го по сентябрь 2016-го он трудился на благо Интера, не считая годичного перерыва на работу в Сандерленде. Благодаря Мирабелли Интер пополнился такими игроками, как Перишич, Брозович, Мурильо и Габриэль.
Мирабелли – человек Фассоне, с которым они пересеклись в Интере. Кандидатура неоднозначная: СМИ отмечают его старательность в поиске европейских и южноамериканских талантов, но опыта работы спортивным директором в большом клубе он не имеет.
Паоло Скарони, Роберто Каппелли, Марко Патуано – члены совета директоров
Любопытный персонаж – Паоло Скарони. Это друг Сильвио Берлускони, экс-генеральный директор крупной нефтегазовой компании Eni, а ныне – вице-президент могущественного банка "Ротшильд и сыновья". Возможно, дон Сильвио оставил в клубе предохранитель на случай, если с его детищем что-то пойдет не так?
Вывод
Новые владельцы Милана выглядят подозрительно. Малоизвестный китайский бизнесмен с мутной биографией, не обладающий внушительным состоянием – такая себе кандидатура для поднятия великого клуба с колен. Информация от издания Leggo про 50 млн на трансферы не вдохновляет. С другой стороны, итальянская часть менеджмента подобрана в целом адекватно. Для глобальных выводов лучше дождемся трансферного окна. Перед Миланом будет стоять ряд непростых задач: продление Доннаруммы и Сусо, борьба за контракт Деулофеу, разрешение ситуации с Де Шильо, усиление центра поля. Уже по первым решениям новый управленцев мы увидим, что перед нами – странно оформленное возрождение или грандиозная афера.