Это был совершенно необычный альянс: "новые украинцы" – группа школьных друзей, поднявшихся на волне перестроечного бизнеса, и высокие армейские чины, все еще располагающие футбольной игрушкой с возможностью "призыва" под знамена команды. Это были совершенно удивительные времена, когда путь из низов до вершин занимал минимум времени, и казалось, что нет ничего невозможного. Наконец, это был главный метеор 1990-х, пролетевший стремительно и пропавший за горизонтом, но оставивший по себе много-много интересных воспоминаний.

35 километров

Именно такое расстояние от Киева до его авиационного предместья Борисполя. Расстояние невелико, да и трасса, нынче почитающаяся нашим единственным "куском" европейских дорог, тогда тоже была хороша. И пробок, конечно, было поменьше. Но чтобы преодолеть такое расстояние не в машине, а в футболе, надо намного больше, чем полчаса. В 1990-х же никто не хотел терпеть и долго ждать. В то же время армейский клуб (на тот момент назывался ЦСК ВСУ) прозябал во второй лиге, имея в составе  нескольких перспективнейших ребят, но остро нуждаясь в деньгах. Вот вам и все мотивы появления клуба ЦСКА-Борисфен, ставшего очень перспективным союзом старого и нового способов футбольного мышления. Но до эпичного объединения мы еще доберемся, а пока не будет лишним проследить становление финансовой, бориспольской, составляющей будущего альянса.

Бориспольский клуб основан 9 марта 1993 года, а в чемпионате Украины стартовал после объединения с мироновской Нивой. Он держался на колоритной личности своего президента – Дмитрия Злобенко. Молодой столичный геолог, подавшийся в бизнес, со своей научно-производственной фирмой Геотон вошел в футбол весьма эффектно. Сотрудничая по бизнесу с руководством Мироновского и Бориспольского районов, он решил именно оттуда начать покорение футбольной Украины. Потенциал столичного региона был очевиден, ведь молодых перспективных ребят (а именно на них собирались ставить ставку) легче переманить из Киева в Борисполь, чем в какую-то отдаленную глушь.

Новое объединение начало с домашнего поражения от лидера переходной лиги – кременчугского Нефтехимика, но уже в следующем матче команда добыла очень важную победу в Керчи над одним из главных конкурентов – тамошним Войковцем. Нива-Борисфен во главе с Владимиром Коломийцем достаточно уверенно двигался к заветной цели, попутно завоевав Кубок Киевщины (что было необходимо для участия в Кубке Украины) и усилившись несколькими перспективными игроками (Новиков, Колесников, Нивинский, Семчук), а также приглашенным из самого Динамо опытным литовцем Панкратьевым и забивавшим в еврокубках за Металлист Ивановым. Но в итоге задачу на сезон команда провалила – несколько необязательных потерь стоили ей места в зоне выхода во вторую лигу. Но, к счастью, исполком ФФУ как раз затеял расширение лиг, поэтому мироновские бориспольцы получили возможность вскочить на последний вагон аматорского "поезда", отбывавшего в официально профессиональные состязания. А навстречу двигался другой, гораздо более печальный "поезд", который вез в переходную лигу вылетевший с последнего места ЦСК ВСУ…

Заслуженный мастер спорта во второй лиге

Уже в ту пору Злобенко имел вес в мире футбола. По воспоминаниям приближенных, именно он финансировал многие проекты ФФУ, помогая сборным Украины во время выездов на разные турниры. Его деньги помогли в организации североамериканского турне национальной команды, нескольких выездов молодежки, а чуть позже – и поездке юношеской сборной Украины под руководством Киянченко на чемпионат Европы, ставший первой, "бронзовой" вершиной в истории молодого футбола нашей страны. Благодаря расширяющимся связям в большом футболе, неутомимый президент Борисфена (к тому времени окончательно расставшегося с мироновской Нивой и переехавший в Борисполь) и Геотона навел своему детищу почти динамовский марафет. На предсезонные сборы команда поехала в немецкий Руйт, где в 1990-х проводил подготовку только киевский гранд, а возглавили "гранд из предместья" динамовские легенды – Виктор Колотов и его ассистент Анатолий Демьяненко, до того попробовавший силы во все том же ЦСК ВСУ. Очень плодотворной получилась и селекционная работа – из глубин динамовской "пирамиды" в команду пришли юные Шовковский, Ващук, Федоров, Венглинский-старший и Белкин, из Ивано-Франковска прибыл перспективный Волосянко, а из Черкасс – забивной Матвиив, ставший с двумя десятками мячей лучшим бомбардиром второй лиги.

А уже в Руйте команда провернула свой главный по звездности трансфер. 30-летний заслуженный мастер спорта Геннадий Литовченко присоединился к пригородной команде второй лиги после Олимпиакоса, договорившись с руководством Борисфена, что будет играть здесь до первого хорошего предложения из-за границы. Кстати, благодаря этим переходам юный бориспольский клуб навечно вошел в историю украинского футбола. В летописи национальной сборной он значится как коллектив, делегировавший Литовченко, а в досье Шовковского, Ващука и Федорова именно Борисфен записан первой профессиональной командой. Хотя первые два так и не успели дебютировать в Борисфене, в юношеские сборные они впервые попадут как игроки бориспольского клуба. Так позже будут писать даже за границей, в лигочемпионовских программках, в досье уже известных Европе Шовковского, Ващука, Федорова.

В таком многообещающем составе Борисфен дебютировал во второй лиге, но в первом же матче потерял очки со знакомым еще по любителям Войковцем, на новом уровне не сумевшем бороться за нечто большее, чем "потрепать нервы лидерам". В Кубке Украины команда прошла два раунда, но уже в 1/16 финала наткнулась на киевское Динамо, которому дважды уступила – 1:3 дома и 0:4 на выезде. В составе киевлян оба матча провел вчерашний борисполец Ващук, Шовковский тоже был уже в основной команде гранда.

На протяжении первого круга команда Колотова девять раз сыграла вничью, теряя очки в матчах с не самыми сильными соперниками. И хотя в главных матчах были одержаны уверенные домашние победы (в Счастливом против кировоградской Зирки и в Борисполе с макеевским Бажановцем), а с сильным Нефтехимиком в Кременчуге удалось сыграть вничью, весной Борисфен получил нового тренера, значительно обновил состав и… снова сменил название. Теперь он стал ФК Борисполь. На смену одним динамовцам пришли другие, и тоже заслуженные. Главным тренером был назначен молодой Владимир Бессонов, который до того возглавлял ЦСК ВСУ, оставив армейцев Владимиру Лозинскому. Его ассистентом стал Владимир Мунтян. Штурмовать вершины команде предстояло без Литовченко, уехавшего в Адмиру-Ваккер (в первом круге опытный мастер забил 3 гола и отдал уйму голевых передач). Зато ФК Борисполь снова поехал за границу – на этот раз были два сбора в Словакии, между которыми бориспольцы снова наведались в Руйт, по пути разгромив большинство спарринг-партнеров.

Весна 1994 года была для Борисполя трудной и тревожной. После первого круга команда шла лидером, но опережала Явор лишь на очко. К счастью для команды Злобенко и Бессонова, ко двору пришлись почти все новички: Геннадий Мороз, Уляницкий, Цихмейструк, Любинский, Кирлик, Пушкуца, Виталий Пономаренко, опытный Михаил Стельмах, еще один экс-динамовец Ерванд Сукиасян, которые не только усилили команду, но и – чего уж греха таить – ослабили конкурентов. Начав с двух необязательных "нулевок", ФК Борисполь набрал воистину чемпионский ход. Важные победные мячи забивали Мороз, Сукиасян и Любинский, разыгрался Белкин, забивший 9 голов, лучшим бомбардиром команды стал Матвиив, снова вошедший в число лучших снайперов второй лиги. Ничьих стало вдвое меньше, а единственное поражение – 0:2 в Кировограде – никак не повлияло на лидерские позиции. В итоге ФК Борисполь досрочно стал победителем, опередив ближайших преследователей – Бажановец и Зирку-НИБАС – на 8 очков. Где-то позади остались Нефтехимик, выигравший в свое время переходную лигу, и гнавшийся за лидером в первом круге краснопольский Явор…

Суперклуб в первой лиге

Успехи бориспольского клуба сделали свое дело, и Борисфен, вернувший перед дебютом в первой лиге прежнее название, априори считался одним из фаворитов сезона. В тренерский штаб клуба то и дело приходили новые знаменитости: помогать Бессонову вызвались обладатель Кубка СССР в составе Металлиста прославленный Евгений Лемешко и знаменитый динамовский селекционер Иван Терлецкий, а вернувшийся из Израиля Виктор Чанов стал тренером вратарей, но со временем игровую карьеру. И это в команде, имеющей еще вратарей сборных Савченко и Воробьева, талантливого Гуменюка и опытного Егошкина! Снова была проведена удачная трансферная кампания, и среди приглашенных оказался поигравший в национальной команде Украины Дмитрий Топчиев, которого Динамо еще год назад со скандалом перехватило у Карпат.

Команда Бессонова начала хорошо, но потеряла несколько важных очков, в том числе уступив в Кировограде тамошней Зирке-НИБАС (как оказалось, главному конкуренту за выход в высшую лигу). Последними каплями стали матчи сентября, когда команда получила от Динамо-2 четыре безответных мяча, первый из которых записал в актив 17-летний Андрей Шевченко. Обиды добавляло то, что еще полгода назад Борисфен громил в спарринге этих юнцов. Злобенко отважился на непростой шаг и распрощался со сделавшим многое для становления команды Бессоновым. На смену ему пришел персонаж еще более серьезный – Михаил Фоменко всего год назад сделал с Динамо "золотой дубль", затем отправился с группой игроков в Ровно, на зов президента Вереса Короткова, а после краха надежд на что-то амбициозное, укатил в Гвинею, где возглавил национальную сборную. Он даже успел дебютировать в отборе к Кубку Африки, обыграв Ботсвану, но еще не подписал с тамошней федерацией готовившийся двухлетний контракт, поэтому президент Борисфена успел со своим предложением как раз вовремя. Набранный Борисфеном ход позволил команде комфортно закончить дебютное перволиговое полугодие, а уже зимой 1995 года в ее судьбе случился неожиданный поворот.

Артур Валерко, специально для Своей рубашки