Первое впечатление от Брюсселя – вооруженная полиция прямо около трапа самолета. Уже по прилету мы узнали, что в столице Бельгии в тот же день днем проходила антитеррористическая операция: эхо парижской трагедии. В Брюсселе ловили подозреваемых в совершении парижских терактов, во вторник днем в центре города случилась перестрелка, в ходе которой один предположительный террорист был уничтожен, а остальное – сбежали.

Но в самом городе повышенной тревоги не чувствуется. Некоторые брюссельцы даже не в курсе происходящего, удивленно переспрашивая, мол, ты точно ничего не путаешь, турист? Единственное напоминание о напряжении в городе – те же полицейские с автоматами, которые были первыми людьми, увиденными нами в Брюсселе. Они ходят парами у самых оживленных и главных мест города: центральной площади, статуи писающего мальчика и здания Европарламента.

На матче грандиозных мер безопасности не предполагается. Один из знакомых бельгийских журналистов говорит, что уровень досмотра и контроля на футбольных матчах и так достиг пика после французских терактов. Больше, мол, уже некуда.

Позавчера в центральных барах Брюсселя транслировали два матча Лиги чемпионов параллельно. Публика сконцентрировано следила за трансляцией из Мадрида, а на игру Динамо и Манчестер Сити невнимательно поглядывала. Окончательно интерес пропал, когда с поля ушел Венсан Компани: болельщики встревожились – Евро ведь уже через пару месяцев, и окончательно отвернулись от трансляции из Манчестера.

В одном из самых массовых пабов Брюсселя собралась компания из десятка фанатов Андерлехта. Программа на вечер у 20-летних и около того ребят получилась очень увлекательной: все два часа они пили пиво и орали песни на весь бар, периодически слегка разливая напиток на себя или друга. Из содержательной шоу-программы стало очевидно, что особенно недружелюбно публика настроена по отношению к клубу Брюгге. Им была посвящена отдельная несложная песня, состоявшая из двух слов: Fuck Brugge.

Если забыть о происходящем в этом пабе, то Брюссель вообще никак не живет футболом. Логотипы главного клуба города встречаются только в окрестностях стадиона. В столице Бельгии возведены в культ другие вещи: например, щедро распиаренный писающий-мальчик – реально культовая фигура для Брюсселя. В центре города и десять метров не пройдешь, чтоб не наткнуться на символ писающего создания: мальчика, девочки или животного.

Сам мальчик входит в рейтинг наиболее разочаровывающих мировых достопримечательностей. Я этот факт прочитал еще до вылета, а потому многого от знаменитой статуи не ожидал.

Вообще, Брюссель – классика европейского жанра. Красивейшая центральная площадь, десятки уютных улиц, разветвляющихся от нее. Если идти полчаса от центра по правильному маршруту, то можно дойти до здания Европарламента. Ни машин премиум-класса, ни велосипедов около места, где вершится политика Европы, замечено не было: видимо, парламентарии припрятали свои средства передвижения где-то в глубине.

Никакой особой чопорности и чистоты – хоть Брюссель и является центром европейской политики, иллюстраций ее изъянов тут не меньше, чем в других городах. Попрошаек и просто живущих на улице – полно, в том числе и непосредственно на центральной площади.  

Удивительно, но 26-тысячный Констан Ванден Сток не планирует полностью заполниться сегодня. Когда все тот же бельгийский журналист сообщил мне эту новость – я только удивительно вытаращил глаза: как же, мол, так, неужели ваш Андерлехт так уж часто играет в марте на европейском уровне?

Оказывается, причина проста: слишком дорогие билеты. На чемпионат Андерлехт реализует пропуски одним флаконом на все матчи – то есть отдельные, конечно, есть, но большинство зрителей приходят по абонементам. А вот еще дополнительные плюс-минус 50 евро за Лигу Европы выложить может не каждый. Тем более, после неоптимистичных 1:3 в гостях и на Шахтер, который не так уж и сильно возбуждает местную публику: вот, мол, если бы Барселона приехала – другое дело.

После традиционно банальных пресс-конференций, удалось поговорить с бельгийским коллегой Нильсом Влемингхсом, который интересно рассказал о сегодняшнем матче, формате местной Жупилер-лиги и наших в Бельгии.

– Нильс, как вообще настроена публика насчет матча против Шахтер? Есть оптимизм?

– Ну вот я, честно тебе скажу, вообще без оптимизма завтра пойду на стадион. Причин тому несколько: плохая форма Андерлехта в этом сезоне и класс игроков Шахтера. Есть, правда, одна вещь, которая вселяет надежду: Хаси умеет настроить команду на отдельный матч так, что футболисты сыграют лучшую игру в своей жизни.

– Хаси – тренер-мотиватор?

– Скорее просто против команд из низа чемпионата Бельгии Андерлехт не хочет играть в полную силу. Поэтому на контрасте против грандов они выглядят более мотивированными.

– Тяжело ли придется Шахтеру на Констант ванден Сток?

– Это точно не самый шумный стадион в Европе. Да и придет тысяч 15-16 – вряд ли больше. Так что, ада на ванден Стоке точно ожидать не стоит.

– Кто самый опасный в составе Андерлехта?

– Если дадите разогнаться Ачимпонгу – потом его не остановите. Он реактивный просто, может убежать от кого угодно. Неплох Джуричич, но в плане выносливости – просто мертвый. Хорошо, если проведет качественно минут 60 на поле.

Окака силен в борьбе, но в плане техники – средний игрок, ничего особенного.

– Андерлехт – самый богатый клуб в Бельгии?

– Да, один из самых. По европейским меркам наш клуб, конечно, не особо зажиточный. Андерлехт заинтересован в том, чтоб продавать своих лучших воспитанников, удачно ассимилировавшихся легионеров и зарабатывать на них. У нас нет столько денег, как, например, у Шахтера.

– Какие зарплаты у футболистов Андерлехта?

– Лучшие игроки получают примерно по миллиону в год. Но таких немного – два или три. Остальные меньше – в зависимости от статуса и уровня мастерства.

– Украинская Премьер-лига переходит на формат с регулярным турниром и плей-офф, который уже давно принят в Бельгии. Это действительно правильней путь?

– Для СМИ и публики – очень привлекательно. Стали ли лучше играть команды после принятия такого формата – не уверен. Но в целом лично мне нравится: больше классных матчей, больше ажиотажа – это всегда классно. Пусть даже и делается немного искусственно.

– Главный минус этой системы?

– Никому неинтересно, что происходит внизу. Скукота. Многие команды ни за что не борются. Просто катают спарринги, при пустых трибунах и нулевых рейтингах телетрансляций. В этом весь главный негатив.

– В Жупилер-лиге выступают три футболиста, арендованных у донецкого Шахтера: Малиновский, Болбат и Воловик. Как их успехи?

– Воловик – один из лучших защитников Левена, хотя одно время он пропустил из-за травмы. В целом, он выглядит неплохо, когда здоров и играет.

Малиновский оставил прекрасное впечатление по первым матчам. Видно, что парень одарен и очень крут, но – в потенциале. Надеюсь, он еще ярко засверкает именно у нас, в Бельгии.

Что касается Болбата, то по нему тяжело составить конкретное впечатление, ведь он редко появляется на поле. Помню, у него был хороший матч против Андерлехта. Почему его держат в запасе – не знаю. Возможно, не подходит по требования тренера.

Глеб Корниенко, Football.ua из Брюсселя