Бразилец Дентиньо дает первое большое интервью украинским СМИ с момента подписания контракта с Шахтером в мае 2011.
Перед вами – откровенный и честный рассказ Дентиньо о карьере в Шахтере, планах на будущее, дружбе с Роналдо и обмене футболками с Неймаром
Маленький зубик
– Практически у каждого бразильского футболиста есть душераздирающая история о тяжелом детстве. Расскажите вашу.
– Да, у меня есть такая: в детстве действительно было очень-очень тяжело. Семья обычная, небогатая: папа – швейцар, мама следила за детьми. Мне пришлось бороться с детских лет за то, что я имею сейчас. Многие мне говорили, что я ни на что не способен и ничего у меня не выйдет.
Но у меня все получилось. Я сумел стать профессиональным футболистом, у меня красивая, хорошая семья.
– Вы содержите своих родственников, как и многие другие богатые бразильские футболисты?
– Я оплачиваю все расходы своей семьи, а также содержу семью жены. У нее есть четыре племянника, им по 18 лет – нужно их всех прокармливать.
– Ваша жена – известная бразильская телеведущая, актриса в Бразилии. Как она отреагировала, когда вы сказали, что пора собирать чемоданы в Украину?
– Там такая ситуация была интересная, что мы на тот момент встречались восемь месяцев и никто не знал об этом. Вот вообще никто – секрет. И как раз в тот момент я получил предложение от Шахтера. Долго уговаривать ее не пришлось. Ей нравилось в Донецке, теперь нравится в Киеве.
Кто популярнее в Бразилии? Мы на равных где-то (улыбается). Я, может, на шаг впереди – все же играл в клубе-гранде Коринтианса. Но зато она красивая.
– Вспомните момент, когда к вам приклеилось прозвище "Дентиньо".
– Когда я перешел в Коринтианс, меня звали просто Зуб. У меня было расстояние большое между передними зубами – ну, в общем, прицепились к этому. Потом переименовали в Дентиньо – маленький зубик.
Мне кличка нравилась даже больше, чем собственная фамилия. В клубе возник спор: они хотели, чтоб на спине у меня была надпись Бруно Бонфим, я ни в какую – только Дентиньо. Еле уговорил.
– Сейчас у вас с зубами вроде бы порядок.
– Да-да, я сходил к стоматологу, он мне все поправил (Дентиньо демонстрирует улыбку без промежутков. – Г.К.).
Папа Роналдо
– Король футбола Пеле говорил о 20-летнем Дентиньо, что он станет вторым Роналдо. Как эти слова воспринялись в то время?
– Да, Пеле ко мне прекрасно относился, мне это было очень приятно. Каждый раз, когда журналист у него спрашивал, что он думает о молодых игроках, он выделял именно меня.
– Пеле тогда добавлял, что Дентиньо всего добьется, если у него будет должное отношение к делу. В этой сфере причина того, что вы не вышли на тот уровень, который вам предрекал Пеле?
– Вышел или нет – это еще посмотрим. Я думаю, что у меня есть все шансы попасть в ближайшее время в сборную Бразилии. Когда я переходил в Шахтер, понимал, что этот шаг важен моей семье, которую надо содержать, и для моего будущего, ведь я не смогу всю жизнь играть в футбол.
Для меня главное, чтоб мне дали шанс. Если он появится – я смогу себя проявить.
– В Коринтиансе вы дружили с Роналдо. Как строилось ваши отношения, учитывая большую разницу в возрасте?
– Ну вот из-за этой разницы я его называл папой. Он меня – сыном (улыбается). А вообще, мы были на одной волне, у нас похожий характер. Мы с Роналдо вместе шутили, вместе проводили время. Я очень рад, что я играл вместе со своим кумиром.
– Самый ценный совет от Роналдо?
– Если хочешь стать кем-то большим – должен забивать много голов.
– Вау.
– (улыбается) Вот такой совет.
Футболка Криштиану
– В 20 лет вы считались одним из самых перспективных футболистов мира. К какому европейскому клубу вы были ближе всего?
– Честно скажу, предложений было очень много и отовсюду: особенно, от других бразильских клубов. Интересовался мадридский Реал, делал предложения. Я выжидал, как будет разворачиваться ситуация дальше, пока не пришло приглашения от Шахтера. Я вспомнил, как отзывался о Шахтере Виллиан – мы же с ним вместе начинали в Коринтиансе, но он отправился в Украину намного раньше. Я был в курсе, что Шахтер – гранд украинского футбола, постоянно играет в Лиге чемпионов. В общем, решил перейти.
– Нет обиды на Коринтианс, что они не отпустили вас в Реал?
– Насколько мне известно, конкретного предложения не было из Мадрида. Они меня рассматривали, как потенциального новичка и следили за мной. Мне тогда хотелось в Европу, но я получал большое удовольствие от игры за Коринтианс – это клуб моего сердца.
– Какой ваш европейский клуб-мечты?
– Реал Мадрид, наверное. Было бы классно поиграть вместе с Роналду. Я был очень счастлив, когда забил Реалу в Лиге чемпионов.
– Вы не играли против Реала на Сантьяго Бернабеу, но при этом опередили партнеров и забрали футболку Роналду после матча. Как удалось это провернуть?
– Ой, да там такая история. У меня есть знакомый Рамон, он дружит с Куарежмой – они вместе играли за Бешикташ. Куарежма поговорил с Раулем Мейрелешем, чтоб тот попросил Роналду отдать футболку именно мне. Я всегда очень уважал Криштиану, восхищался им.
Даже после игры во Львове Роналду отдал мне футболку. Мы немного переговорили. Я сказал, что он добился уже всего, чего только можно, и ему некуда уже расти.
– Вы восхищаетесь Криштиану, в юности вашим идолом был бразильский Роналду, а на интервью вы пришли в кофте с принтом Майка Тайсона.
– Этот свитшот подарила мне жена, я его ношу, но не могу сказать, что я такой уж фанат Майка. Просто уважаю его, как одного из величайших представителей своего вида спорта.
– Полтора года назад Неймар выставил фотографию с вашей футболкой в руках. Когда и где вы познакомились?
– Мы большие друзья, хотя никогда не играли в одной команде. Несколько раз встречались во время финальных матчей в Бразилии. Сейчас иногда перебрасываемся сообщениями. Он мне отправил свою футболку Барселоны, я ему в ответ – свою майку Шахтера. Он отличнейший человек, с ним очень приятно общаться.
– Главное впечатление от Роберто Карлоса, с которым вы вместе играли за Коринтианс?
– Тоже прекрасный человек. Дал мне очень много советов, мы регулярно общались в те времена. У него есть все: титулы, слава, деньги, а он остается таким же простым человеком, будь-то у него ничего нет вообще. Это меня больше все поразило, он общался абсолютно на равных.
– Роберто Карлос как-то по-особенному тренировал свой удар с левой?
– Нужно просто таким родиться, чтоб бить с такой силой, как Роберто Карлос. Вы не представляете, каково было во время тренировки становится в стенку, когда к мячу подходил Роберто.
Большой шанс
– Вы приходили в Шахтер с репутацией хладнокровного финишера. Не удивлены, что ни разу не вышли на позиции центрального нападающего в Шахтере?
– Не могу сказать, что позиция центрфорварда – моя любимая. Мне больше нравится играть слева в атаке. Там, где сейчас у нас выступают Тайсон и Бернард. Но это не влияет на мое отношение к тренировкам, я стараюсь проявлять себя по максимуму, куда бы меня не определил главный тренер.
– Пару раз Мистер использовал вас справа в защите. Какой была ваша первая мысль, как человека всю жизнь игравшего впереди, когда вас отправили в оборону?
– На самом деле, скажу честно: не люблю я играть в защите. Мне нравится атаковать. Но сразу уточню: я обычный сотрудник клуба. Президент Шахтера выполняет все условия и заботится о каждом футболисте. Поэтому я буду работать там, где мне скажет тренер.
– Насколько вам нравится играть в центре поля, куда вас тоже иногда определял Луческу?
– Повторюсь еще раз: максимально комфортно чувствую себя на своей позиции. Если меня ставят на удобную мне позицию, то я знаю, что смогу либо забить, либо отдать голевой пас. Вот, например, против Андерлехта я вышел на левый фланг, буквально на пару минут, но отдал голевой пас на Эдуардо.
– Учитывая, что слева в атаке играют Тайсон и Бернард, вы уже смирились с тем, что не будете выступать на любимой позиции?
– Решает тренер. Если отлично показывать себя на тренировках, быть лучше конкурентов – никто в запасе тебя держать не будет. Если же на данный момент получается не все – нужно иметь терпение и ждать, когда придет большой шанс.
– Есть ли у вас еще терпение, желание ждать своего шанса после четырех лет в Шахтере?
– Любой футболист хочет играть. У меня еще год контракта с Шахтером, с этой ситуацией я смирился. Посмотрим, что будет дальше. Либо останусь здесь, если у меня будет возможность играть там, где я хочу; либо перейду в другой клуб.
– Какой эталонный матч вы провели в составе Шахтера?
– Самый первый матч в футболке Шахтера, я тогда сразу сумел отличиться – против Ворсклы. Конечно же, игра против Реала: мы смогли забить трижды Мадриду, и я очень рад, что один из мячей на моем счете. Из недавних – против Александрии, тоже сумел забить. Наверное, всегда, когда я выходил в стартовом составе, проявлял себя неплохо.
– Мистер говорил, что вы, Бернард и Азеведо плохо выполнили программу на отпуск, из-за этого пропустили первые матчи года и будете оштрафованы. Какое ваше виденье этой ситуации?
– Честно, таких высказываний от Мистера я не видел. Считаю, я был достаточно готов к выходу из отпуска, но получил травму, не мог играть, зато сейчас все в порядке, я готов себя проявлять.
– Вас не оштрафовали?
– Да нет, ничего такого.
Не жалею
– Самое яркое воспоминание о годе в составе Бешикташа?
– Стамбул – прекрасный город, отличные болельщики. Но было много неприятных нюансов. Самый главный – задержки по зарплате, которые возникали регулярно. Месяц я пропустил из-за травмы, лечился, а после этого уже не играл, хотя мне постоянно обещали, что вот-вот начну.
Вроде бы в тот момент планировалось, что я поеду в еще одну аренду – в Дубаи, но Бешикташ не отпустил. Сказали, что рассчитывают на меня, а в итоге не дали шанс.
– Бразильские СМИ часто вас спрашивают, когда вы вернетесь в Коринтианс, а вы говорите, что, мол, я не против, но Шахтер не отпускает. Вы действительно так слово в слово говорите?
– Такие вещи должны обсуждать клубы между собой. Переходы случаются не в интервью и не по желанию одной стороны. Если все будут заинтересованы, все финансовые вопросы будут улажены, то тогда можно будет о чем-то говорить.
– Хорошо, но будь у вас прямо сейчас возможность, вы бы хотели вернуться?
– Я бы поехал туда, где смог бы постоянно играть. Если мне скажут в Шахтере, что ты тут будешь постоянно выходить на поле, – останусь с удовольствием. Если нет – вернусь обратно в Бразилию.
– Не чувствуете ли вы разочарования от того, что лучшие годы футбольной карьеры вы провели, сидя, в основном, в запасе?
– Конечно, это немного расстраивает, разочаровывает. Но о каких лучших годах вы говорите? Думаю, у меня они только начинаются. Впереди очень много времени, чтоб радоваться футболу. И тот опыт, что я получаю тут, очень ценен.
– И вы ни капельки не жалеете, что четыре года назад переехали в Украину?
– Вообще не жалею. Моя семья чувствует себя отлично, я тоже счастлив. Конечно, немного не то, чего я ожидал изначально, но главное, что все хорошо.
Я до сих пор чувствую в себе силы бороться за место в составе. Каждый день на тренировке я доказываю, что готов к игре в основе. Уверен, у меня будет шанс, и я смогу за него зацепиться.
Глеб Корниенко, Football.ua