Карло Анчелотти начал свой тренерский путь в качестве помощника Арриго Сакки в национальной сборной Италии на чемпионате мира 1994 года в США. В 1995 году он приступил к самостоятельной работе, возглавив Реджану, которая в то время находилась во втором итальянском дивизионе. Удачная работа Карло не осталась незамеченной. Уже в следующем году он возглавил Парму, с которой проработал три года в Серии А, после чего сменил Марчелло Липпи на посту главного тренера  Ювентуса.
 
В 2000 году Ювентус находился в одном шаге от скудетто. 14 мая команда Анчелотти отправилась на матч последнего тура в Перуджу. Лацио, главный соперник Юве в борьбе за чемпионство, свой матч выиграл, набрав 72 очка.  У Ювентуса на тот момент было 71 очко и для того, чтобы решить все вопросы, нужно было победить Перуджу, в составе которой в то время играл скандальный  Марко Матерацци. Матч проходил под жутким ливнем. Игра превратилась в водное поло. Индивидуальное преимущество игроков Ювентуса  над соперником нивелировалось. Как ни старались Зидан и компания – им ничего не удавалось сделать  с Перуджой, которая стояла в том матче насмерть. В итоге Ювентус проиграл 0:1 и скудетто во второй раз в своей истории получил римский Лацио.
 
Отработав еще один сезон в Турине, Анчелотти перешел в Милан, с которым в свое время еще в качестве игрока выигрывал Кубок европейских чемпионов под руководством своего учителя  Арриго Сакки. В Милане Карло Анчелотти удалось создать могущественную  команду–победительницу. За восемь лет с Миланом он выиграл скудетото, трижды его команда играла в финалах Лиги чемпионов, в которых дважды выходила победителем. Также под руководством Анчелотти Милан выиграл Кубок и Суперкубок Италии, Клубный чемпионат мира и еще дважды фаны Милана  праздновали триумф своей команды после выигрыша Суперкубка УЕФА.
 
В 2009 году Анчелотти перебрался в Англию, возглавив лондонский Челси. После первого сезона  работы с Челси, итальянский тренер подарил Роману Абрамовичу чемпионство в английской Премьер-лиге. Во втором сезоне лондонский клуб проиграл чемпионскую гонку Манчестер Юнайтед  и Карло Анчелотти был уволен с поста менеджера команды.
 
В 2011 году Ачелотти возглавил ПСЖ, с которым продолжает работу и по сегодняшний день. Ниже приводится статистика итальянского специалиста за весь период его тренерской деятельности:
 

 
 Для книги Алессандро Дзаули «Soccer. Modern Tactics» Карло Анчелоти, будучи еще тренером Ювентуса, дал интересное интервью, в котором поделился некоторыми своими мыслями о схеме 4-3-1-2, которая в футбольной общественности известна под названием «ромб». Именно с этой схемой добывал свои выдающиеся победы Анчелотти, работая на посту главного тренера  Милана.
 
- Что вы можете сказать о схеме 4-3-1-2?
 
- Эту схему мы начали применять еще в Ювентусе (Diagram1).Нужно сразу отметь, что любая схема должна подбираться так, чтобы имеющиеся у вас в наличии игроки могли наилучшим образом реализовать свои сильнейшие игровые качества.
 
- Почему вы используете эту схему?
 
- Прежде всего, потому, что на флангах вы можете играть более динамично. Раньше наша игра была более статичной, и наши атаки имели большую тенденцию строиться через центр. Схема 4-3-1-2 позволила сделать нашу игру менее предсказуемой на флангах, что позволило строить наши атаки более разнообразно, чередуя их проведение через центральную зону и через фланги. Еще раз повторюсь, одно из главных достоинств данной схемы заключается в более динамичной игре на флангах.
 
- Какие могут возникнуть проблемы при использовании данной формации?
 
- Иногда могут возникнуть проблемы при закрытии флангов и при перестроении в оборону с пятью игроками в линии защиты.
 
- То есть могут возникнуть трудности при переключении игры с фазы атаки в фазу обороны?
 
- Конечно. Но, например, если наш правый защитник №2 не имеет в своей зоне игрока для опеки, то он может выдвинуться выше в линию полузащиты (Diagram2). В целом же применяется зонный метод обороны: если фланговый  полузащитник  противника находится ближе к центральной оси поля, то он контролируется нашим полузащитником. Если же он смещается ближе к нашим воротам, то он попадает в зону ответственности нашего защитника.
 
- Даете ли вы задание игроку ,играющему на позиции под нападающими, при обороне своих ворот опускаться в зону действия остальных трех полузащитников?
 
- Нет. Это приведет к тому, что наш плеймейкер будет вынужден преодолевать более длинные расстояния при переходе из обороны в атаку, когда наша команда перехватит мяч. Но это не значит, что он не должен принимать участия в оборонительной  фазе игры, когда мы не владеем мячом. Он всегда должен активно играть в обороне.
 
- Каким образом?
 
- Он должен постоянно оказывать прессинг на оборону противника. Если соперник играет с тремя защитниками (Diagram3), то наш атакующий полузащитник должен атаковать центрального защитника, в то время как наши два форварда должны начать прессинговать остальных двух защитников, тем самым мешая строить сопернику атаку еще на начальной фазе.
 
Если же мы противостоим команде, которая играет в четыре защитника, то прессинг выполняется по такой схеме (Diagram4):
 
Два форварда атакуют двух центральных защитников, провоцируя перевод мяча на фланг на крайнего защитника, которого при приеме мяча должен начать прессинговать один из наших полузащитников №8. Задача атакующего игрока №10 при выполнении данного маневра, закрыть  полузащитника противника, который находится ближе всего к крайнему защитнику соперника, получившему мяч. Таким образом для противника исключается возможность перевести мяч на нашу половину поля через центральную зону.
 
- Каким образом при использовании данной формации вы строите для своей команды игру в атаке?

- Фланги должны покрываться с помощью двух крайних защитников, которые должны обладать хорошими атакующими навыками. Эти требование относится также к  крайним полузащитникам, которые должны уметь хорошо двигаться на поле, выполняя различные маневры. На (Diagram5)показан один из атакующих маневров:
 
Если на фланге на половине поля противника образуется свободное пространство, которое не будет контролироваться соперником, то туда  для приема мяча должен смещаться один из наших нападающих №9. Вслед за ним для оказания поддержки должен последовать другой форвард №11, а атакующий полузащитник №10 должен занять позицию в линии атаке. Если №11 получит мяч от игрока №9, то при необходимости он сможет отпасовать на игрока №10, после чего форвард должен сразу начать открываться для получения мяча обратно от игрока №10, стараясь прорваться к воротам соперника.
 
Когда мяч находиться на нашей половине поля, то «директор» (в Милане эту роль исполнял Пирло – прим. П.)  - игрок, занимающий позицию перед линией обороны, - должен стараться найти возможность перевести мяч на чужую половину поля на нашего атакующего полузащитника, который в свою очередь должен всегда искать возможность получить передачу с нашей половины поля.

Наши защитники должны постоянно оказывать поддержку нашему «директору» при построении атаки в своей начальной фазе. Наш разыгрывающий игрок всегда должен иметь возможность отпасовать на одного из защитников, если он не найдет возможности перевести мяч на чужую половину поля или же на него будет оказываться активный прессинг со стороны соперника.
 
В отличие от двух крайних защитников, наш разыгрывающий игрок не должен активно идти вперед. Главная его обязанность перевести мяч в зоны действия нашего атакующего полузащитника и форвардов.
 
- Каких критериев вы придерживаетесь при подборе игроков для атаки?
 
- Прежде всего, игрок должен обладать высоким индивидуальным мастерством и хорошо играть в ситуациях 1 в 1. Также очень важную роль имеет тактическая выучка игрока.  Он должен хорошо выполнять обостряющие, проникающие передачи, хорошо действовать при атаках между линией полузащиты и защиты соперника. Также я, как и многие другие тренеры, предпочитаю иметь в составе одного быстрого форварда и одного нападающего, способного хорошо вести силовую борьбу.
 
- Если ваш соперник имеет в наличии ярко выраженного плеймейкера, как вы будете ему противостоять?
 
- Все будет зависеть от того, сколько игроков в обороне у нас будут оставаться при проведении наших атак. Если мы будем играть более осторожно с четырьмя игроками в обороне, то один из них должен будет контролировать атакующего полузащитника соперника, в зависимости от зоны, в которой он будет находиться. Если же мы в обороне оставляем трех игроков, то в этом случае наше трио защитников будет противостоять двум форвардам и атакующему полузащитнику соперника, то есть они должны будут играть в ситуациях 1 в 1.
 
- Как вы строите тренировочный процесс при отработке оборонительных и атакующих действий?
 
- При построении игры в обороне мы стараемся моделировать ситуации, максимально приближенные к игровым. Что касается атаки, то я всегда стремлюсь к тому, чтобы игроки пытались создавать ситуации численного большинства над противником и в этих условиях уже проявляли свои индивидуальные качества.
 
Тренер должен четко объяснить игрокам, какие виды маневров он хочет видеть при построении атаки. Насколько они будут хорошо выполнены уже будет зависеть от  таланта того или иного исполнителя. Игроки должны стремиться проявлять свои индивидуальные навыки, но делать это нужно лишь в определенных ситуациях, когда того требует позиция на поле. Вот почему тренер должен дать определенное руководство, как стоит действовать в той или иной ситуации.
я стараюсь не перегружать команду позиционными занятиями. На каждой тренировке  мы стараемся хорошо отработать одну позицию, которая включает в себя одновременно оборонительную и атакующую фазу игры.
 
- Как вы считаете, полезно ли менять схему по ходу игры?
 
- Только в том случае если команда хорошо обучена различным схемам игры. Конечно, если вы используете схему 4-3-1-2 , то у вас не должно возникнуть проблем при перестроении в схему 4-4-2. В противном случае, я стараюсь избегать подобной импровизации.
 
- Каким вы видите будущие футбола?
 
- Остается  все меньше пространства для творчества. В обороне все команды очень хорошо организованы. В Италии мы больше стремимся к тому, чтобы разрушать, чем созидать на поле. Дело в том, что тренеры испытывают слишком большое давление, вследствие чего они должны строить свою игру так, чтобы свести риск к минимуму. Качество тренеров очень высокое, но они не всегда имеют возможность работать с командой долго. Изменение этой ситуации может стать революцией в футболе.
 
В заключение напомним, что не так давно мы готовили подобный материал о Марчелло Липпи, где он поделился своими мыслями по поводу схемы 4-3-3.
 
Вступление, перевод и адаптация Полиграфа, специально для Football.ua