В очередном выпуске "Сенсаций ЧМ и ЧЕ" мы вспоминаем о том, как начала свой победный путь команда, собранная за полторы недели до начала турнира.
Чемпионат Европы 1992-го года в Швеции стал последним в формате "2 группы, 8 команд". То есть в последний раз все европейские сборные определяли среди себя только семь счастливчиков – по одной из каждой отборочной группы. Успешно прошли отбор финалисты Евро-88, Нидерланды и СССР (наши по дороге в Скандинавию обогнали соперников по полуфиналу, Италию). Среди участников финала была и явственно доживавшая последние дни югославская сборная.
В стране уже вовсю бушевала гражданская война, часть игроков – хорваты, словенец Катанец – отказались от игр за сборную своей уже бывшей родины. За 20 дней до старта финальной части ушел с поста сборной боснийский хорват Ивица Осим – война дошла до его родного Сараево. Сборную распадающейся федерации возглавил другой тренер, команда не смотря ни на что отправилась в Швецию, и тут…
Это случилось за 10 дней до первого матча Евро. Тренер сборной Дании, проигравшей югославам отбор, Рихард Меллер-Нильсен как раз собирался во время летней паузы сделать ремонт у себя на кухне, как его огорошили просто шокирующей новостью – УЕФА снимает Югославию (под давлением ООН, применившей сакнции против балканского государства) с финальной части, и в срочном порядке туда заявляется вторая команда четвертой группы, то есть именно Дания.
Игроком Меллеру-Нильсену пришлось собирать буквально с пляжей. Ни о какой серьезной подготовке речь просто не шла – тут бы хоть какую-нибудь форму набрать за ту несчастную неделю с хвостиком. Поэтому никто не удивился, что в первых двух матчах датчане не забили ни одного гола, набрав всего лишь очко (ничья с Англией).
Но при этом ситуация в группе А сложилась таким образом, что перед последним туром все четыре команды претендовали на путевки в полуфинал. В матче Франция-Дания преимущество было у галлов – их в принципе устраивала и ничья, а вот датчанам нужна была только победа. Но
все упиралось в том числе и в матч Швеция-Англия, проходивший параллельно этому в Стокгольме.
У датчан была одна серьезная потеря, причем совершенно не игрового характера. Опытнейший Ким Вильфорт в срочном порядке улетел домой, так как состояние его тяжелобольной дочки (лейкемия) резко ухудшилось. Стоит ли говорить, что отцу ребенка было совершенно не до футбола… (Вильфорт вернется, сыграет в финале и даже забьет последний гол Евро-92, добив действующих чемпионов мира. Но у этой истории невеселый конец – через месяц после папиного триумфа девочка умерла…)
То ли впечатленные таким горем своего товарища, то ли просто не собравшись как следует, датчане начали матч сонно. А вот у французов, ведомых парой великих форвардов Папен-Кантона получился неплохой момент – будущий Король Эрик отдал пас вразрез в штрафную, но чуть сильно, и ни Паскаль Ваируа, ни Жан-Филипп Дюран к мячу не успели. Получилась передача на будущего партнера (который уже играл в МЮ), Петера Шмейхеля.
Впрочем, достаточно быстро скандинавы очухались – и оказалось, что их команда выглядит очень даже ничего на фоне грозы отборочного турнира (французы выиграли все 8 матчей). Брайан Лаудруп, единственный из братьев, поехавший на турнир (старший так и не смог переступить через свой конфликт с тренером), обыгравшись с Поульсеном неплохо пробивал в ближний.
Этот момент стал первым, но далеко не последним у красно-белых – тогда как Францию это пробуждение словно поразило в самое сердце. Моменты на чужой половине поля тут же исчезли, и Папен с Кантона долгое время занимались непонятно чем.
А вот Дания, на легких ногах (они-то отдохнули поболе остальных, да и сборов перед Евро у них не было, не убивались на тренировках) и без каких-либо комплексов по поводу результата – кто бы их упрекнул за последнее место в группе? – принялась летать по половине поля трехцветных. И очень быстро долеталась до гола. Подача слева со штрафного пришлась точно на Флемминга Поульсена, тот в борьбе с Бернаром Казони сбросил мяч налево на Хенрика Ларсена (Лоран Блан как-то вяло попытался преградить мячу дорогу), и тот от всей души загнал шар в сетку. Это был первый гол Дании в финальном турнире Евро-92!
До середины первого тайма Дания вообще атаковала одна. Лаудруп временами просто издевался над обороной в синих футболках – сам пройдет, не получается, в пас разорвет линию защиты. До серьезных моментов дело не доходило, но у французов было и того меньше! Только после 25-й где-то минуты команда Мишеля Платини начала соображать, как играть против этих невесть откуда взявшихся выскочек. Ближе к концу тайма даже Кантона отметился неплохим ударом после скидки Папена – но у команды Меллера-Нильсена к тому времени уже и голевой шанс Торбена Франка был, и потенциальный пенальти (судья не увидел нарушения, и вообще благосклонно относился в том матче к «петушкам»).
Да, перед самым перерывом инициатива была уже к Папена и компании. Но – ни-че-го. Вот пауза однозначно пошла на пользу Франции. С первых минут именно команда Платини захватила инициативу, Дидье Дешам (один из восьми представителей великолепного Марселя, через год ставшего первым галльским клубом, выигравшим Кубок Чемпионов, в сборной Франции) открыл серию ударом по воротам Шмейхеля. Вскоре Петеру пришлось уже прыгать за непростым выстрелом Луиса Фернандеса – именно этот игрок будет до конца матча периодически обстреливать ворота датчан с дальней дистанции.
В этот период случилось одно спорное решение – судья откровенно пожалел Базиля Боли, не показав тому вторую желтую, хотя будущий герой финала ЛЧ-93 откровенно срубил сзади датчанина, врывавшегося в штрафную. Скандинавы не очень-то и возмущались по этому поводу…
Но в целом Франция играла лучше, и гол, как говорится, назревал. И назрел. Кантона на правом фланге получил по ногам от соперника, но не упал, как наверняка сделали бы сейчас, а устоял и даже перевел мяч налево на Дюрана. Тот развернулся спиной к воротам, вроде как искать партнера в центре поля, но тут же выдал отличнейший пас пяткой на Папена – а Жан-Пьер, прицелившись, послал мяч в дальний угол по недосягаемой для Шмейхеля дуге.
И французы пошли, покатили, понеслись вперед. Вот Шмейхель потянул очередной дальний выстрел Фернандеса. Вот Кантона дошел до лицевой линии, откинул мяч назад, Папен уже изготовился пробить с разворота, но набежал Дешам и выстрелил – чуть правее правой штанги. Ох, и негодовал же Жан-Пьер. Как чувствовал, что этот момент, при всем преимуществе, будет одним из последних для Франции в матче.
Тем временем в Стокгольме Швеция сравняла счет, и это значило для Франции второе место с выходом в полуфинал! Но то ли осознание этого, что ли усталость после сезона – в общем, французы начали сдавать. И вот тут-то датские пляжи (с которых, напомню, выдергивали футболистов) пригодились – скандинавы бежали быстрее, французская защита за ними не успевала, временами откровенно. И в эпизоде со вторым голом именно усталость сказалась на действиях Манюэля Аморо – он просто не сумел чуток ускориться и перекрыть траекторию мячу, летящему от Поульсена на правом фланге на Ларса Эльструпа. Тот, как бежал, так и запулил мяч в штрафную, почти что занес.
Французы совсем упали духом, а Торбен Франк чуть не забил третий гол. До самого конца матча у галлов не было ни единого шанса забить и вырвать путевку в полуфинал. А Дания, неожиданно оказавшись в числе участников финального турнира, сенсационно прошла в полуфинал, где разделалась с действующими чемпионами Европы, голландцами, а затем прибила и сильнейшую сборную мира.
Владимир Мыленко, специально для Football.ua