— Когда Вы перешли в Баварию, Вам исполнилось всего 17 лет. Сложно было уехать на другой континент в столь юном возрасте?

— Было непросто прощаться с родителями и братьями. Но это был важный шаг в моей карьере, и я очень гордился тем, что попал в Бундеслигу так рано.

— Вы быстро выучили немецкий и до сих пор неплохо на нем разговариваете.

— В первую неделю в Мюнхене было тяжело, потому что я даже не мог поговорить с товарищами по команде. Так что я хотел выучить язык как можно скорее, особенно чтобы понимать шутки в раздевалке (смеется). Это у меня получилось довольно быстро. Но игроки Баварии приняли меня тепло и в хорошем расположении духа, хотя незадолго до этого проиграли финал Лиги чемпионов Манчестер Юнайтед.

— Между футболистами бывает настоящая дружба?

— Футбол постоянно меняется. Игроки приходят и уходят. Но мы остаемся на связи, хотя и говорим друг с другом не каждый день. Приятно увидеться с кем-то после долгой разлуки, всегда можно над чем-нибудь посмеяться.

— На протяжении своей карьеры Вам пришлось поиграть в трех сильнейших чемпионатах Европы. Какие главные отличия между ними?

— В Англии судьи не любят часто свистеть, игра в основном идет своим ходом. Каждый матч — это зрелище. В Германии тоже в большинстве случаев раскупают все билеты. Стиль игры изменился с моих времен: теперь командам одинаково важен красивый и успешный футбол. В Испании делается акцент на технику, болельщики любят игроков, которые умеют работать с мячом. Все эти три чемпионата очень сильные, по-моему, даже лучшие в мире.

— В какой стране Вам было проще всего освоиться?

— У меня нигде не было особых проблем, каждую страну приятно вспоминать. Но моя жена чувствует себя в Испании как дома. Там выросли наши дети, и теперь они ходят в испанскую школу.

— Вас постоянно мучили травмы. Вы не думали о том, как могла бы сложиться Ваша карьера, если бы Вы не так часто пропадали в лазарете?

— К счастью это не приходило мне в голову! Я никогда не жаловался и не ныл по поводу травм. Наоборот — пытался направить свою энергию на то, чтобы побыстрее прийти в форму. Я горжусь тем, что всегда возвращался к игре после повреждений.

— Но всегда надо следить за своим телом.

— Теперь, когда я просыпаюсь утром, то действительно замечаю: жить становится тяжелее. Но это не из-за травм, я просто старею (смеется).

— Сложно оставаться верным себе в современном футболе?

— Эта игра очень популярна, поэтому легко можно поверить в то, что ты — новая звезда. Но я никогда себе этого не позволял. Так меня воспитывали. Я понимаю, что в один прекрасный день моя карьера завершится, и я должен буду вести самую обычную жизнь. Важно об этом не забывать.

— Поэтому вы и основали собственный фонд поддержи детей в Парагвае?

 — В Парагвае ребятам сложно чего-то добиться в жизни. А фонд дает мне возможность помочь людям, наставить этих детей на путь истинный. Я хочу показать им, что они не одиноки, что в них верят, что всего можно добиться, если упорно и старательно работать.

— Как сейчас обстоят дела с юношеским футболом в Парагвае?

— Есть очень много талантливых игроков, которые когда-нибудь могут попасть в сборную. Некоторые уже успели переехать в Европу, остальные выступают за серьезные команды из Аргентины, Бразилии или даже Мексики, которая сейчас инвестирует огромные суммы в развитие футбола. Но деньги не должны иметь большого значения в начале карьеры. Молодежи нужно прежде всего тренироваться и развиваться.

— Вы приняли участие в трех чемпионатах мира. Расскажите, что Вы чувствуете, надевая футболку своей национальной команды?

— Я считаю, что нет ничего лучше, чем играть за сборную своей страны. Это была моя главная цель, еще с самого детства. Но тогда я еще даже не думал о том, чтобы играть в каком-то клубе. Только мечтал представлять свою родину. Я радуюсь каждому вызову. В сборной со мной произошло много хорошего.

— Как на чемпионате мира в Южной Африке?

— Чемпионат в Южной Африке — это, несомненно, вершина как для команды, так и лично для меня. После двух предыдущих чемпионатов мира я прекрасно знал, чего стоит ожидать и что необходимо для достижения успеха. Я был в хорошей форме и неплохо отыграл, хотя и ничего не забил. Но мы дошли до четвертьфинала.

— Где проиграли будущим чемпионам — испанцам — со счетом 0:1...

— У нас тогда были моменты. Но в футболе побеждают только те, кто забивает голы.

— У Парагвая есть шансы пробиться на чемпионат мира в России?

— Конкуренция очень серьезная. Сейчас у южноамериканских стран хорошее поколение футболистов, в том числе и у Парагвая. Так что у нас есть возможность оказаться в верхней части таблицы отбора и отправиться в Россию.

— А сами Вы еще надеетесь поехать с командой на чемпионат мира?

— Нет. Время не стоит на месте, и в определенный момент появляются игроки помоложе, которые тоже могут отлично справиться со своей работой на таком турнире. Нужно давать им дорогу, пусть растут. Но у меня все еще есть мотивация, мне нравится тренироваться каждый день, и если тело позволит, я проведу еще несколько игр за сборную.

— Кто был для Вас самым сложным соперником на чемпионатах мира?

— Непростой вопрос. Больше всего мне запомнились Алессандро Неста, Фабио Каннаваро и Паоло Мальдини.

— В последние годы роль нападающего на поле несколько изменилась.

— Да, но еще есть команды, использующие традиционную "девятку". Хотя теперь каждый нападающий должен двигаться по полю и менять позицию, как было в Барселоне Пепа Гвардиолы. Сегодня форвард должен быть универсальным. Мне иногда приходилось подменять игроков на других позициях. Так я получал шанс попасть в стартовый состав, несмотря на жесткую конкуренцию. Но это помогало мне развиваться в игровом плане. Не всегда приятно менять любимую позицию на поле, но, в конце концов, это делает тебя лучше.

— Вы уже знаете, чем будете заниматься после завершения карьеры?

— Когда придет время, я хочу хорошенько поездить по миру со своей семьей. Я много где побывал, но практически ничего не видел. Хочу снова посетить эти страны, встретиться со старыми друзьями. Но, наверное, когда-то мне придется вернуться к работе (смеется). Будет это футбол или нет — пока что не знаю.

— Вы ждете следующего этапа своей жизни с нетерпением или боитесь завершения карьеры?

— Как футболист я сделал все, что было в моих силах. У меня были взлеты и падения, но я никогда не прекращал вкалывать — на каждой тренировке, в каждом матче. Так что теперь я доволен всем, чего достиг. Когда-нибудь я повешу бутсы на гвоздь с чистой душой и буду готов принять новый вызов.

FIFA 1904

Перевод Юрия Паустовского