«Этот Ди Канио – настоящий псих. В хорошем смысле этого слова», — прокомментировал тогда увиденное Марк Лоренсон. У ирландца, как и у его коллег по MatchOfTheDay, теперь появится минимум семь возможностей обсудить неоднозначную фигуру итальянского тренера.
В том самом интервью Паоло предстал в своем традиционном виде. Значимая поза в кресле, активная итальянская жестикуляция и прущая из каждой фразы страсть доказать свою правоту. Не важно, какой темы касается беседа с Ди Канио, в ее процессе он готов сам поставить вопрос, выдвинуть себе же обвинения, после чего умело их опровергнуть. «Высокомерный? Пусть говорят. Я показал свою способность работать на уровне Лиги 2 и Лиги 1, где тебе часто приходится сталкиваться с вредными, но посредственными игроками. Теперь я чувствую себя тренером для Чемпионшипа и Премьер-лиги. Куда бы я ни пришел, я везде добьюсь результата».
Паоло Ди Канио пришел в Сандерленд. За семь туров до конца чемпионата Черные коты имеют преимущество в одно очко над идущей 18-й Астон Виллой, а в их календаре – поездки на Стамфорд Бридж и Уайт Харт Лейн, не говоря уже о принципиальном дерби с Ньюкаслом. Задача предельно проста – выжить, добившись самого длительного пребывания в элитной лиге с 1959 года. Кажется, Ди Канио в качестве преемника Мартина О`Нила просто не имел конкурентов: клуб со Стадиона Света оформил контракт с итальянцем спустя всего сутки после увольнения прежнего наставника.
В главных конкурентах Ди Канио значились Марк Хьюз и Стив Маккларен, и вовсе неудивительно, что Эллис Шорт сделал свой выбор в пользу менее опытного Паоло. Хьюз и Маккларен, при всем уважении к их тренерскому резюме, сейчас больше напоминают сбитых летчиков, от которых можно ждать грамотной работы на дистанции, но которые в своем нынешнем положении не выглядят менеджерами одной «встряски». Ди Канио именно такой, и он первым подтвердит это предположение: итальянец много поиграл в Премьер-лиге и твердо убежден, что способен справиться с любыми подопечными на любом уровне, и сейчас высокооплачиваемые лидеры Сандерленда, лишенные всякого характера, как никто нуждаются в таком человеке у руля.
Очевидный нюанс, перечеркивающий общий поток оптимизма, — отсутствие у Ди Канио тренерского опыта. Переход из достаточно глубокой трясины в Премьер-лигу не так давно закончился крахом для Пола Инса, работающего ныне в Блэкпуле только благодаря родственной связи с лидером этой команды. В 2008 году Инс совершил неожиданный рывок в Блэкберн, где с треском провалился, проявив неспособность управлять игроками другого уровня в других условиях. Впрочем, человек, побоявшийся пробить послематчевый пенальти, защищая цвета своей страны, в аспекте характера имеет мало общего с тем, кто одним взглядом отпугивал на поле Найджела Уинтерберна.
Можно с иронией относиться к тому, как Ди Канио подает себя в прессе, но его успех в Суиндоне – медицинский факт. Под руководством итальянца Малиновки с ходу вернулись в Лигу 1, где по ходу нынешнего сезона предстали в качестве реального претендента на еще одно повышение в классе. Суиндон играет в классный футбол, что можно считать плодом не только харизмы Ди Канио, но и его тренерских методов. Рабочий день Паоло начинался ранним утром и заканчивался ближе к полуночи, а его рукам принадлежит организация всего тренировочного и подготовительного процесса команды, использование строгих диет, на которых построил свою собственную игровую карьеру всегда полный сил Ди Канио. Не будет преувеличением сказать, что Паоло стал почти отцом для своих исполнителей, с которыми он одинаково жесток и справедлив. Уже классическая иллюстрация на тему небогатой тренерской карьеры Ди Канио – перепалка с форвардом команды Леоном Кларком, решившим после матча с Саутгемптоном грубо высказать претензии тренерскому штабу соперника. Ди Канио сначала отвел подопечного в сторону, но, видя нежелание того угомониться, прижал его к стенке и слегка задвинул по физиономии. На следующий день Паоло поставил жесткий ультиматум руководству: уйдет либо он, либо я, и уже через несколько дней Кларк отправился в аренду в Честерфилд.
«Что бы ты ни думал, ты не имеешь права общаться таким тоном с людьми, которые намного старше тебя». Все это снова может вызывать ироничную ухмылку, вспоминая о том, что подчас вытворял футболист Ди Канио, но другой увидит в истории личностный рост самого Паоло, проведшего необходимую черту между своей буйной карьерой на поле и нынешней тренерской работой. Это снова вопрос мнений, всегда деливших личность Ди Канио надвое: для одних он был символом честности и достоинства, для других – плохо контролирующим свои эмоции лицемером.
В этой плоскости лежит и возможная тревога руководителей Сандерленда во главе с Эллисом Шортом. Тренерские способности – это одно, им еще придется дать оценку; но они совершенно точно ввязались в отношения с непредсказуемым человеком. Причины ухода Ди Канио из Сундиона, как и его ночной налет на клубный офис, еще свежи в памяти, и можно смело заявить, что в случае чего он не подарит спокойной жизни Шорту. В последние годы за владельцем Черных котов закрепилась неоднозначная репутация – дело не только в двух тренерских увольнениях в течение двух сезонов, но и в том, в каких отношениях сам Шорт был с менеджерами. Показательным было время Стива Брюса, не всегда знавшего о происходящем в подконтрольной ему команде: примером этому стал шокирующий для самого тренера уход Асамоа Гьяна, еще накануне мило беседовавшего с Брюсом. Видя возможность выгодно продать футболиста, Шорт готов пойти на сделку без консультаций с тренером – по большому счету, именно такие отношения заставили Ди Канио покинуть Суиндон.
Его назначение в Сандерленд уже возбуждает первые скандалы и споры, и мы прекрасно знаем, о чем именно идет речь. Вице-президент клуба и бывший секретарь иностранных дел Дэвид Милибэнд подал в отставку, не желая, чтобы его политическое имя ассоциировалось со взглядами нового тренера команды. За Ди Канио тут же вступился Габриэле Маркотти, известный журналист и старый приятель Паоло, отвечавший за написание его автобиографии. Разумеется, Ди Канио не делал себе чести пусканием «римских салютов» болельщикам Лацио, но 44-летний итальянец, по словам Маркотти, не имеет ничего общего с вещами, которые принято ассоциировать с фашизмом. «Я знаю его 14 лет. Он не расист и не антисемит», — объясняет Маркотти. Сам Ди Канио, несмотря на давно зафиксированную татуировкой симпатию к Бенито Муссолини, никогда не подписывался под кровавыми преступлениями фашистов и в одном из интервью британским изданиями даже заметил, что, в отличие от «дуче», он своими принципами не поступается.
При всей любви к публичной демонстрации этих принципов, Паоло Ди Канио как тренера будут судить по его достижениям. В этом деле нет плохих и хороших смыслов – есть только результат.