Вызов Уэйна Руни, залечивающего травму и ведущего бой за право покинуть Манчестер Юнайтед, получился в духе Ходжсона. Он не отворачивается от проверенных бойцов из больших клубов в угоду рискованным попыткам попробовать кого-то из более скромных команд. Под этими кем-то в последнюю пару сезонов подразумевали двух футболистов – Гранта Холта из Норвича и Рики Ламберт из Саутгемптона.
 
И на этот раз вместе с традиционным шагом Ходжсон преподнес и сюрприз, обратив свое внимание на 31-летнего Ламберта.
Дебют футболиста в составе сборной в таком возрасте – безусловно, редкость. Первая из аналогий последних лет, приходящих на ум, — нападающий Болтона Кевин Дэвис. Осенью 2010 года Скакуны показывали лучший за три сезона футбол под руководством Оуэна Койла, и 32-летний футболист, давно ставший местной легендой, к удивлению многих был вызван на официальный поединок родоначальников со сборной Черногории. Но история Дэвиса имела значительное отличие: за его плечами уже был десяток лет выступлений в Премьер-лиге, три матча за молодежную сборную, а о нечеловеческой способности Кевина прыгать знал каждый английский болельщик. О том, кто такой Рики Ламберт, подавляющее большинство нейтральных зрителей узнало только в прошлом сезоне.
 
Для многих это был шок. 30-летний футболист крепкой стати и ростом 187 сантиметров, всю жизнь отбегавший в низших дивизионах, демонстрировал сразу несколько аспектов игры, выдававших в нем исполнителя высокого класса: работа с мячом, понимание игры и бомбардирское хладнокровие. 15 забитых мячей в первый же сезон – Ламберт вместе с Фрэнком Лампардом стал лучшим английском голеадором в чемпионате, опередив на гол даже блеснувшего сезоном ранее Гранта Холта. Пути двух нападающих до боли схожи – схожим было и игнорирование обоих тренерским штабом сборной.
Рой Ходжсон панически переживает за результаты своей команды, пытаясь удерживать минимальное преимущество в Черногории, где его команда на протяжении тайма вкатывала в газон более слабого соперника. В селекции он стоит на тех же основах, доверяя в первую очередь представителям большого клуба – так, выходящий со скамейки для выполнения узкопрофильной задачи в МЮ Данни Уэлбек для него предпочтительнее, нежели Ламберт и Холт, забивающие за коллективы средней руки. Поезд Гранта, вероятно, уже ушел, но для Ламберта менеджер Трех львов нашел время только сейчас и только в товарищеском матче. «Думаю, что если человек годами работал над собой так, как это делал Рики Ламберт, он заслуживает вызова в сборную. Но, разумеется, свою роль сыграло отсутствие Даниэля Старриджа и Энди Кэрролла», — не скрывает Ходжсон.
 
Ставка на молодых исполнителей – дело благое, но, при всех своих способностях, упомянутые выше игроки, к которым также можно добавить опытного Джермейна Дефо, не сделали в прошлом сезоне больше Рики, чтобы попасть в национальную команду. Это не сентиментальная риторика в поддержку трудолюбивого Ламберта – это простая констатация того факта, что он был сильнее и стабильнее каждого из них. Рики – это не только голы, это безудержная атакующая сила Саутгемптона, игрок, способный определить вектор атаки смещением на фланг и отдать важнейшую голевую передачу.
 
Откровением его игра не была для тех, кто следил за карьерой Ламберта прежде. Отверженный любимым Ливерпулем в 15 лет, он потом и кровью прокладывал путь к вершине, меняя имена скромных клубов на своей футболке, пока не раскрылся во всей красе в Бристоль Роверс. Уровень Лиги 1 был взять быстро и внешне легко, но постоянная работа над собой и совершенствование каждого игрового компонента стали определяющими в росте футболиста. Ему не понадобилось много времени, чтобы завоевать культовый статус в Саутгемптоне, с которым он поднялся из Лиги 1 в Чемпионшип, а оттуда – прямиком в Премьер-лигу. Получив от менеджера Саутгемптона Алана Пардью совет сбросить вес, он вышел на новые для себя показатели результативности – Ламберт был лучшим бомбардиром двух дивизионов, а его общий показатель забитых мячей в футболке Святых ныне составляет 103 гола в 196-ти матчах.
 
Вполне возможно, предстоящий поединок так и останется единственным для Ламберта в футболке сборной, но также можно не сомневаться, что нападающий (сколько бы ему ни было выдано игрового времени) сделает все, чтобы использовать этот шанс. Первое за 14 лет противостояние с Шотландией выглядит достаточно большой возможностью, несмотря даже товарищеский статус матча и особенности взглядов Ходжсона, который в официальных поединках наверняка поставит на трижды больного Руни, чем на другого, менее известного уроженца Мерсисайда.
Своим решением Ходжсон, тем не менее, уже подкинул дровишек в разгорающийся костер критики менеджера английской сборной. Далеко не каждый находит вызов Ламберта вдохновляющим – для скептиков, привыкших ассоциировать слово английский со словом «посредственный», приглашение 31-летнего нападающего – повод заявить о новом этапе падения местной футбольной школы. В своем занудстве эти люди еще опаснее нелюбимого ими Ходжсона, ведь они даже болезненнее покупаются на красивую обложку, в которую облачены  досье футболистов больших команд. А на деле Ламберт символизирует собой огромный прогресс способного английского футболиста под руководством английских же тренеров, подтверждающий, что немалая доля брильянтов может искать свой шанс в глубокой трясине, выпадающей из поля зрения менеджеров Премьер-лиги.
 
Рики Ламберт мог бы считать приглашение в сборную главным событием в своей карьере, но мы точно знаем, что останавливаться в своем росте форвард Саутгемптона не привык. Это просто новая веха.