Редкий случай, когда самым адекватным голосом на телевидении выступает Рой Кин. В отличие от коллег по цеху, он не стал распространяться на тему выходки менеджера Ньюкасла Алана Пардью. Ирландец был лаконичен: "Это не мое дело".
фото Getty Images
03 березня 2014, 22:07
Коллеги его не поддержат: инцидент по ходу матча Халл – Ньюкасл стал самой обсуждаемой темой тура и снова поднял волну моралистов, любимой игровой темой которых остается «правильное поведение». Суть ситуации проста. Даже не вступив в перепалку с полузащитником Халла Дэвидом Мейлером (спор рождался на почве вылетевшего за боковую линию мяча), 52-летний тренер предпочел толчкам легкий удар головой, за который регулярно получают красные карточки футболисты. Удар очень легкий, но редкий для тренера.
Как и всегда, Пардс быстро успокоился и виновато отправился на трибуну. После игры менеджер принес свои извинения и был мгновенно наказан собственным клубом, выписавшим ему более чем солидный штраф – в сто тысяч фунтов. Футбольная Ассоциация взялась за свое любимое дело – со всей серьезностью «открыла расследование» вопроса, по итогам которого Алана могут ожидать немалые санкции. Не исключено, что Пардью будет вынесен запрет на посещение матчей Ньюкасла (как минимум, на тренерской скамье) до конца сезона.
Самые радикальные журналисты и вовсе дожидались отставки тренера в тот же вечер, кто-то считает, что Ассоциация может лишить его права работать в Премьер-лиге на долгий срок. Ситуация сюрреалистичная, и в ней каждый находится в плену общественного мнения, которому непременно нужно следовать, давая свою оценку. Упирать на хорошо известные, но часто пустые фразы. Опытнейший Алан Хансен в программе Match of the Day буквально выдавливал из себя слова в вопросе, который вряд ли так уж обескураживает пережившего восьмидесятые шотландского футболиста. «Дети видят, он подает плохой пример…»
Проблема нынешней ситуации усугубляется еще и тем, что Пардью – рецидивист. Уже не раз
он терял контроль над собой у бровки, не раз приносил искренние извинения и обещал исправиться, но теперь дошел до новой отметки. Алан лез в драку с Арсеном Венгером. Был не прочь потолкаться с Мартин О`Нилом из Сандерленда. Обложил отборным матом наставника Манчестер Сити Мануэля Пеллегрини. В начале предыдущего сезона он был настолько вовлечен в игру, что оттолкнул бокового арбитра, закрывавшего ему обзор во время матча Сорок с Тоттенхэмом.
Стоит ли восхищаться поступком менеджера Ньюкасла на этот раз? Разумеется, нет, как не стоит оспаривать необходимость наказания. Другое дело, что общая риторика и страшные планы ФА делают историю абсурдной для понимания, в очередной раз доказывая, что властьпридержащие в любимой игре идут уверенным шагом к тому, чтобы превратить происходящее на поле в борьбу роботов, эмоции которых должны подчиняться четко запрограммированной системе, а вольность – заканчиваться на выборе прически и цвета игровых бутс.
Обозреватели справедливо замечают, что Пардью не учится на своих ошибках, но они же пытаются играть надуманными последствиями его поведения. «Как он может требовать дисциплины от своих футболистов, если подает им такой пример?» — этот вопрос звучит чаще остальных. Хорошо выстроенная логически цепочка обрывается на простом понимании того, что Алан Пардью – один из лучших английских тренеров своего времени. Он остается самым успешным менеджером Вест Хэма со времен Харри Реднаппа, он же – сильнейший специалист у руля Ньюкасла после ухода сэра Бобби Робсона. Если завтра Рой Ходжсон вдруг откажется от своей должности в сборной, первым претендентом на его место среди родоначальников будет именно Пардью. Рецидивист с послужным списком истерик, которые никогда не сказывались на результатах и дисциплине его команд. И, в конце концов, в Ньюкасле уж каким-нибудь сами разберутся с этими вопросами – по-моему, ФА еще не вводила внешнее руководство футбольными клубами.
Излюбленная тема воспитания моральных качеств подрастающего поколения была поднята не только Хансеном. «Детская» полемика заставляет вернуться во времена Эрика Кантона, хладнокровно заявившего, что в его цели и обязанности не входит воспитание детей всей страны – это лежит на плечах их собственных родителей. Индустрия развлечений искусственно создала уже массу «role model» для детишек, она же более естественным образом создала не меньше примеров обратного толка, и во всем этом мире делаемое Аланом Пардью – капля в море.
Футболисты и тренеры должны учить детей тому, с каким трудолюбием следует добиваться поставленных целей, и нюхающий кокаин Адриан Муту находится в ответственности перед собой и своими близкими, а не массами, на которые упирает британская пресса.
Не пытаясь оправдать удар головой, все-таки стоит сказать о том, что Алан Пардью, как никто другой, сохраняет в этой игре настоящие, искренние эмоции. Это черта его характера: Пардс быстро отходит, действительно чувствует себя виноватым, но относится к происходящему на поле со всей душей. Тяжело забыть его сверхэмоциональное празднование гола в концовке одной из встреч прошлого сезона (Алан бросился в толпу болельщиков Ньюкасла), а его перепалки с другими тренерами говорят только об одном – о том, что ему не все равно. Бывший стекольщик, он готов вступиться за своих крепким словцом, его легко завести, но также страсть менеджера переносится и на его сугубо футбольные качества. Не будет преувеличением назвать Пардью одним из лучших тактиков чемпионата Англии – он богат на идеи и не боится экспериментов.
Его больно накажут руководители Ассоциации, но всем, кто так яростно поддерживает их «моральные» решения, следует задуматься о том, в каком направлении этот паровоз тянет нашу любимую игру. Это движение определяется не правильностью удара головой со стороны тренера, а риторикой, которая сопровождает обсуждение этого эпизода.