Выйти за покупками уже не так просто, как прежде — чтобы заполнить корзину нужными продуктами, необходимо иметь не только деньги в кармане.
С каждым новым трансферным окном ситуация на рынке становится запутаннее. Ценообразование уже давно происходит не только на основе взаимодействия спроса и предложения, а влияние искусства продавца становится все весомее в сравнение с затратами производителя. Когда между покупателем и продающим наличествуют еще несколько заинтересованных сторон, ни о какой справочной цене, как говорят экономисты, не может быть и речи.
Вот что такое в нашем, болельщицком, понимании "трансферная сага"? Длительные переговоры, в которые вовлечены минимум три стороны: два клуба (покупатель и продавец) и футболист (товар). По-хорошему, может быть еще несколько желающих подключиться – тех, кому товар тоже интересен и они готовы за него платить. Нам любопытно следить за этим: считать чужие деньги, оценивать, кому и как это может быть выгоднее. Если не вникать, каким способом на самом деле "косится бабло".
История Лазара Марковича уникальна. Серб, которому лишь в марте исполнилось двадцать лет, уже дважды фигурировал в громких и – будем называть вещи своим именами – мутных сделках. В сделках, где были важны слова не только трех участников переговорного процесса.
Будучи семнадцатилетним пареньком, Лазар был признан лучшим игроком сезона в Партизане и попал в символическую сборную сербского чемпионата. Через год СуперЛига вновь определила воспитанника Бораца в число лучших игроков первенства, что только подтвердило огромнейший потенциал футболиста. Так что интерес к его персоне со стороны европейских топ-клубов удивления не вызывал совершенно: это был вполне естественный процесс для давно и удачно работающего на экспорт сербского рынка.
Другое дело, что прогресс Марковича не оставался незамеченным и среди делков, паразитирующих в футбольной среде и наживающихся за счет своих неоправданно больших возможностей. Работая практически без ограничений, агенты и советники создали вокруг себя удивительно удобную атмосферу, став едва ли не важнейшим звеном на трансферном рынке. И в случае со звездой Партизана все, что им было необходимо – сыграть на опережение, прочувствовать момент и ухватиться за него обеими руками. Удивительно ли, что у них это получилось?
Первым был прикормлен лондонский Челси. Руководство и тренерский штаб клуба были уведомлены о подрастающей в Сербии звезде, после чего Синие начали работу по футболисту. Говорят, что Лазар ездил с визитом в столицу Англии в январе 2013 года, однако на том этапе стороны предпочли повременить с трансфером.
Летом того же года стало ясно, что в переговорах точка не ставилась, а президент Партизана Драган Джурич в одном из интервью местной прессе признался, что Челси приобретает игрока, после чего отдает его в аренду на два года в Бенфику. Тем удивительнее было то, что совсем скоро лиссабонцы на своем официальном сайте сообщили о подписании пятилетнего контракта с Марковичем! Ориентировочно игрок обошелся Орлам в 6,5 млн евро.
Недостаточно запутанно? Просто это еще не далеко не все.
Во-первых, лиссабонцы фактически купили только 50% трансферных прав на Марковича, тогда как остальная половина оказалась в руках у хорошо известного в футбольном мире агента Пини Захави. Того самого, который поучаствовал в скандальном трансфере Эшли Коула из Арсенала в Челси, того самого, который едва не оформил переход в тот же Челси Рио Фердинанда, того самого, который разбогател на 3,64 млн фунтов за трансфер Якубу Айегбени из Портсмута в Миддлсбро. В конце концов, того самого Захави, который вместе с Киа Джурабчяном занимался трудоустройством Карлоса Тевеса и Хавьера Маскерано в Англию.
В то же время боссы Челси, казалось бы, проиграв Бенфике гонку за талантливого футболиста, определенно не без помощи от третьей стороны договорились с Бенфикой о праве выкупа контракта футболиста за 15 миллионов евро. При том, что португальской стороне, по вышеназванным причинам, могла достаться лишь половина этой суммы.
И это была лишь первая часть всей неразберихи, связанной с карьерой молодого футболиста. Всего через год все пошло по-новому.
Маркович на удивление быстро стал своим в Бенфике. Он выиграл конкуренцию у Олы Джона, Филипа Джуричича и Миралема Сулеймани, став одним из ключевых игроков команды Жорже Жезуша. Учитывая то, какого успеха лиссабонцы добились за этот сезон, и то, какую роль в этой команде играл Лазар, интерес к его персоне только увеличился. В последние недели за него развернулась нешуточная борьба на трансферном рынке, и первыми в очереди были Ливерпуль и — да неужели! — Челси.
И здесь снова свое веское слово сказала третья сторона. В случае перехода Марковича в Челси Захави получил бы "всего" 7,5 миллиона евро. Естественно, деньги громадные, но когда можно получить больше, зачем от этого отказываться, верно? Поскольку лиссабонцы по предварительной договоренности фактически не имели права отказать клубу Романа Абрамовича, решающее слово осталось за самим футболистом. С которым просто нужно было провести разъяснительную работу. А подходящих слов в арсенале таких мастеров своего дела, как Пини Захави, всегда в достатке.
В итоге на арену был выведен второй покупатель в лице Ливерпуля, покупатель, готовый после продажи Луиса Суареса оформить более щедрое предложение. Захави и Ко сделали все возможное, чтобы выиграли все: и продавец, и покупатель, и "товар". Продавец в лице Бенфики получил вместо 7,5 млн евро – 12,5, покупатель за сравнительно небольшие деньги приобрел одного из наиболее талантливых футболистов Европы своего возраста, а "товар" оказался в том клубе, где молодым игрокам доверяют и не стесняются делать на них ставку.
С носом остался только Челси. Но кто же им виноват – они ведь знали, с кем связываются. Захави с Челси вел дела неоднократно. Только вот прежде он обычно был на их стороне. Но...
Это бизнес. Ничего личного, господа.
Василий Обараз, Football.ua
P.S.: автор выражает отдельную благодарность за оказанную помощь в написании материала Яну Хагену (@Portuball)