«Он наглый и высокомерный, но укажите ему цель — и он уже в пути, как заводная игрушка». Дефо в шаге от перехода в Сандерленд, и Густаво Пойет должен сделать все, чтобы направить Джермейна на цель, которую он никогда не считал достойной себя — сохранение для команды места в Премьер-лиге.

Черные коты полны отчаяния. Их лучшие бомбардиры — Стивен Флетчер и Адам Джонсон — забили по четыре мяча в нынешнем чемпионате, а по общему количеству голов Сандерленд превосходит одну только Астон Виллу. Это вынуждает руководство клуба подписывать с 32-летним форвардом, лучшие годы которого остались позади, контракт на три с половиной года. И платить ему еженедельно по 70 тысяч фунтов. Дефо имел еще несколько вариантов в Премьер-лиге, но ни один другой клуб не предложил ему бы таких финансовых условий.

Наиболее запоминающимся событием из жизни Сандерленда в нынешнем сезоне остается поражение 0:8 в игре с Саутгемптоном, но не оборона остается главной проблемой Пойета. С момента своего переезда на Стадион Света уругваец так и не дал понять, в какой именно футбол хочет играть его команда. Испробованная в ряде матчей тактика общекомандной обороны — определенно не путь, а лишь единственный выход, который Пойет видит в нынешней ситуации. Сандерленд наверняка снова будет вести борьбу за выживание (у Черных котов одно очко отрыва от зоны вылета), и Густаво прекрасно помнит о том, что невероятное спасение в концовке минувшего сезона сохранило ему работу и доверие болельщиков, уставших от частой смены тренеров, каждый из которых в итоге становился заложником своих идей. Точнее, отсутствия оных. Пойет в этом случае не исключение на фоне Стива Брюса и Мартина О`Нила, и похвастаться он вправе только перед Паоло Ди Канио, период деятельности которого был оборван во избежание катастрофы.

Густаво заработал себе вистов в минувшем сезоне, когда его команда, миновав Челси и Манчестер Юнайтед, пробилась в финал Кубка Лиги. Его временная ставка работала в матчах с серьезными оппонентами: менеджер использовал Жози Алтидора, забившего один гол за полтора года выступлений в Премьер-лиге, как широкоплечую машину в чужой штрафной, выигрывавшую мячи для своих партнеров. Также Пойет имел арендованного у Ливерпуля Фабио Борини, но очень быстро маневры утратили свой эффект в виду предсказуемости. Невероятный всплеск Коннора Уикэма породил чудо концовки сезона, и ударение на слове «чудо» здесь обязательно — у успехов на полях Челси, Ман Сити и МЮ не было конкретных объяснений, а Уикэм, отправившийся играть на левый фланг, снова выглядит футболистом, за которого пять лет назад по какому-то недоразумению отдали огромные деньги Ипсвичу.

Из подписанных летом исполнителей вклад в успехи (три победы в 21 поединке) Черных котов сделали только голкипер Костел Пантилимон и левый защитник Патрик ван Анхольт. История с необъяснимой тратой денег за пределами острова продолжается не первый год (пусть скандальный менеджер Роберто Де Фанти и покинул клуб), и болельщики по-прежнему остаются перед тем фактом, что игра команды базируется на форме и самочувствии блистательного разрушителя Ли Каттермола. Вместе с Пантилимоном он делает Черных котов трудно преодолимым оппонентом, который при этом не знает, как атаковать чужие ворота. Тактика была испробована еще Мартином О`Нилом, но тогдашний Стивен Флетчер был на голову лучшего нынешнего: пару лет назад футболистам Сандерленда было достаточно вынести мяч к чужой штрафной, чтобы шотландец сделал свое дело.

Подписание Дефо — одного из лучших английских форвардов последнего десятилетия — дело благое. В составе Вест Хэма, Портсмута и дважды Тоттенхэма Джермейн забил более сотни мячей в чемпионате, также став пятым бомбардиром в истории Шпор. У него девятнадцать мячей в 55-ти играх за национальную сборную, он — один из четырех футболистов в истории Премьер-лиги, забивавших пять мячей в одном поединке. Его форма никогда не была стабильной — последний по-настоящему сильный сезон на его счету завершился в 2010-м, когда Джермейн забил за Тоттенхэм 18 мячей. Но неоспоримы и его способности: будучи в форме, маленький нападающий не просто терроризирует защиту своим движением — он также готов нанести точный удар с позиции, в которой большинство оппонентов ожидают банального кросса. В те же лучшие дни Дефо не только забивает, но украшает матч своим выступлением.

Учитывая его таланты, можно вести спор о причинах, из-за которых Джермейн лишь однажды сыграл в Лиге чемпионов и периодически выпадал из поля зрения. Работоспособность Дефо не ставится под сомнение — мы говорим о одержимом спортсмене, не употребляющим алкоголь и дотошно следящим за своей физической формой. Здесь следует обратиться к упомянутому Реднаппом высокомерию: на поле Дефо часто играет сам по себе, не замечает партнеров и ищет любые — не всегда выгодные — возможности, чтобы добавить еще один мяч в своей зачет. Это, в конце концов, сделало его запасным в Тоттенхэме, где тренеры все же пытались найти игровой баланс, но это может быть не так плохо для Сандерленда, где центральный нападающий в девяноста процентах случаях лишен вменяемой поддержки из глубины. Дефо из тех футболистов, которые умеют создавать голы в одиночку. Это, конечно, последняя надежда: Пойету по-прежнему нужно требовать большего от своих полузащитников, не надеясь на озарения наиболее одаренного из них, Адама Джонсона.

Большой вопрос также касается формы самого Джермейна, проведшего последний год в Канаде. Его роман с клубом Торонто начинался с вдохновляющего звонка Дрейка, местной музыкальной звезды, и одиннадцати голов, а завершился ссорой с клубным руководством. В августе форвард отправился в Лондон для качественного медообследования своего повреждения, британская пресса тут же приписала ему интерес со стороны нескольких клубов, и президент Торонто выпалил обидными словами: «Если не хочет играть за нас, пусть убирается к чертовой матери».

Джермейна легко обидеть. Он не может прийти в себя после того, как Рой Ходжсон оставил его вне заявки на последний чемпионат мира. Менеджер англичан объяснил это футболисту желанием по максимуму использовать молодежь, но Дефо этого было мало. Он по-прежнему уверен, что может немало дать Трем львам и видит единственным местом своего сияния английский чемпионат. Слова президента Торонто были несправедливыми, но в глубине души британец и вправду грустил: МЛС не дает достаточного внимания и драйва.

Спустя всего год после отъезда Дефо возвращается в Премьер-лигу. Густаво Пойет надеется на то, что самоуверенность форварда является прямым следствием его реальной физической формы, но ему нельзя забывать о послании Харри — этот наглый и высокомерный парень заведется только в том случае, если ему указать цель. Сандерленду крайне необходимо завести хотя бы одну игрушку в своем сонном атакующем царстве.