Нападающий Саутгемптона не просто дебютировал в национальной сборной в 31 год. В тот же день его жена родила третьего ребенка. Что произошло на поле Уэмбли? Выйдя на замену, Ламберт забил первым касанием — ударом головой — и принес англичанам победу в товарищеском матче с шотландцами. Он забьет в своей второй игре снова, в матче отбора на поле Молдовы. Сделает достаточно, чтобы в мае следующего года попасть в заявку на чемпионат мира. В Бразилии.

Режиссеру пришлось бы много работать над саундтреком: не только каждый поворот, но даже каждый нюанс истории тянул на мощное музыкальное сопровождение.

И ведь мы не сказали о главном. В апреле Ламберт, признанный бомбардир и лидер Саутгемптона, публично признался, что он не против завершить карьеру на Сент-Мэри. Это было до того разговора с агентом, после которого форвард еще долго не мог прийти в себя: он на полном серьезе рассказал ему об интересе Ливерпуля. В сознании Ламберта это звучало много больше, чем интерес мадридского Реала и Барселоны, но еще месяц он должен был всеми силами держать новость в себе. В Бразилию он поехал игроком клуба, чей логотип уже много лет был прорисован иглой на его плече.

«Лучшее воспоминание? Конечно, Стамбул», – говорит Ламберт с улыбкой. Профессиональный футболист, выступавший все эти годы на четырех основных уровнях английского футбола, рассуждает как болельщик. На секунду можно подумать, что достижения Ливерпуля значат для него больше, чем успехи собственной карьеры. Он был на всех домашних играх той кампании, и вечер домашней победы над Челси в полуфинале Лиги чемпионов вспоминает почти так же, как и первый гол в составе английской сборной.

Ламберт — не просто «один из парней поколения Ливерпуля». Он родился в нескольких милях от города, и с детства бредил красными цветами. В 15 лет Рики был отпущен клубной школой, оказавшись недостаточно хорошим для подписания профессионального контракта. Многие ребята его возраста забывают о футболе, как о глупой детской мечте, и Рики был близок к этому. «Life goes on», — сказал он себя однажды, и больше не останавливался. Пусть это будет Макклсфилд. Пусть он будет совмещать игру с работой на заводе и занятиями в колледже. Главное, что он будет играть и, по крайней мере, жить мечтой. Ведь какой смысл без нее?

И этот путь — сквозь Стокпорт, Рочдейл и Бристоль Роверс — стал выстраданной трудом основой для сценария, написанного после выхода Саутгемптона в Премьер-лигу. Ламберт брал каждый новый уровень. Хорошие тренеры нередко рождаются из посредственных футболистов: те имеют немало времени для изучения игры. Что-то подобное бывает и с поздно раскрывшимися футболистами. Ливерпуль лишил 15-летнего Ламберта необходимости гнаться за временем с малых лет, и годы, проведенные вдали от футбольных масс, помогли Рики сформировать футбольный интеллект. Скорость — да, то единственное, чего ему не хватало, но те, кто стремглав мчал к признанию, когда Ламберт выступал в Лиге 2, были давно на обочине в июне прошлого года. Когда Рики стал игроком Ливерпуля и поехал в Бразилию.

Чемпионат мира завершился для Англии неудачей, а менеджер Рой Ходжсон получил немало критики — в том числе за почти полное игнорирование нового форварда мерсисайдцев. Красные провели свой лучший сезон в истории Премьер-лиги и едва не стали чемпионами Англии. Рики приходил в Ливерпуль мечты, где тренер также верно оценивал его возможности. Ламберт никогда не был «столбом»: Ливерпуль подписал игрока широкого атакующего профиля, о чем не уставал повторять Роджерс.

Истории жизненного и спортивного взлета имеют свой предел.

Как хит летнего кинопроката, Ламберт был вскоре забыт. Ливерпуль проваливался по всем фронтам, Роджерс паниковал и искал способы перестроения атаки — в найденном варианте место на острие было отдано мобильному Рахиму Стерлингу, а не медленному, но много думающему Ламберту. Он так и не забил на глазах Копа, но оформил великолепный гол в выездном матче против Кристал Пэлас. Он отметился в воротах болгарского Лудогорца, реализовав еще одну детскую мечту — гол в Лиге чемпионов. Новая вершина уже не интересовала окружающих: время Рики на поле было максимально ограничено, а его «камео» не заставляли Роджерса изменить отношение к футболисту. Во всех прежних командах Ламберт имел максимум игрового времени — только так ему удавалось наладить взаимодействие с партнерами и стать лидером по количеству голов/передач в Саутгемптоне.

В бесславной истории одного года в любимом клубе нет виновных. Обстоятельства сложились таким образом, что главная мечта Рики Ламберта не была реализована по законам Голливуда, и ему пришлось покинуть Анфилд почти незаметно. Разочарование будет разъедать изнутри, но ему найдется чем потушить боль: момент перехода в Ливерпуль, чувство в момент празднования с болельщиками забитого мяча Астон Вилле — это все казалось немного сюрреалистичным для человека, который вплоть до тридцати лет посещал Анфилд как зритель.

Зимой он отказался переходить в ту же Виллу, где его хотел видеть тренер-однофамилец. Ламберт был отчаянно настроен бороться, но уже по завершении сезона это желание потеряло всякий смысл. Ливерпуль подписал трех новых форвардов и затеял реорганизацию, в которой Рики могло не найтись места даже в общей заявке.

Контракт с Вест Бромом был подписан в пятницу утром. Вечером того же дня 33-летний Рики Ламберт сыграл в товарищеском матче Дроздов с Бристоль Роверс и оформил дубль. Life goes on.