Клопп никогда не намеревался быть футбольным революционером. Сперва он хотел стать врачом. К счастью для Майнца, Боруссии и Ливерпуля, а может и для немецкой системы здравоохранения, у него с этим не сложилось.

"Когда я стал тренером, то не думал, что буду проводить революцию в футболе. Вовсе нет".

"Да и как это могло произойти? – объясняет Клопп в книге "Читая игру", впервые опубликованной на английском языке совсем недавно. – Я никогда особо не задумывался о "футболе" как таковом, а только о тех конкретных компонентах, которые мне было необходимо улучшить: выносливость, более агрессивный прессинг. Я даже никогда не представлял, что выиграю чемпионат. Никогда".

"Я не верил своему счастью, когда получил возможность стать тренером. Но это произошло, и я работаю до сих пор. Благодаря этому у нас был полностью немецкий финал Лиги чемпионов в 2013 году…"

"Финал, который Ваша Боруссия проиграла Баварии со счетом 1:2", — перебивает немецкий журналист. 

"Я не считаю, что это лишь упущенная возможность завоевать трофей. Вовсе так не думаю, — отвечает Клопп. – Трофеи и медали – все это убирают куда-то в клубный музей, и потом никто не помнит, когда и кто что выиграл. Важен момент сам по себе, важны воспоминания об игре, о том, как ты был частью всего этого. В этом вся суть. В опыте".

Разговаривал с Клоппом немецкий писатель Моритц Ринке, который встретился с 48-летним тренером за несколько дней до его последнего домашнего матча в Боруссии. Ринке составил книгу, в которой рассказывается обо всех играх Дортмунда на Сигнал Идуна Парк в прошлом сезоне, который команда Клоппа начала победой в Суперкубке над Баварией, к Рождеству скатилась в зону вылета, но в итоге сумела пробиться на седьмое место – в Лигу Европы – перед тем, как проиграть Вольфсбургу в финале Кубка Германии. История, заслуживающая внимания.

Неудивительно, что, по мнению жены Клоппа – Уллы Сандрок, постоянное давление не прошло даром для ее мужа.

Клопп подтвердил, что именно травмы, а не усталость после чемпионата мира сказались на проблемах Дортмунда: "Нужно было переждать это вплоть до финального свистка последнего матча перед зимним перерывом в Бремене. После него я пришел домой, и жене пришлось напомнить мне, что я проиграл, потому что настроение у меня было отличное".

"Мы только что проиграли в Бремене, оказавшись на 17 или 18 месте в таблице в тот вечер, а это значило, что Рождество придется провести в зоне вылета. А я пришел домой, чувствуя себя как новый человек. Поэтому я был уверен, что теперь мы сможем найти способ решить наши проблемы".

"К счастью, нам это удалось. Наша игра и результаты во второй половине сезона оправдали или даже превзошли ожидания, хотя это мало кто почувствовал. Все были подавлены тем, что произошло ранее".

Клопп заявляет, что "никогда не читает газет" и может отстраниться от эмоционального напряжения игры сразу после финального свистка. "Честно говоря, для меня футбол – смертельно серьезная вещь, но только на протяжении 90 минут – и все", — говорит он.

"Весь цирк, построенный вокруг него, хорошие и плохие герои – это все бред; к счастью, я не дурак и понимаю это. Так что предпочитаю относиться с юмором ко всему этому".

Ринке попытался узнать, поддерживает ли нынешний тренер Ливерпуля слова Билла Шенкли о том, что футбол важнее жизни и смерти. 

Клопп, который приводит камбэк Боруссии в матче против Малаги в четвертьфинале Лиги чемпионов 2013 года как пример своих наиболее сильных переживаний, признается: "Несомненно, эти 90 минут – своего рода чрезвычайная ситуация для меня, и после матча я не всегда могу рационально объяснить свое поведение. Нет, в эти полтора часа не решаются вопросы жизни и смерти, но я бы сказал, что это очень близко".  Тренер Ливерпуля отрицает утверждения о том, что он создал в Дортмунде "культ Клоппа", который послужил причиной прошлогоднего спада в игре команды. 

Немецкий философ Вольфрам Айленбергер заявил, что "необоснованная вера Боруссии в спасителя" привела к проблемам в прошлом сезоне.

Тем не менее, сам Клопп настаивает на том, что никогда не пытался завоевать статус "полубога".

"Полная чушь,- отвечает он. – Я хочу, чтобы клуб зависел от меня не больше, чем претендую на статус лучшего тренера в мире. Все время, что я провел там, я говорил: перестаньте делать полубога из каждого, кто имеет отношение к футболу. То, что я всегда брал на себя полную ответственность за поражения, а не игроки, – это всего лишь мой стиль, я так делаю всегда. По-другому не может быть".

После уверенной победы над Манчестер Сити болельщики Ливерпуля счастливы, что в жизни Клоппа все сложилось именно так. А ведь он мог пойти и другим путем, если бы реализовал свои детские мечты. На вопрос о том, кем он хотел стать в детстве, Клопп отвечает: "Доктором, вообще-то. Думаю, у меня до сих пор иногда проявляется "синдром спасателя". Но не буду никого обманывать, мне кажется, что я никогда не был достаточно умен для медицинской карьеры. Когда мне вручали сертификат, руководитель сказал мне: "Надеюсь, с футболом у тебя все получится, иначе дела у тебя плохи"".

Перевод Юрия Паустовского