В интервью Daily Mail полузащитник Манчестер Сити Кевин де Брайне рассказал, почему у Сити в последнее время не ладится игра, описал свои отношения с Моуриньо и объяснил, почему не остался в Вольфсбурге еще на один сезон.
Сезон для Манчестер Сити продолжает складываться мягко говоря проблематично, но у самого Кевина де Брайне дела идут неплохо. Незадолго до этого интервью, в понедельник, де Брайне узнал, что его номинировали на Золотой мяч, а статистические показатели говорят, что бельгиец создал больше голевых моментов — 24 — чем любой другой футболист Премьер-лиги в этом сезоне.
Не прошло и 14 месяцев, как 25-летний парень вернулся в Англию из немецкого Вольфсбурга. Многие недоумевали: как игрок, которого Челси продал за 18 млн фунтов в январе 2014-го может через полтора года стоить уже 55 млн? Хотя, похоже, де Брайне уже дал ответ на этот вопрос.
"Естественно, это очень льстит, — говорит он. — После возвращения в Англию люди смотрят на меня совершенно иначе. Видите, как много всего может измениться за один сезон. Все помнили, каким я уходил из Челси, и теперь я рад, что болельщики изменили свое мнение".
Если значение де Брайне в нынешней Премьер-лиге не подлежит сомнению, то его команде все еще нужно кое над чем поработать. Спринтерский старт сезона уже в прошлом, а воскресная ничья 1:1 дома с Саутгемтоном продлила безвыигрышную серию до пяти матчей (в среду она продлилась до шести игр после поражения МЮ).
В воскресенье на Этихаде хозяев даже слегка освистывали. Рефери, конечно, тоже получил свою порцию гнева болельщиков, но часть его была направлена и на игроков. А 50-минутное обращение Пепа Гвардиолы к команде в раздевалке только подкрепило уверенность в том, что в Сити нужно что-то подправить.
"Он просто сказал нам, что нужно верить, — признается де Брайне. — Он требует, чтобы мы не сомневались в своей игре. Чтобы мы знали: Ман Сити сейчас играет правильно. Вот об этом он нам и сказал. Хотя наш стиль подразумевает много рисков — об этом мы тоже не забываем".
"Я понимаю, то мир АПЛ не особо терпелив, но мы сейчас пытаемся реализовать нечто совсем новое. Так что нас ждут взлеты и падения. Остальные команды к нам адаптируются, но, в конце концов, все будет в порядке. Сейчас мы знаем только то, что нужно выучить все до мелочей, чтобы система работала".
Вот в этом, наверное, и заключается проблема нынешнего Сити. Если что-то должно работать идеально, чтобы работать вообще, — оправдан ли риск?
Де Брайне не сомневается по этому поводу. Сити выиграл первые десять матчей текущего сезона — этого золотого отрезка хватило, чтобы Кевин убедился в правильности методов Гвардиолы.
"Мне тогда очень нравилось находиться в этой команде, — вспоминает он. — Мы играем так, как хотят играть многие, но далеко не всем это по зубам. Это не так просто, как кажется. За кулисами остается тяжелая, изнурительная работа — многим бы это не понравилось. Но если речь идет об одном из сильнейших клубов мира, которому удается при этом не растерять слишком много очков, это просто отлично". Гвардиола пообещал не изменять своей философии, несмотря на сбои в его системе.
Де Брайне также отметил, что текущее расписание матчей существенно ограничивает время тренировок, необходимое, чтобы "смазать" все механизмы — так что, вполне возможно, в ближайшее время проблемы никуда не денутся.
"Мы постоянно играем, поэтому не получается как следует потренироваться — от этого только труднее, — говорит он. — Те голы, что мы пропускали, — это больше наши ошибки, чем успехи соперника. Так что если получится их минимизировать, все должно наладиться, мы уверены. Если бы тренер сейчас изменил свой стиль, многие бы спросили: почему? Не самый выгодный расклад для него. В любом случае, с чего это вдруг Гвардиола должен менять свои методы, переехав в Англию? Вот так он рассуждает. И вряд ли Пеп передумает".
"Он уже достиг нереальных высот, играя в своем стиле, — естественно, он старается придерживаться его и сейчас; я его понимаю. Мы об этом уже говорили перед началом сезона. Если у нас ничего не получится, критика будет куда жестче, чем раньше. Но если не считать матч с Саутгемптоном и поражение Шпорам, остальные игры мы провели очень даже неплохо".
"В футболе постоянно приходится принимать новые вызовы. Нужно лишь уметь адаптироваться к разным условиям, иначе не будешь приносить пользу своей команде. А в таком случае лучше всего просто уйти".
С этим не поспоришь. Гвардиола уже продемонстрировал свою решительность и безжалостность — даже Серхио Агуэро временами оказывается на скамейке запасных. Голкипер Джо Харт и вовсе на правах аренды отправился в Торино, не удовлетворив Гвардиолу, хотя его замена Клаудио Браво, купленный у Барселоны, пока что тоже далеко не блещет.
"Клаудио сейчас очень непросто, ведь он существенно отличается от Джо, — говорит де Брайне. — К тому же Джо местный — это тоже аргумент против Браво. Играет он совсем иначе. Всем известно, что Пеп любит вратарей, которым нравится часто вступать в игру. Поэтому когда Клаудио ошибается в игре ногами, недоброжелатели обязательно скажут, что в игре ногами он ничуть не лучше Харта. Если он отдаст одну неточную передачу, они сразу налетят с криками: "Вот, смотрите! Зачем его вообще купили?" Так что ему непросто. Понятно, что он ничем не виноват перед Джо. Клаудио очень хороший вратарь, но у него сейчас сложный период. Ну допустил он пару ошибок, всякое бывает. Мы в него верим. Он именно тот, кто нам нужен".
Де Брайне уехал из своего родного Дронгена в 14 лет на целых 80 миль, чтобы играть за Генк. Временами ему бывало одиноко, хотя из-за специфического акцента на него постоянно обращали внимание. Жизнь и карьера подкинули ему немало препятствий. Большую их часть Кевин преодолел. Он молод, но уже способен принимать очень важные решение. Когда мы напомнили де Брайне, что один из бывших тренеров — бельгиец Хейн Ванхазебрук — называл его "Кройффом своего поколения", он и глазом не моргнул. "Люди разное говорят, — ответил Кевин. — Я видел записи некоторых матчей Кройффа, но не очень много".
Один эпизод карьеры в Челси под руководством Жозе Моуриньо ему запомнился очень хорошо. Успехи в Сити наконец-то обеспечили ему достаточную уверенность в собственных силах, чтобы открыто изложить свое мнение о комментариях Моуриньо по поводу того, что бельгиец просто не способен был бороться за место в основном составе — поэтому от него и избавились.
"Я не мог ничего сказать до тех пор, пока не начал играть, — говорит де Брайне. — Если он говорит что-нибудь прессе, журналисты верят, потому что в тот момент верить больше нечему — только его словам".
"Я не согласен с ним; я не такой, как говорил Моуриньо. Я всегда хочу играть. Я уже выходил на поле сотни раз, при том, что мне всего 25 лет. Думаю, это говорит само за себя, другого ответа на выпады Моуриньо не требуется".
"Да и перейдя в Челси я уже имел немало матчей за спиной. Я не чувствовал себя обычным 20-летним игроком. В Бельгии мне довелось отыграть не один год, затем в Германии на правах аренды из Челси".
"Думаю, в Челси меня видели другим. Я был молод, но уже достаточно опытен. Возможно, если бы я пробился из молодежки, то и был бы доволен десятью матчами за сезон; но все было иначе".
"По-моему, я был готов играть. В газетах писали, что я все еще слишком молод для основного состава Челси, но, наверное, футболист никогда не бывает слишком молод. Готов — значит готов. Если не ошибаюсь, Эден Азар был примерно в моем возрасте, когда выходил на поле, так что это немного странно — говорить, что один парень слишком молод, а другой достаточно взрослый. Они просто пытались сказать, что один из нас недостаточно хорош — вот и все".
Незначительное повреждение лодыжки не позволило де Брайне выйти на поле в матче с Юнайтед. Но в противостоянии с Красными Дьяволами Кевин уже сделал свой вклад, открыв счет в победном для Сити матче на Олд Траффорд вначале сезона.
"У меня нет никаких проблем с Жозе, — пожимает плечами бельгиец. — В некотором смысле, это был даже полезный опыт. Больше нигде меня так долго не держали на скамейке — это помогло мне понять кое-что новое, я научился вести себя и в таких ситуациях. Многое узнал о себе. А вообще — я не жалею, что решил уйти".
После перехода в Вольфсбург на постоянной основе в январе 2014 года де Брайне расцвел. Юрген Клопп уже хотел подписать его в Боруссию, Гвардиола — в Баварию; но Кевин решил вернуться на Туманный Альбион, в Сити. Хотя он даже был не против остаться в Вольфсбурге еще на один сезон, но, узнав, что его девушка Мишель беременна, Кевин решил переехать.
"Я очень уверен в себе на футбольном поле. Но и за его пределами я делаю то, что считаю нужным, живу так, как мне хочется, — говорит он. — Беременность многое изменила. Да, я мог остаться еще на год в Германии, но это был правильный момент для переезда. Мы решили, что не стоит рожать ребенка и спустя два месяца уезжать в другую страну, полностью менять обстановку. Это помогло мне принять решение. А сейчас мы абсолютно счастливы, и у моего сына, Мэйсона, в Англии все чудесно".
Как можно в нескольких словах описать футбольную философию Пепа Гвардиолы? "Высокий прессинг. Организованность. И свобода".
Последняя часть — это интересно. Одним футболистам свобода идет на пользу, а другим — нет. Мы спросили, дает ли Гвардиола своим игрокам на дом диски с видеозаписями, как многие современные тренеры.
"Нет, он никогда такого не делает, — ответил Кевин. — Мы часто встречаемся лично на тренировочной базе, но на такие личные вещи это не распространяется. У нас предостаточно свободы. Это очень важно — нельзя забивать мозги лишними вещами. Если в голове с утра до вечера один футбол, это не всегда приносит хорошие плоды".
"Иногда перед матчами мы ночуем дома, это помогает. Да, мы здесь завтракаем, обедаем после тренировки, иногда тренер тоже присутствует. Но у нас нет четкого расписания по питанию. Мы едим когда хочется — главное, чтобы это было здесь, на базе. Я же говорю — свобода".
Клопп и Почеттино неплохо справились с командой Гвардиолы в этом сезоне. "У них было время. Клопп в Ливерпуле уже год, Тоттенхэм в первый сезон с Почеттино тоже не впечатлял. Надеюсь, нам хватит времени, чтобы реализовать задуманное. Мы постоянно играем очень высоко против десяти соперников на малом пространстве, а противник — против трех-четырех на огромном куске поля. Поэтому нам сложнее защищаться, хотя с этим ничего не поделаешь. Нас критикуют, но мы сами знаем, что делаем правильно, а что — нет. Правда всегда где-то между строчками. Но мы знаем, где ее искать".
Иэн Лэйдимэн, Daily Mail