Юрген Клопп красочно описывает момент, когда в семилетнем возрасте он влюбился в европейский футбол. Он вызывает в воображении радиотрансляции, экзотические имена и стадионы, а также особое чувство, которое охватывает города, народы и целые континенты.

"Ты всегда знал, когда будут важные матчи, – говорит он. – Мама готовила для меня ванну, включала радио, и я оставался в ней на полтора часа. Я всегда был хорошо вымыт. Я вспоминаю легенды, связанные с турниром, – великих немецких игроков из Баварии и тогдашней Боруссии Менхенгладбах… Райнера Бонхоффа, Берти Фогтса, Ули Штилике и Юппа Хайнкеса".

Эти великие немецкие команды обыгрывал Ливерпуль – напоминаю я ему. Принимал ли он ванну в день финала Кубка европейских чемпионов-1977?

"Если бы в разговоре с немцами тебе нужно было назвать один клуб, с которым ассоциируются еврокубковые вечера, то это Ливерпуль, – говорит он. – Не отдельный матч или финал. Это была целая эпоха. В детстве всегда хотелось почитать о том, как сыграла немецкая команда. И ты непременно сталкивался с именами великих английских команд, против которых они играли. Это остается в памяти".

Энтузиазм Клоппа возбуждает совсем свежее событие. Вне зависимости от результата матча с Тоттенхэмом в финале Лиги чемпионов, он, вероятно, уже вписал свое имя в славную историю Энфилда. На мгновение он снова становится ребенком.

"Если бы я посмотрел матч против Барселоны в семилетнем возрасте, я бы его запомнил", – говорит он.

"Все, кто увлекается футболом, понимают, насколько уникальным было это событие, такое не часто увидишь в своей жизни. Ливерпуль прошел путь от не самой привлекательной девушки на деревне до супермодели".

"Мы снова являемся одним из пяти-шести сильнейших клубов Европы. Не знаю, когда это было в последний раз, но давно. Поэтому я очень рад за наших болельщиков. Они видят, как выступает их клуб, и думают: "Только посмотрите, посмотрите, как играют "красные". Это Ливерпуль". Такое у нас сейчас чувство".

"Если я теперь хочу подписать игрока, мне больше не нужно убеждать его, рассказывать, что представляет из себя Ливерпуль. Это очевидно. Никогда не получал столько сообщений, как после матчей с Барселоной. Все смотрели и думали: "Вау! Что это было?" Никогда не получал столько комплиментов за выступление своей команды".

"Не знаю, сколько людей смотрели этот матч, но думаю, что по всему миру их наберется немало. В этом также его уникальность – один матч, полуфинал. Ни к одной другой игре на планете не было приковано столько внимания".

Будь ты игрок, тренер, болельщик или эксперт, восторг такого семилетнего мальчишки тебя никогда не покидает, особенно когда звучит гимн Лиги чемпионов. В юности мое воображение потрясал великолепный Милан середины 80-х с Франко Барези, Аллесандро Костакуртой и Марко Ван Бастеном. Когда я был футболистом, ничто не могло сравниться с выступлениями на одном поле с величайшими игроками моего времени. Я рассказываю Клоппу о том, что после окончания карьеры мне больше всего не хватает еврокубковых соревнований. Я замечаю в нем такой же энтузиазм.

"Я люблю Лигу чемпионов. Люблю ее такой, какой она является сейчас. Не думаю, что в нее стоит вносить изменения. Она такая, какой и должна быть", – говорит он.

"Ты играешь против сильных команд, а на групповом этапе у других команд всегда есть возможность удивить всех. Црвена Звезда не маленький клуб. Хотя в новейшей истории позиции Црвены Звезды и Ливерпуля немного изменились, это не помешало им переиграть нас. Это делает Лигу чемпионов особенной".

"Также я люблю еврокубковые вечера. Это особое чувство, когда включается освещение на стадионе. Весь день уходит на подготовку – небольшое занятие утром, затем приближается игра и понеслось!"

"И конечно, половину из этих матчей мы проводим на Энфилде, что я также очень люблю".

Готовясь к третьему европейскому финалу в качестве тренера Ливерпуля, Клоппу часто приходится слышать довод, что одного опыта недостаточно. Необходимо еще кое-что. Победный дух.

Хотя Клоппу пока не удалось выиграть ни одного трофея с Ливерпулем, мне кажется, он может обеспечить золотую эпоху на Энфилде.

"Если учитывать трофеи, не уверен, что это возможно в эпоху Манчестер Сити, потому что есть одна команды на голову выше остальных, и мы должны сражаться как сумасшедшие, чтобы приблизиться к ним", – отвечает он.

"Но с точки зрения развития и зрелищности, золотая эпоха возможна. Для меня она уже наступила".

"Могут ли болельщики Ливерпуля быть несчастливыми? Может ли кому-то не нравиться наша игра? Шаг за шагом мы приближаемся к вершине. Да, мы снова не добились успеха в АПЛ из-за Сити, но мы пробились в очередной финал и по-прежнему настроены на победу".

"Может ли кто-кто гарантировать трофеи? Я не могу. Но что касается развития клуба и его текущего положения – мы уже добились успеха".

"В этом сезоне мы впервые боролись за чемпионский титул в Премьер-лиге. До этого мы не обладали достаточным арсеналом, чтобы бороться за титул. В этом сезоне, после первых пяти игр, появилось ощущение, что у нас идет игра и мы можем попытаться. Это позволило нам выйти на новый уровень, как и Сити. Теперь мы должны повторять это снова и снова".

"За последние три сезона мы не проиграли ни одной дуэли в плей-офф европейских соревнований. Могу ли я сесть и представить, что мы стопроцентно выиграем этот финал? Я не сделаю этого ни перед одной игрой. Это футбол. Могу лишь сказать, что еще никогда мы не были так хорошо подготовлены, как сейчас".

"Мне не верится, что в период с 2013-го под 2019 год я был в четырех еврокубковых финалах с Боруссией Дортмунд и Ливерпулем. Как такое возможно? Мы проиграли три из них, от чего мне не очень хорошо".

"Но у меня еще никогда не было такой хорошей команды. Это лучшая команда, с которой я выходил в финал. У Дортмунда была хорошая команда, но Бавария была намного опытней. В итоге решить исход того матча на Уэмбли Баварии позволила удача. Все правильно. Удача нужна. У нас ее не было. 1:2. Всем спасибо".

"Матч с Севильей пришелся на конец самого тяжелого сезона в моей карьере. Спустя три дня после заключительного тура в Премьер-лиге мы отправились в Базель, и Севилья также была более опытной, чем мы. В прошлом сезоне мы играли против самой опытной команды, которая когда-либо была у мадридского Реала".

"В этом финале все будет по-другому, потому что более опытными являемся как раз мы".

Я понимаю, что чувство футбольного приключения вдохновляет Клоппа. В личном плане – его карьера началась в Майнце, в Дортмунде, а теперь продолжается с Ливерпулем – и в коллективном, так как он обеспечивает возрождение команд, а не получает – уже успешные.

Всем казалось, что союз Клоппа и Ливерпуля будет идеальным, но почему он действительно сработал?

"Не могу это объяснить. Это не было осознано", – говорит он.

"Когда я возглавил Майнц, клуб стал очень эмоциональным. Нам удалось привлечь внимание своей игрой, потому что мы стали более атакующими, чем раньше. Как-то в университете я выступал с речью о мотивации и футболе, и я спросил у всех: "Почему вы, черт возьми, не приходите на стадион?" Я сказал, что они должны, и практически был готов собственноручно раздавать билеты. Мы возглавляли второй дивизион, а на наши матчи приходило 6 тысяч зрителей".

"Спустя несколько лет на стадионе было уже 20 тысяч. Как на Чикаго Буллз. Борьба за сезонные абонементы велась на смерть".

"Что касается Дортмунда, я знал, какое впечатление производит "Желтая стена", и знал, что у меня может получиться, но у меня не было чувства, что это единственный клуб, где я смогу работать. Я считал, что Дортмунд может стать хорошей командой, но не от тебя зависит, будет ли у тебя шанс".

"О Ливерпуле же я думал всегда. Но новости о клубе, которые доходили до Германии, не были позитивными. Им не удавалось развиваться".

"Мне казалось, что Ливерпуль хочет достичь чего-то, но у них ничего не получалось. Работая в Бундеслиге, не всегда удавалось следить за АПЛ. Я мог смотреть отдельные поединки, но всегда был сосредоточен на своих матчах. Знаю, что сезон-2013/14 был особенным, и раньше тоже были хорошие сезоны, но общее впечатление было таким".

"Когда я закончил с Дортмундом, я начал рассматривать клубы, в которых я мог бы продолжить работу. Не могу объяснить почему, но когда я увидел Ливерпуль, то подумал: "Да, в Ливерпуле было бы круто".

"Когда же мне поступил звонок, где-то в конце сентября или начале октября 2015-го, меня не нужно было долго уговаривать. Почему мы подошли друг другу? Потому, что я люблю, когда футбол является общим для всех интересом".

"Возможно, в отдельных случаях мне это не всегда необходимо, но когда приходит нужный момент и я прошу всех собраться, именно так в Ливерпуле и происходит. Хоть я этого тогда не осознавал, но именно поэтому я и пришел сюда. Я чувствовал, что мы можем добиться успеха совместными усилиями".

"История клуба, конечно, повлияла на мое решение, но его потенциал значил для меня гораздо больше".

"Когда я пришел в Ливерпуль, было ощущение, что в клубе не верили, что им удалось пригласить Клоппа. Я же считал по-другому. Мне тогда казалось, что любой тренер в мире согласился бы возглавить Ливерпуль, и я был готов к этому".

"Это не означает, что у нас была плохая стартовая позиция. Не хочется быть в ситуации, когда у тебя нет шанса, в ситуации, когда хуже не станет, но и лучше тоже вряд ли. Однако картина, которую Майк Гордон (президент Fenway Sports Group) представил тогда передо мной, впечатляла".

"Никто не говорил о деньгах. Мне не сказали: "Вот тебе 100 миллионов фунтов на новых игроков". Но я и не просил этого. Помню, что та команда понравилась мне намного больше, чем всем остальным. Многие из тех игроков до сих пор в команде".

"Конечно, мы подписывали новых игроков, но перестройка проходила естественным и здоровым образом. Нам удалось привнести потенциал и профессионализм, которые привели к качеству. Я увидел, с чем мне предстоит работать, узнал, что скоро будет проведена реконструкция главной трибуны, и был посвящен в детали относительно новой раздевалки на Энфилде, что помогло мне представить светлое будущее".

"Новая раздевалка быстро стала для нас домом. Это лучшая раздевалка в Премьер-лиге, и она – наша. Это все мелкие детали, но очень важно, чтобы ребята ощущали комфорт. Об атмосфере мне можно и не говорить. Люди ощущают ее – по телевизору, в пабе или на стадионе, если им повезло".

Это было более чем очевидно в полуфинале, когда команда совершила камбек, о котором на Энфилде будут слагать легенды.

"Наши игроки должны были поверить, что у них есть возможность, и больше ничего", – говорит он.

"Я говорил парням, что нам нужно победить со счетом 4:0, и смеялся. Легко сказать, да? Я знал, что будет трудно, практически невозможно, но я сказал: "Благодаря вам у нас есть шанс, поэтому давайте попробуем. Все зависит не от того, что я говорю, а от игроков и от того, о чем они думают".

"Когда Барселона разыграла мяч и отдала его назад, а мы в этот момент набросились на них, я подумал, что все возможно. Но все равно у Барселоны иногда были такие моменты на Энфилде, которых не было на Камп Ноу".

"В перерыве игру не смог продолжить Энди Робертсон. Вышли Милли и Джини. В раздевалке была такая атмосфера в тот момент. Все были во всеоружии. Мы знали, что если Барселона забьет хоть один гол, то все закончится, но по ходу поединка мы не думали о конечном исходе, а лишь о следующем шаге".

"При счете 2:0 атмосфера изменилась. Затем 3:0. Вау. Затем счет стал 4:0 благодаря лучшему голу, который я когда-либо видел. Гол сезона. Такой сложный. Не только из-за розыгрыша углового от Трента, но и из-за удара, после которого мяч в 9 из 10 случаев перелетел бы через Коп".

"Я так представляю себе свою работу. Если возможно, проведи лучший сезон в своей жизни. Если удалось что-то выиграть – продолжай. Если ничего не удалось выиграть – продолжай".

"Не важно, будут ли через пару лет говорить, что Клопп выиграл или не выиграл тот или иной трофей. Мне это ни к чему. Я хочу, чтобы клуб оставался на позитивной волне. Но конечно, я хочу завершить этот сезон по-другому".

В том-то и дело.

Наиболее обидным фактом в поражениях в финале Лиги Европы в Базеле, в прошлом сезоне в Киеве и проигрыше чемпионского титула Манчестер Сити было то, что наибольшие успехи приходилось откладывать.

Противники часто говорят, что болельщики Ливерпуля станут невыносимыми в случае победы. Возможно, они правы. Наши болельщики, как никто другой, умеют наслаждаться победой. По правде говоря, я прибыл в Марбелью, в тренировочный лагерь Ливерпуля, с приглашением для тренера.

"Вы просто так не можете разгуливать по центру Ливерпуля, потому что вас узнают, но отправитесь ли вы туда 2 июня?" – спрашиваю его я.

"Если мы выиграем, я обещаю. Я тогда не усну", – отвечает он.

"Хорошо. Я буду за вами присматривать", – говорю ему.

"Не уверен, что это поможет. Я видел парочку видео с вашим участием! – говорит Клопп и добавляет. – Праздновать победы у меня неплохо получается".

"Мы к этому стремимся. Этого мы хотим добиться в конце сезона. Мы заслуживаем этого на 100%. Но Тоттенхэм думает по-другому. И это нормально".

"Мы работаем для достижения нашей цели. Три раза мы были очень близки, но в трех случаях мы не получили ничего. С Олимпийских игр ты возвращаешься домой с серебряной медалью. Мы не получили ничего".

"У нас не будет проблем с мотивацией".

The Telegraph, перевод: Сергей Сакара.


Желаете узнавать главные футбольные новости первыми? Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Следить за нашим сайтом вы также можете в FacebookInstagram и Twitter.