Обновленная политика Лиона является главной темой обсуждения французских СМИ в начале сезона.
Курс на сокращение расходной части бюджета, активно продвигаемый с апреля 2011 года президентом клуба Жаном-Мишелем Ола, постепенно подбирается (если еще не подобрался) к своей кульминации. Когда-то владелец Олимпика не считал денег, сделав из заурядного середняка гегемона французского футбола и возведя Ткачей в ранг грандов футбола европейского. Однако финансовый кризис в стране и несколько неудачных приобретений на трансферном рынке сказали свое веское слово – мсье Ола пересмотрел свое отношение к детищу, превратившись в экономного и расчетливого хозяина, а болельщикам некогда непобедимой команды остается только вздыхать, вспоминая былые времена.
Во многом степень разочарования фанатов Лиона стартом нового сезона усугубилась удачными выступлениями в сезоне прошлом. Олимпик продолжал активно расставаться со своими лидерами, но делал это без особого фанатизма. Да и плодовитая академия Ткачей подсобила, выпустив в свет нескольких талантливейших ребят: потери Али Сиссоко и Криса остались незамеченными благодаря быстрому прогрессу Самюэля Умтити, уход Мичела Бастоса несколько скрасил молодой Александр Ляказетт, взявший на себя функции лидера команды. Взлет Клемана Гренье получился настолько молниеносным, что его не ожидал даже сам Ола. С горем пополам Ткачи финишировали на третьем месте и завоевали столь желанное место в Лиге чемпионов, вернув своим многочисленным поклонникам уверенность в светлом будущем.
Лига чемпионов со своими призовыми и внушительными доходами от телетрансляций сулила Олимпику солидное пополнение бюджета. Но Ола не стал обольщаться такими перспективами. Наоборот, босс Ткачей решил не тратиться на усиление состава, как это, например, сделало руководство Марселя, а продолжил гнуть свою линию. Если продажа Деяна Ловрена, который в конце прошлого сезона в пух и прах разругался с Реми Гардом, была шагом вынужденным и необходимым, то решение отказаться от услуг Лисандро Лопеса, Бафетимби Гомиса и других выглядит крайне странным.
Ола зашел слишком далеко в своем стремлении зарабатывать на футболе. «Я хотел остаться в Лионе. С моей стороны не было никаких проблем, но меня попросту выгнали из клуба. Я много сделал для Ткачей, и даже моя аренда в Шальке была вынужденной мерой. Президент клуба Жан-Мишель Ола сказал, что мое возвращение невозможно по финансовым причинам, и мне пришлось смириться с этим», — Мичел Бастос не скрывал разочарования политикой клуба. Переход в Аль Аин получился настолько спонтанным, что удивил даже самого бразильца. После отказа Шальке выкупать права на Бастоса мсье Ола за считанные дни нашел нового претендента на футболиста.
Ситуация с Бафетимби Гомисом вовсе получилась комичной. Отстранив нападающего от тренировок и тем самым «предоставив ему возможность искать новое место работы», президент Лиона прямым текстом дал понять, что в новом сезоне делает ставку на Лисандро Лопеса. «Мы были вынуждены расстаться с одним из футболистов. Мне пришлось выбирать между Лисандро Лопесом и Бафетимби Гомисом. У Лисандро есть необходимые лидерские качества и харизма. Тем более, у Лопеса сложились прекрасные отношения с Реми Гардом и он является настоящим лидером команды. Что же касается Гомиса, то в его пользу говорит исключительно статистика. Так что я решил отказаться от услуг Бафетимби», — настолько романтичен Ола не был никогда. Каково же было удивление, когда через три дня после этого признания в любви президент Ткачей сообщил о продаже аргентинца в Аль-Гарафа! Еще зимой он не отпускал Лисандро в Ювентус, но спустя полгода принял первое попавшееся предложение.
Лишившись одного лидера атак и разругавшись с другим, Ола оставил свою команду у разбитого корыта. Наладить отношения с Бафетимби Гомисом, который твердо намерен покинуть клуб, вряд ли удастся. А если и удастся, то маловероятно, что нападающий будет защищать цвета Олимпика с прежним рвением. Бафе, который только на днях получил разрешение тренироваться вместе с командой, уже заявил, что готов отработать контракт до конца, то есть до июля 2014 года, но продлевать трудовое соглашение отказался категорически. Уход такого футболиста на правах свободного агента больно ударит по карману президента. Месть Гомиса получится изощренной – форвард ткнет пальцем в больное место, посыплет финансовую рану солью.
С точки зрения болельщиков, ситуация в клубе выглядит критической, и неудивительно, что с каждой следующей неудачей популярность Ола падает. Может показаться, что Жан-Мишель – меркантильный чудак, который не знает, чего хочет от собственного клуба. Но только на первый взгляд. Если копнуть глубже…
Два года назад Жан-Мишель поставил цель играть по правилам финансового фэйр-плей, и пока ему это удается. Вот только совмещать материальное благополучие с высокими спортивными результатами оказалось невыполнимой задачей. По итогам прошлого года Лион стал 15-м в списке самых дорогих футбольных клубов планеты, однако заработать Олимпику не удалось ни копейки – операционные убытки Ткачей составили три миллиона евро. Годовой доход французского гранда соизмерим с показателем доходности дортмундской Боруссии, но завышенные зарплаты некоторых игроков не позволяли клубу выйти в «ноль», вот Ола и решил устроить распродажу.
Жан-Мишель смотрит в будущее. Сейчас его приоритетом является строительство нового 60-тысячного Стад де Люмьер: «Задача — построить мультифункциональный комплекс, который будет принимать различные мероприятия все 365 дней в году. Необходимо, чтобы он служил и людям, и бизнесу. Это будет больше, чем просто стадион». Увеличение количества зрительских мест по сравнению с устаревшим Жерланом призвано спровоцировать рост прибыли клуба. По прогнозам, введение этой арены в эксплуатацию позволит увеличить бюджет Лиона со 130 миллионов до 230 миллионов в год. Но все это будет в будущем…
Сейчас же Олимпик вынужден мириться с ухудшением результатов. Главный тренер команды Реми Гард, по сути, оказался заложником обстоятельств. Перечить руководству и требовать приобретения новых игроков ему не хватает смелости и авторитета. Да и смысла рисковать работой в именитом клубе нет – Ола все равно останется непреклонен. Так что приходится наставнику лишь намекать на существование проблем в многочисленных интервью.
Стартовые победы над Ниццей и Сошо несколько развеяли мрачную атмосферу вокруг Олимпика, но провальная прошлая неделя вызвала бурю негодования. Болельщики Лиона разразились праведной критикой. Не молчали и средства массовой информации, ведь домашнее фиаско Ткачей от Сосьедада не только минимизировало их шансы на выход в групповой этап Лиги чемпионов, но и больно ударило по имиджу всего французского футбола. Франции хватило недавнего позора имени Монпелье и Лилля. Увы, кровью и потом заработав путевку в Лигу чемпионов, Лион не стал ей дорожить.
«Чтобы добиваться высоких результатов, команде, прежде всего, нужна стабильность. У нас ее нет. Мы были вынуждены расстаться со многими исполнителями, и я не мог ничего изменить. В данный момент Лион вынужден делать ставку на молодежь. Таковы реалии, и мы должны с ними мириться. Ребята полны энтузиазма и готовы сражаться за результат, но завершить сезон в тройке лидеров будет непросто. У меня нет уверенности в будущем. Конечно, выход в групповой этап Лиги чемпионов нам бы помог, но после поражения в первом матче успех в дуэли с Сосьедадом будет настоящим подвигом», — на днях признался Реми Гард. Наставник понимает, что Лион ждет крутое пике, и уже готовится к всевозможным передрягам. Такой смиренностью тренер заслужил уважение со стороны руководства. Вспомните, с каким остервенением босс Ткачей одного за другим увольнял авторитетных тренеров в середине двухтысячных. А Реми Гард при полном отсутствии побед и регалий начинает у руля Олимпика уже третий сезон…
Впрочем, Ола не унывает. «Не торопитесь с выводами. Футбол бывает жесток в краткосрочной перспективе», — написал Жан-Мишель в своем Твиттере после субботней оплеухи от Реймса. Он верит в светлое будущее Олимпика. Вопрос остается в том, когда оно наступит. Через пять, через десять лет? Лион преднамеренно уходит в тень, чтобы после перезагрузки вернуться в бой за трофеи с новыми силами и новыми материальными возможностями.