Football.ua рассказывает о симбиозе Лиона и главного тренера команды Реми Гарда.
Первый опыт играет важную роль в любом деле. Понравится или не понравится, получился или не получился – от этого зависит дальнейшее отношение к занятию, увлечению, профессии… Первое впечатление, как правило, оказывается определяющим и оставляет отпечаток в сознании на долгие годы, а в случае публичных людей порой формирует стереотипное мнение общественности. Редко можно увидеть успешного директора крупной компании, не имеющего за плечами нескольких лет работы во главе предприятия поменьше. Нечасто знаменитой становится певица, ранее не пытавшая счастья в небольших музыкальных конкурсах. Еще реже человек, который никогда в своей жизни не работал главным тренером, возглавляет футбольный клуб с мировым именем. Реми Гард стал исключением.
21 июня 2011 года на главной странице сайта Лиона появилась новость с неожиданным заголовком «Реми Гард – новый тренер Олимпика». На фоне Поля Ле Гуэна, Жерара Улье и Клода Пюэля имя новоиспеченного наставника терялось. Знали его разве что болельщики клуба, которому Реми посвятил почти всю свою жизнь, да Арсен Венгер, который в середине 90-х переманил Гарда-футболиста в лондонский Арсенал. Решение Жана-Мишеля Ола было, мягко говоря, спорным в глазах общественности и одновременно судьбоносным для самого специалиста. Все-таки нечасто «руководители тренировочных центров» становятся главными тренерами команд с лигочемпионскими амбициями.
Решение Жана-Мишеля Ола было, мягко говоря, спорным в глазах общественности и одновременно судьбоносным для самого специалиста
Два с половиной года назад поступок президента Ткачей казался странным, но, будучи опытным бизнесменом и обладая отличными навыками в стратегическом планировании, Ола уже тогда понимал, что о пресловутых амбициях его клубу придется забыть. По крайней мере, временно.
Строительство фешенебельного Стад де Люмьер к чемпионату Европы во Франции обещало больно ударить по карману, и Жан-Мишель решил заблаговременно отказаться от чемпионских претензий. Из-за необходимости отдавать кредит, взятый у государства на возведение арены, Лиону предстояло существенно сократить зарплатную ведомость, распродать своих лидеров и затаиться во втором эшелоне французского чемпионата. По мнению президента, в такой ситуации руководить игрой команды мог и доморощенный специалист. Вот выбор Ола и пал на Гарда, который в свое время набрался ума-разума у Улье и проявил себя с лучшей стороны, возглавляя тренировочный центр Олимпика.
Проблема заключалась в том, что весь этот поток мыслей проносился в голове президента клуба, и фанаты не имели к нему никакого доступа. Болельщики, в свою очередь, привыкшие к победам команды, не желали умерить аппетиты и попросту не догадывались о грядущих переменах. Еще весной команда под руководством Клода Пюэля впервые в своей истории команда пробилась в полуфинал Лиги чемпионов. На фоне такого успеха новость о назначении Гарда на священную должность главного тренера как минимум настораживала.
Но коуч принялся за работу с энтузиазмом. Конкуренты напирали со всех сторон: внезапно разбогатевший ПСЖ, великолепный Лилль Руди Гарсии, обозленный на всех Марсель, жаждущий вернуть чемпионскую корону, наконец, сенсационный Монпелье. Лиону было непросто, но Реми Гард был преисполнен решимости преодолеть трудности. А возникали они одна за другой. Первым испытанием для наставника, который только-только успел познакомиться с подопечными, стала продажа лидеров команды Жереми Тулалана и Миралема Пьянича. Трансферы позволили руководству залатать дыру в бюджете, но при этом пробили брешь в отточенной командной игре коллектива.
Лиону было непросто, но Реми Гард был преисполнен решимости преодолеть трудности
Вместо футболистов с европейским именем в распоряжение Гарда поступила целая пачка выпускников академии. Умтити, Гассама, Гренье, Колодзейчак, Ляказетт, Пье, Бельфодил, Гоналон – их было не сосчитать. В довесок из Гавра был выписал суперталантливый, но не менее молодой Гейда Фофана. За исключением последнего тренер прекрасно знал всех ребят, с которыми частенько сталкивался на своей предыдущей должности. «Я всегда любил общаться с молодежью. Это помогает мне оставаться молодым в душе, независимо от того, что написано в паспорте. Я доверяю ребятам, и обязательно предоставлю шанс каждому из них», – однажды заявил Гард.
Не обладая особым авторитетом, Реми не имел возможности ударить кулаком по столу в беседе с подопечным. Да и не в его стиле были силовые методы. Тренер всегда считал, что при желании с любым человеком можно найти общий язык. Главное, чтобы подход был индивидуальным: «Я всегда давал ребятам то, что они хотели. Например, Максим Гоналон. Обладая серьезным характером, он всегда хотел выделяться среди своих ровесников. Я вошел в его положение и после продажи Уго Льориса сделал его капитаном. Рисковал ли я? Возможно. Но с повязкой на руке Гоналон стал действовать куда увереннее. Сейчас он один из лидеров команды».
Тренер всегда считал, что при желании с любым человеком можно найти общий язык. Главное, чтобы подход был индивидуальным
Конечно, далеко не всем игрокам удалось вписаться в игру Лиона. Тем же Гассама, Колодзейчаку и Пье пришлось искать себе новое место работы. Не обошлось без влияния финансовой составляющей. Тот же Бельфодил был продан в Парму лишь потому, что Крестоносцы сделали достаточно щедрое предложение. Гарду приходилось подстраиваться под постоянно изменяющиеся внешние факторы. Ведущие исполнители продолжали покидать команду, на смену им толком никто не покупался, а болельщики продолжали требовать побед…
Первый сезон у руля Лиона получился для Гарда крайне трудным. Команду лихорадило в течение всего года, тренер пытался отыскать оптимальную модель игры, но конкурировать с мощным Лиллем, богатым ПСЖ и чемпионским Монпелье коллектив не мог при всем желании. Финишировали Ткачи на четвертом месте и впервые за долгие годы не попали в Лигу чемпионов…
Этот результат лишь ускорил падение клуба. Недосчитавшись солидной порции призовых, Жан-Мишель Ола принялся с незавидным энтузиазмом избавляться от высокооплачиваемых игроков. Казалось, что, лишившись Уго Льориса, Мичела Бастоса и Кима Шельстрема, Лион тут же опустится в середину турнирной таблицы и затаится в ожидании лучших времен, но… В столь суровых условиях Гард проявил с самой лучшей стороны и убедил многочисленную и требовательную торсиду в том, что другой тренер команде не нужен. Доказывать это руководству не было никакой необходимости. Ола еще в момент подписания контракта с наставником выдал ему большой кредит доверия.
Главным козырем команды Гарда в глазах фанатов стал атакующий стиль игры. Клод Пюэль со своим прагматичным футболом изрядно надоел зрителям, которые жаждали зрелищ, и даже заслужил прозвище «деревянный». С приходом Гарда на тренерский мостик болельщики получили недостающие ранее эмоции. За открытый футбол Олимпику частенько приходилось платить потерянными очками, но поддержка наставника со стороны простых обывателей росла с каждым днем. Неудачи неудачами, но тренер умел расположить к себе людей. Так что даже непопадание Лиона в Лигу чемпионов болельщики встречали баннерами и песнопениями в поддержку полюбившегося наставника. Да, он не давал результата, но, во-первых, не располагал былыми финансами, а, во-вторых, был в доску своим. Как такого не любить?
Главным козырем команды Гарда в глазах фанатов стал атакующий стиль игры
В доску своим Гард был и для футболистов. Конечно, найти общий язык с такими персонажами, как Деян Ловрен, жаждущими денег и славы, было сложно, но для доморощенной молодежи тренер стал лучшим другом. Реми обладает уникальным умением требовать по возможностям и давать по потребностям. Люди, потребности которых он не мог удовлетворить, покидали клуб. Так случилось и с непокорным Ловреном, который, проиграв конкуренцию молодому Самуэлю Умтити, заявил, что тренер его выжил из клуба, и с Мичелом Бастосом, зарплату которого бедствующий Лион попросту не мог платить.
Сейчас в Олимпике остались только те, кто действительно хочет за него играть, и Бафетимби Гомис. Однако форвард, который официально объявил о решении покинуть клуб летом, намерен уйти красиво, с высоко поднятой головой, поэтому не отбывает номер в оставшихся матчах, а является одним из лидеров команды.
Третье место по итогам прошлого сезона вовсе вознесло Гарда в ранг чудотворца. Попасть в тройку лидеров со столь скудными ресурсами – дорого стоит. «Когда мы принимали решение о назначении Гарда на пост главного тренера, то были определенные сомнения. Сейчас же я уверен в том, что Реми идеально подходит для нынешнего Лиона, а нынешний Лион идеально подходит для него», – заявил генеральный директор Ткачей Бернар Лякомб в конце весны. Ключевое слово в этом заявлении – «нынешнего». В условиях финансового кризиса, когда основной опорой является молодежь, когда качественных футболистов не хватает даже чтобы сделать в течение игры три замены, Реми чувствует себя идеально. Но сложно сказать, как этот наставник проявит себя во времена благополучия и необходимости бороться за трофеи. Когда тебе приходится держать на скамейке звезд первой величины, сложно наладить с ними дружеские отношения. Впрочем, Олимпику это не грозит еще года два. Это подтвердил Ола в одном из осенних интервью: «Пока мы не завершим строительство нового стадиона, будет сложно рассчитывать на возвращение в число грандов. Придется довольствоваться малым».
Кадровые проблемы злым роком преследуют Лион в текущем сезоне, и главному тренеру постоянно приходится работать в условиях жесткого дефицита исполнителей
В том же интервью, которое вышло после сокрушительного поражения от Монпелье (1:5), президент клуба в очередной раз поддержал главного тренера: «Я поражен тем, с каким спокойствие Гард выдерживает нападки со стороны СМИ. Он дает понять, что полностью контролирует ситуацию и уверен в своем положении в клубе. Я прекрасно понимаю, что последние результаты – вина не его, а переполненного лазарета. Еще раз хочу подчеркнуть, что полностью доверяю Реми».
Кадровые проблемы злым роком преследуют Лион в текущем сезоне, и главному тренеру постоянно приходится работать в условиях жесткого дефицита исполнителей. К счастью, Гард обладает умением подстраиваться под обстоятельства и выжимать из футболистов их максимум. Так на свет родилась тактическая схема 4-4-2 с ромбом в средней линии, которую отметил даже Роман Григорчук. Здесь в новой ипостаси себя обрели Клеман Гренье и Гейда Фофана, Александр Ляказетт оказался куда полезнее в роли форварда, а не флангового полузащитника, а Анри Бедимо получил полную свободу на своем левом фланге.
После зимнего перерыва Лион расцвел. Ткачи поправили положение в турнирной таблице чемпионата и уже подумывают вступить в борьбу за место на подиуме, вышли в финал Кубка Лиги, намерены проявить себя и в Лиге Европы. Гард создал команду, которая демонстрирует один из самых привлекательных футболов во Франции. Учитывая особенности кадровой политики, намерение Гарда выкладываться во всех турнирах выглядит наивным: редкий футболист может отбегать два матча в неделю без вреда своему здоровью. Однако Лиону это пока удается.
«Честно говоря, я верил в Гарда, когда подписывал с ним контракт, но изначально я не ожидал, что он окажется настолько сильным специалистом. Реми обладает отличным тактическим и аналитическим мышлением, хорошо разбирается в психологии и может найти подход практически к любому футболисту. В тяжелые времена нам вряд ли удастся найти тренера, который лучше справится с поставленными задачами, – продолжает восхищаться наставником Ола. – Что бы я ни сделал, какого бы игрока ни продал, я знаю, что Гард не позволит Лиону потерять имя». После такой школы жизни, после всех трудностей и невзгод Реми должен попытаться проявить себя в клубе с более широкими возможностями. Но вряд ли он покинет Олимпик в ближайшее время: слишком сильно он предан Лиону, и слишком сильно на него рассчитывает руководство. Се ля ви…
Андрей Шкуренко, Football.ua